Дворцовые ковры

Дворцовые ковры

К 10-летию Ассамблеи народов Казахстана приурочена уникальная выставка, которая проходит в Центральном государственном музее РК. До 19 октября алматинцы и гости южного мегаполиса могут познакомиться с коллекцией древнего декоративно-прикладного искусства уйгур из частного собрания известного казахстанского антиквара и коллекционера Азата Акимбека. Он удостоен звания «Заслуженный деятель РК» за выдающийся вклад в дело сохранения и популяризации национального изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Азат Акимбек — почетный член Парижского аукционного дома «Libert & Gastor».

В его биографии значатся: восьмилетнее образование, работа учеником художника в художественной мастерской; художником-оформителем; окончание одиннадцатилетки в средней школе рабочей молодежи; служба в рядах Советской армии, работа главным художником Сырдарьинской области. С середины 70-х годов Акимбек становится широко известен как первый художник-чеканщик в Казахстане.

Но в официальной биографии Азата Акимбека не значится один факт, который сыграл большую роль в его жизни.

— Все началось с медного кувшина, который мне подарила бабушка, — вспоминает коллекционер. — Взяв его в руки, я подумал, что если уйгурский мастер сделал такой красоты кувшин, значит, должны же быть подобные сосуды. Именно этот старый кувшин и натолкнул меня на мысль коллекционировать антиквариат.

Азат Акимбек стал ездить в аулы, ходить там по домам и спрашивать у аксакалов старинные вещи своего народа. За это к нему надолго «приклеилось» прозвище старьевщик, и при виде его некоторые аульчане даже крутили пальцем у виска. А он, с разрешения хозяев, с особой радостью и каким-то благоговением находил в сараях старые кувшины, колеса от телег, хомуты.

Исколесив за долгие годы самые отдаленные и глухие уголки необъятного Союза, Азат Акимбек собрал огромное количество этнографического материала, что помогло ему стать крупным знатоком культуры народов Центральной Азии и Кавказа.

Сейчас Азат Акимбек принадлежит к числу так называемых штучных специалистов, которые могут без экспертизы определить подлинность вещи. Вот пример. В Алматинском аэропорту была задержана крупная партия предметов старины и искусства. В коробках, принадлежащих человеку, прибывшему из Парижа, таможенники нашли бронзовые статуэтки, часы, картину, пистолеты, пивную кружку, очень похожие на те, которые были сделаны еще во времена Пушкина. Чтобы определить подлинность и ценность этих вещей, в аэропорт срочно пригласили Азата Акимбека. Пристально осмотрев находки, он пояснил: «Бронзовые статуэтки, пистолеты и часы — подделки, причем не очень искусные. А вот картина и немецкая пивная кружка — настоящие ценности». Кстати, в качестве эксперта по прикладному искусству Центральной Азии он получил приглашение от аукционного дома «Libert & Gastor».

В 1977 году, в только что открывшемся музее им. Кастеева Азат Акимбек провел первую в истории выставку уйгурского народного декоративно-прикладного искусства. Представленные 110 экспонатов ярко и наглядно демонстрируют его уникальность и самобытность. Стоит сказать, что в этом музее Азат Акимбек работал вначале реставратором, затем младшим научным, а потом и старшим научным сотрудником. Свою коллекцию в те далекие застойные годы ему удалось показать во многом благодаря помощи и заинтересованности тогдашнего директора музея Канафьи Тельжанова, народного художника СССР.

«Его заместителем в то время была удивительный человек Сабила Кумарова, она, крупнейший искусствовед, сыграла не меньшую роль в моей творческой жизни», — говорит Азат.

А в 2002 году он организовал выставку «Ретро-Казахстан», на которой представил редкие документы советской эпохи. Очень интересной и необычной была и крупная выставка его экспонатов «Народное искусство казахов-оралманов».

С помощью своих антикварных вещей Азат знакомит мир с культурой народов Центральной Азии. Его коллекции были представлены на выставках во многих столицах республик бывшего СССР — в Москве, Бишкеке, Ташкенте, Баку, Тбилиси, а также в дальнем зарубежье — в Будапеште, Париже, Стамбуле. И они продолжают путешествовать по миру.

Другой раритет — пасхальное яйцо, изготовленное русским мастером Лукутиным в конце ХIХ века. Высотой почти 16 сантиметров, оно сделано из папье-маше и покрыто сусальным золотом. Старинная вещь восхищает своей сложной композицией на тему «Воскресение Христово». В Казахстан эту редкость привез ссыльный сенатор Любочинский, известный своей дружбой с императором Николаем Вторым.

— Собирая коллекцию ювелирных украшений, старинные платья модниц времен минувших, я хочу вернуть красоту, прекрасное мгновение душевного порыва древнего мастера, чье имя иногда для нас безвозвратно утеряно, — говорит коллекционер. — Сейчас кто шьет для нас одежду? Целые фабрики, огромная индустрия! А моя коллекция — это мир рукоделия, штучных изделий. Воистину, национальный костюм — это зеркало прошлого. Но наши предки не только созерцали красоту своего творения, но и предполагали его многофункциональность. Например, в красивом таджикском головном уборе предусмотрен даже мешочек для длинных кос, а старинные украшения не просто красивый аксессуар, они также имели прикладное назначение. Например, мешочек для амулета имел маленький кармашек для зубочистки. Старинные платья и украшения, собранные Азатом, — это вековая история жизни, мир наших бабушек и прабабушек.

А еще в его коллекции есть очень занимательные вещицы, такие как, например, первая соковыжималка, старинный утюг, стереоскоп.

Особая страсть Азата Акимбека — старинное оружие. В советское время он собирал его подпольно и старался никому не показывать. Ведь такое коллекционирование советская власть, мягко говоря, не поощряла. Наш герой считает, что оружие — это самое ценное в любой коллекции, и оно наиболее ярко отражает историю народа.

Если раньше словосочетание «антикварная лавка» мы знали только по кинофильмам, встречали в книгах и с особым замиранием посещали эти лавки за границей, то сейчас в Алматы более десяти антикварных салонов. Как утверждают их владельцы, антиквариат завезли в Казахстан русские и украинские переселенцы. Ценные семейные реликвии, среди которых, например, были и произведения Фаберже, тайно вывозили в Центральную Азию русские дворяне, интеллигенция. Старинные вещи привозят с собой и потомки оралманов. Спустя 70—80 лет антиквариат возвращается в нашу страну в основном из Китая, Монголии, Афганистана, Пакистана.

Сегодня мир захлестнул антикварный бум. Ажиотаж вокруг антиквариата происходит и в нашей стране. По словам антикваров, он начался в Казахстане в начале XXI века. Если раньше раритеты покупали у нас в основном иностранцы, то теперь старина всерьез заинтересовала отечественных бизнесменов, чиновников и простых обывателей.

Коллекции Азата Акимбека поистине бесценны. За них ему неоднократно предлагали огромные деньги. Одну из его коллекций, например, американцы хотели купить за семь миллионов долларов.

Именно под таким названием проходит в Центральном государственном музее РК выставка его коллекции. На обозрение представлены 500 экспонатов. Среди них широкая публика впервые увидела коллекцию хотанских древностей — скульптуры из камня, бронзы и глины II—IV веков нашей эры. Большой интерес представляют средневековая керамика и предметы декоративно-прикладного искусства, музыкальные инструменты, старинные рукописи из Кашгара, Хотана, Яркенда, Аксу и Каракаша — мест проживания уйгур.

Как отметили искусствоведы, эта коллекция — единственное в мире собрание, в котором наиболее полно отражена материальная и духовная культура уйгурского народа.

— Я собрал огромную коллекцию и хочу, чтобы через 35 лет все собранные мной у народа вещи вновь вернулись к народу, — сказал Азат Акимбек на открытии этой выставки. Наш герой давно ратует за то, чтобы в Алматы открылся музей уйгурского искусства, которому он хочет подарить свою коллекцию. Но увы — здание под этот музей пока не находится.

— У меня нет условий хранить эти экспонаты. В моей коллекции было 64 древних уйгурских ковра, а осталось всего 27, все остальные поела моль, — поделился он печалью. — Руки человека творят чудеса, которые обретают материальное воплощение, и это необходимо сберечь для потомков. Ведь, как известно, без прошлого нет будущего, — утверждает известный антиквар и коллекционер. А еще он признался, что среди старинных вещей порой чувствует себя лучше, чем среди людей.

Иранские ковры Buchara: классика от мастеров Востока

Магазин Buchara предоставляет лучший выбор восточных ковров ручной работы в Чешской республике. Только здесь Вы приобретёте уникальный аксессуар для дома по выгодной цене – со скидкой до 50%.

Фирма Buchara (www.buchara.cz)появилась на чешском рынке в 1994 году, и с тех пор успешно занимается производством, доставкой и распространением ковров из Турции, Кашмира и Ирана. Ассортимент магазина настолько обширен, что здесь каждый сможет подобрать себе что-то по душе: более 10 000 ковров, молитвенных ковриков и ковровых дорожек от небольших (60 x 120 см) до огромных (3 x 4 м).

«Все изделия они выполнены исключительно из натуральных материалов: шерсти, шёлка или смеси шерсти с шёлком, — рассказывает представитель компании Buchara Адам Вомачка. — Никакой синтетики!». Однако если Вы подыскиваете ковёр, который впишется в абсолютно любой интерьер, то стоит обратить внимание на произведения иранских мастеров.

Иранские ковры отличаются, прежде всего, классическим традиционным узором, растительным или геометрическим, который был придуман мастерами сотни лет назад, и с тех пор не подвергался изменениям. Чистые линии и правильные формы рисунка позволяют вписать такой ковёр в любой интерьер, от дворцовых апартаментов до современного офиса.

Все ковры изготавливают из натурального шёлка и шерсти первого пострига молодых высокогорных овец. Существует 4 вида иранских ковров: Nain, Tabriz, Isfahan и Bidjar. Узоры для Nain, Tabriz, Isfahan выполняются в синем, белом и бежевом оттенках, иногда к ним добавляется зелёный, красный цвет, чёрные детали.

Коротко остриженная шерсть ковра идеально подчёркивает красоту и замысловатость узора, а шёлковая основа (например, у ковра Isfahan) обеспечивает требуемую прочность. Шёлковые волокна в сочетании с шерстью придают изделию по-настоящему роскошный внешний вид и позволяют рассмотреть самые мелкие детали узора. Именно поэтому ковры Nain, Tabriz часто используются в качестве украшения интерьера. А вот ковёр Bidjar наоборот, можно положить даже в прихожей, не боясь его испортить: его толщина и плотность вязки выдерживают значительные нагрузки.

Подробнее ознакомиться с ассортиментом и выбрать подходящую расцветку и размер ковра можно на сайте магазина www.buchara.cz или в самом магазине. Специалисты фирмы Buchara помогут определить, какое именно изделие лучше всего подчеркнёт исключительность Вашего интерьера, Ваш вкус и чувство стиля. По желанию клиента ковёр можно привезти в квартиру или офис перед оформлением покупки и проверить правильность выбора.

Если же Вы не сможете выбрать среди предлагаемых изделий то самое, идеальное, то можно изготовить ковёр на заказ с учётом всех Ваших пожеланий. После покупки ковра к специалистам компании можно обратиться в любой момент с просьбой о чистке, починке или продаже старого изделия.

В настоящее время на все изделия фирмы Buchara предоставляется рекордная скидка в 50%. Не упустите возможность сделать Ваш интерьер шикарным с помощью восточного ковра!

Реставрация ковра из Общего кабинета Павловского дворца

Художественные ткани, к которым относятся ковры, гобелены, занавеси и драпировки окон, обивки мебели и стен, являются важной частью убранства дворцовых интерьеров, создавая эффектный фон для произведений живописи, изделий из фарфора, хрусталя, мрамора и золоченой бронзы. Однако по сравнению с другими предметами обстановки ткани наименее долговечны. Они выцветают под воздействием света, теряют яркость красок от оседающей на них пыли, постепенно утрачивают эластичность от колебаний температуры и влажности, повреждаются насекомыми. Обветшавшие же ткани существенно портят общее впечатление от всего обстановочного комплекса, поэтому очень важно проводить их своевременную консервацию и реставрацию.

Размер экспоната – 542 х 392 см – предполагает наличие определённых условий для проведения всех необходимых реставрационных мероприятий. Так, для сухой очистки его поверхности нужно просторное помещение, оснащенное мощной вытяжкой, а для водной очистки требуется вакуумный стол, на котором промывка сочетается с моментальным удалением влаги, что позволяет предотвратить возможные затеки красителей. Для восстановления утраченных фрагментов ковра необходим станок, соответствующий его длине. Все эти условия были обеспечены московской реставрационной мастерской под руководством художника-реставратора высшей категории Натальи Павловны Синицыной.

Работы продолжались четыре с половиной месяца и были выполнены на высоком профессиональном уровне. В реставрации участвовали мастера С.Г.Тютимова, С.В.Скрипник и Ш.Абдулмуталиев.

В настоящее время ковер подготовлен для дальнейшего экспонирования.

Финансирование реставрации ковра осуществлено из средств Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Источники:
Дворцовые ковры
По происхождению уйгуры – тюрки, а исповедуют они ислам. В свете сегодняшних реалий, когда в сознании простого обывателя понятия «террорист» и «мусульманин» отождествляются, аналитики пытаются разобраться, чего же все-таки добиваются уйгуры – борются за независимость или же их можно отнести к категории террористов
http://uighur.narod.ru/uighurum/azat_akimbek1.html
Иранские ковры Buchara классика от мастеров Востока
Иранские ковры Buchara: классика от мастеров Востока Магазин Buchara предоставляет лучший выбор восточных ковров ручной работы в Чешской республике. Только здесь Вы приобретёте уникальный
http://ptel.cz/2013/10/iranskie-kovry-buchara-klassika-ot-masterov-vostoka/
Реставрация ковра из Общего кабинета Павловского дворца
Реставрация ковра из Общего кабинета Павловского дворца Художественные ткани, к которым относятся ковры, гобелены, занавеси и драпировки окон, обивки мебели и стен, являются важной частью
http://www.pavlovskmuseum.ru/news/restoration/961/

COMMENTS