Изготовление подносов

Жостовский поднос: история и способы изготовления. Жостовская роспись на подносах

Яркие великолепные цветы: розы, пионы, ромашки, незабудки, хризантемы и ландыши (невозможно перечислить их все), искусно рассыпанные умелой рукой художника по темной глянцевой металлической поверхности, – это традиционная жостовская роспись на подносах. Уникальное народное искусство России, не имеющее аналогов!

История старинного русского промысла насчитывает почти 2 столетия, и за это время изделия жостовских мастеров не только не утратили своей популярности и красоты, но, наоборот, приобрели еще большую известность во всем мире и обогатились новаторскими идеями нынешних молодых живописцев.

Сегодня любая современная хозяйка будет счастлива получить в подарок настоящий жостовский поднос, который можно использовать не только по прямому утилитарному назначению, но и в качестве оригинального украшения кухонного интерьера. Точно так же радовались женщины и в начале XIX в., когда им дарили такую красоту.

Но так было не всегда. Искусство жостовской росписи начало формироваться в России в конце XVIII в. Именно к тому времени относятся первые подносы, шкатулки, табакерки, портсигары, всевозможные коробочки и т. д., расписанные в технике лаковой миниатюры, которые изготавливались в селах Московского уезда: Осташково, Троицкое, Новосильцево, Сорокино и Жостово.

Постепенно производство подносов выделилось в отдельное русло, а лидирующую роль в их изготовлении прочно заняло село Жостово. Кстати, первые подносы делались исключительно из папье-маше. Сейчас нам уже трудно представить жостовский поднос, изготовленный из такого материала.

В 1825 году в Жостове была открыта мастерская Осипа Филлиповича Вишнякова. Именно от этого события ведется летоисчисление существования отдельных народных жестовских промыслов. Конечно, эта мастерская была не единственная. Постепенно организовывались и другие артели: Егора Вишнякова в соседнем селе Осташково, А. А. Зайцева в Троицком селе. Популярность их изделий была огромная! Прекрасно продавался жостовский поднос в Москве, Петербурге и других городах.

В 1830 году в Жостове и соседних деревнях открылось сразу несколько мастерских, основателями которых были Е. Ф. Беляев, Т. М. Беляев, Ф. В. Шапкин, В. Л. Леонтьев и И. С. Коломенской. Постепенно производство разрасталось, изделия под роспись стали изготавливаться уже не из папье-маше, а из более прочного и современного материала – железа.

Постепенно рождался новый, привычный нам всем жостовский поднос. История, сохраненная в краевых летописях, рассказывает, как постепенно все больше и больше местных талантливых крестьян вовлекалось в работу художественных мастерских. Удивительно то, как много оказалось талантов среди обыкновенных, необразованных крепостных людей. Первым мастером, о котором упоминается в историческом документе 1839 года, был крепостной графа Шереметьева – Вешняков Филипп Никитин, он занимался росписью подносов вместе со своим сыном. Так рождались в Жостове художественные династии.

Самые известные мастера жостовских подносов: О. Е. Бурбышев (об этом художнике в Жостове ходят легенды, настолько это был виртуозный мастер), Н. М. Цаплагин, А. Е. Вишняков, К. В. Грибков, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, П. С. Курзин, И. А. Савельев, М. Р. Митрофанов, А. П. Гогин, И. П. Плахов, Б. В. Графов. Все эти мастера и многие другие оставили глубокий след в искусстве Жостова, именно ими были созданы замечательные произведения жостовской миниатюры, вошедшие в золотой фонд промыслов.

Оригинальная технология производства жостовских подносов шлифовалась на протяжении многих лет. У мастеров есть немало секретов ремесла, которыми они ни с кем не собираются делиться. Так что о технологии изготовлении изделий Жостова можно рассказать лишь в общих чертах.

Как уже было сказано выше, современные подносы изготавливаются из железа. Они могут иметь самую причудливую форму, тут все зависит от первоначального замысла художника. Перед росписью поднос должен быть тщательно отшлифован и покрыт двойным слоем грунта, приготовленным на основе сажи и каолина. После чего заготовка снова шлифуется и покрывается несколькими слоями цветного лака. Причем каждый слой должен быть хорошо просушен и так же идеально отшлифован.

Далее изготовление жостовских подносов переходит на следующий этап. После всех подготовительных работ изделие готово к росписи, и к дальнейшей работе над ним приступает мастер-художник. Роспись жостовских подносов традиционно производится масляными красками. После ее завершения изделие вновь в несколько слоев покрывается лаком с последующей просушкой и полировкой для придания готовому подносу практически зеркального блеска.

Художественные приемы и особенности жостовской росписи

Художественные приемы жостовской росписи ведут свои истоки от традиционной русской лаковой миниатюры, но, конечно же, имеют свои особенности. Основой можно, пожалуй, назвать рисунок яркими красками по темному фону и оформление композиции золотым орнаментом. Фон жостовских подносов не обязательно черный, он может быть какого угодно цвета: красного, коричневого, зеленого, синего и охристого. Иногда даже встречаются композиции, выполненные на потали (имитация золота), перламутре или светлом, почти белом фоне, но это, скорее, отступление от правил, продиктованное фантазией художника.

Жестовский поднос обычно бывает расписан таким образом, что в центре композиции (цветочного букета) находятся самые крупные и яркие цветы, на которые направлен основной акцент. Ближе к краям элементы букета становятся все мельче и темнее, они как бы сливаются с фоном. Тем самым достигается зрительная глубина и объемность живописи. Жостовские цветы пишутся не с натуры, чаще всего они условны, многое в их изображении зависит от творческого воображения мастера.

Основными мотивами жостовской живописи конечно же являются всевозможные цветочные мотивы, разнообразию которых нет числа! Жостовская роспись придерживается нескольких традиционных типов композиции. Цветы могут собираться в большие букеты, состоящие из 3-5 соцветий, изображаться в корзинах либо быть расположенными гирляндами по всему периметру подноса.

Иногда роспись может быть дополнена изображениями ягод, фруктов или птиц. Есть образцы жостовской живописи, похожие на старинные драгоценные голландские натюрморты. Несмотря на то что рисунок растений достаточно условный, здесь имеются все признаки станковой живописи: тщательная проработка деталей, общий колорит, свободная импровизация.

Весь процесс росписи подноса можно условно разбить на 4 этапа. Сначала делается так называемая «замалевка»: на изделии как бы набрасывается разбеленными красками обобщенный силуэт будущего рисунка, расположение основных пятен.

Следом идут «тенежка» и «прокладка»: нанесение прозрачных теней и обозначение плотными красками самых светлых мест. После чего форма цветов и листьев становится более определенной.

Третий этап – бликовка: нанесение быстрых белильных мазков. При помощи их уточняются все объемы.

Ну и наконец следует заключительный 4-й этап, на котором выполняется «чертежка» и «привязка». При помощи самой тонкой кисточки мастер упругими гибкими линиями обводит контур каждого листочка и лепестка, рисует мелкие веточки и детали, которые и называются привязкой.

В настоящее время художественные жостовские промыслы переживают не лучшие времена. До 90-х годов прошлого столетия мастерские находились под опекой и финансированием государства, после перестройки и развала Советского Союза фабрика перешла в частные руки. Теперь во главу угла стала прибыль, но никак не сохранение традиций и творческий подход к ремеслу.

Количество художников на предприятии было значительно сокращено. Многие мастера стали работать самостоятельно, на дому. Выполняется много частных заказов, заточенных не только под жостовский поднос. Современные мастера часто работают над росписью самых разных предметов: от холодильников и мобильных телефонов до бутылок с дорогим коллекционным вином. Приток талантливой молодежи — выпускников Федоскинского училища лаковой миниатюры в последнее время уменьшился. Но тем не менее, предприятие по-прежнему живет, работает с самоотверженностью и верой в будущее.

Для всех желающих ознакомиться поближе с историей и искусством Жостова на предприятии организуются интересные 5-часовые экскурсии с проведением мастер-классов. При фабрике постоянно работает магазин, где можно приобрести изделия промыслов, как говорится «с пылу, с жару».

Добраться от Москвы до Жостова не составляет никакого труда. Нужно преодолеть всего 50 км по Осташковскому шоссе в сторону Мытищинского района. Также можно с легкостью доехать туда на электричке или автобусе. Еще один вариант: от метро Медведково до Жостово постоянно курсирует автобус № 438.

Изготовление подносов

столовых, гостиниц, ВУЗов, школ и детских садов. Собственное производство:

подносы, разделочные доски, разрубочные колоды.

из полистирола 2-го сорта

Размер рабочей поверхности: Ш405 х Д305 мм

Особенности подноса: рёбра жесткости, антибактериальная защита, устойчивость к температурным колебаниям

розничная цена (до 100 шт.)звоните! оптовые цены (от 100 шт.)звоните!

из высококачественного полистирола

Размер рабочей поверхности: Ш420 х Д320 мм

Особенности подноса: рёбра жесткости, антибактериальная защита, устойчивость к температурным колебаниям

розничная цена (до 100 шт.)119,00 руб. оптовые цены (от 100 шт.)107,00 руб.

из полистирола 2-го сорта

Размер рабочей поверхности: Ш420 х Д320 мм

Особенности подноса: рёбра жесткости, антибактериальная защита, устойчивость к температурным колебаниям

розничная цена (до 100 шт.)звоните! оптовые цены (от 100 шт.)звоните!

из высококачественого полипропилена

Размер рабочей поверхности: Ш420 х Д320 мм

Особенности подноса: рёбра жесткости, антибактериальная защита, устойчивость к температурным колебаниям

розничная цена (до 100 шт.)98,00 руб. оптовые цены (от 100 шт.)85,00 руб.

из высококачественого поликарбоната

Размер рабочей поверхности: Ш420 х Д320 мм

Особенности подноса: рёбра жесткости, антибактериальная защита, устойчивость к температурным колебаниям

розничная цена (до 100 шт.)550,00 руб. оптовые цены (от 100 шт.)440,00 руб.

г. Москва, м. Шоссе Энтузиастов, ул. Электродная д.12 стр.1, офис 306 (3й этаж)

Использование любой информации с данного сайта возможно только с письменного разрешения правообладателя. Оригинальная идея и дизайн сайта «Креативная студия Максима Лачугина».

Изготовление подносов

Жостовская роспись – русский народный промысел, заключающийся в росписи металлических подносов, придуманный в деревне Жостово Московской области.

Расписание металлических подносов возникло в середине 18 века на Урале, там, где располагались заводы металлургической направленности, и только лишь в первой половине 19 века промысел стал народным и перекочевал в деревни Московской области – Жостово, Троицкое и других. За короткие сроки жостовская роспись стала ведущей. В наше время производство подносов с этой росписью сосредоточено в деревне Жостово и в Нижнем Тагиле.

При производстве подносов с жостовой росписью используется сталь тонкого образца: листы штампуют, затем вальцуют, чтобы придать жесткость бортам. После этого подносы грунтуются, шлифуются и покрываются маслянистым лаком. Самым последним этапом идет непосредственная роспись подносов от руки, не применяя при этом трафареты и образцы, полагаюсь на свою собственную фантазию и изобретательность. Причем, обычно, мастер работает одновременно с несколькими заказами. Орнамент наносят золотым порошком, разведенным в лаке или скипидаре. Обычно основными мотивами такой росписи являются цветочные букеты простой композиции, с чередующимися крупными садовыми и небольшими полевыми цветами. Сначала рисуются основные силуэты букета, затем накладываются тени.

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIIIв. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др.

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в нескольких подмосковных селах и деревнях — Жостове, Осташкове, Хлебникове и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

В 1825 г. художник-миниатюрист О.Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г.".

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными предметами, а ремесло обрело статус уникального вида русского народного искусства.

В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.

Подносы. Тагильская роспись

Древнему Нижнетагильскому лаковому делу уже 265 лет. Тагильские подносы, шкатулки, баночки, столики, сверкающие великолепными, горящими ярким живым огнем букетами роз с воздушными лепестками, неизменно причисляются к самым диковинным творениям человеческих рук

Всего у нас в стране два места подносного промысла: Жостово и Нижний Тагил.

Первоначально мастерами росписи были мужчины. Была даже создана школа живописи, в которую принимались мальчики с 12 лет на полное господское обеспечение. Но постепенно мужчин-живописцев вытеснили женщины.

Благодаря своей изысканности, богатству красок, повышенной декоративности, законченности композиции, тагильские расписные подносы получили известность по всему миру.

Сейчас лаковый промысел переживает трудное время. Но все-таки мастера пишут свои лучшие работы . В них – «яркая свежесть таланта, безупречный вкус, поющие гибкие линии и вечные цветы – нежное чудо, творение доброго сердца и чистой души»(О.Силонова. Газета «Тагильский металлург» ).

Красота под носом

Как отличить по-настоящему талантливую вещь от кустарной? Критерий нематериальный, на уровне ощущений — греет душу или нет. Знаменитые жостовские подносы с буйными красками, бархатными цветами и сочной зеленью греют русскую душу почти два века. В каком состоянии пребывает сейчас старинный промысел, узнала, побывав в Жостово, специальный корреспондент «Культуры».

Начало промыслу положил смекалистый крепостной графа Шереметева Филипп Никитич Вишняков. Работая в Федоскино возчиком при местной «лакерной» мануфактуре, он подсмотрел весь процесс изготовления разной мелочевки из папье-маше и открыл в родном селе Жостово такую же мастерскую. Товар продавал в Москве. Лучше всего раскупали входившие тогда в моду подносы, несмотря на то, что они были хрупкими и недолговечными.

В принципе, идея с подносами удачно совпала с благоприятной экономической ситуацией, сложившейся в Российской империи на рубеже XVIII–XIX веков: подъем промышленности, расцвет торговли, возрастание активной роли купечества, появление трактиров и популярность заморского напитка — чая.

В Жостово просто вовремя углядели, что для роскошных чаепитий купцам только нарядного подноса и не хватает. Их делали в неимоверных количествах, потому что мещане и крестьяне тоже захотели подавать на стол по-новомодному. А богатые люди — те без подноса и шагу не делали, всюду брали его с собой, в том числе на природу. Для этих целей выпускались специальные «подносы для пикника» — одна такая штуковина громадного размера висит в фабричном музее. В Меншиковском дворце подносы использовали как столешницы, встраивая их в обеденные столы. Изготовлялись еще и маленькие подносики — для одного стакана, для подношения писем и визиток и даже для щипчиков, снимающих нагар со свечки.

Вот так заведение Вишнякова стало набирать силу. А развернулось во всю мощь в 1825 году, когда сын Филиппа Никитича Осип отодвинул батюшку в сторону и открыл производство металлических подносов, фактически слямзив приемы у мастеров из Нижнего Тагила. За такое коварство подмосковного предпринимателя крепко побили, а когда не помогло, усадили играть в карты, и он проигрался уральцам в пух и прах. Но как-то выплыл из этой передряги…

Жостовский промысел стал известен в Европе и, назло Уралу, собрал кучу наград на всевозможных торгово?промышленных выставках. Соперники конкурировали друг с другом лет сто. Теперь все в прошлом — знаменитое производство в Нижнем Тагиле давно завяло, а на жостовских подносах по-прежнему цветут розы. Хотя в новейшей истории подмосковного промысла тоже был момент, когда звезды сложились не в его пользу, и знаменитая фабрика пошла ко дну.

Презент для Лоры Буш

—?Во многом мы сами виноваты, — говорит художница Галина, двадцать лет расписывавшая подносы в цехе, а теперь открывшая мастерскую на дому.?— Государство разбаловало: тому награды, этому — звания, подносам всюду зеленый свет, конкуренции никакой. Люди расслабились, новых идей не стало, а это — застой.

Теперь, по ее словам, «приходится рыть землю», но зато обстановка творческая. Однако многие не прочь вернуть застойные семидесятые, которые, как считается, были для фабрики временем расцвета. Государство покровительствовало народному искусству и щедро его финансировало. Художникам построили огромное здание в несколько этажей, на росписи работало 250 человек. Был план, но не слишком напряженный, о сбыте вообще не думали, все уходило на ура — соотечественники обожали жостовские подносы. Во времена СССР они стоили от двух до пяти рублей, и почти каждая советская семья могла позволить себе эту радость. Подносы ставили на видное место в квартирах, вешали на стены вместо картин.

Жостово в те годы жило не бедно. По воспоминаниям старожилов, на 150 домов в деревне приходилось штук 30 автомобилей, знатные мастера ходили в дубленках и по вечерам употребляли коньяк, а не яблочную «червивку» за рубль десять. А потом пришла перестройка и испортила всю малину. Государственная опека промыслов прекратилась, финансирование иссякло, новой России было не до того. К тому же, к ужасу мастеров, страну заполонили китайские подделки, и как-то очень быстро былые поклонники Жостово отвернулись от любимых подносов. Фабрика декоративной росписи пала к середине 90?х и лежала бездыханно до тех пор, пока не появились новый хозяин и новый менеджмент.

—?Когда мы пришли, здесь зарплату не платили по полгода,?— рассказывает гендиректор предприятия Наталия Логвинова.?— Люди врывались в кабинет с криками: «Где деньги?!» Всюду лежали горы подносов, как живое наследие планового социалистического хозяйства, и далеко не все из них можно было продать.

Пришлось провести чистку. Кому-то из авторов неконкурентоспособной продукции вместо творческой работы предложили другую. Многие сами ушли в свободное плавание. От 250 художников на фабрике осталось 25.

—?Это наши звезды,?— аттестует их Логвинова.?— Лучшие люди, благодаря которым сохраняются традиции.

Похвала, конечно, приятна, но на фабрике каждый понимает, что и среди ушедших есть звезды такой величины, что до них не каждый дотянется. Полдеревни — Антиповы, Беляевы, Гогины, Леонтьевы, Савельевы — потомки известных с середины ХIХ века живописцев, копнуть поглубже — найдутся даже родичи Вишняковых. Талант и мастерство у них, что называется, в крови. Почему ушли с фабрики?

—?А разве народный промысел — только то, что сделано в фабричном цеху? — в свою очередь спросил меня один знатный и родовитый мастер.?— В нашем деле у каждого своя дорога: одни самовыражаются на производстве, другие — в собственной мастерской. Но поле-то одно, жостовское. Вот и добавляй ему по цветочку, себе — по копеечке.

Изготовление подносов всегда считалось прибыльным делом. Крестьяне Троицкой волости (нынешний Мытищинский район) весь XIX век наступали Вишняковым на пятки, и к 1876 году здесь уже насчитывалось 22 кустарные мастерские. Открыть дело было несложно: требовались кузнец, шпатлевщик и живописец. Такие специалисты имелись в каждой семье, ведь рядом была федоскинская мануфактура, а кузнечным делом в этих местах промышляли испокон веку. Из инструментов требовались ножницы, деревянный молоток и кисти с красками. Трудно поверить, но и сейчас в частных мастерских подносы производят теми же — семейными — силами и с таким же инструментарием. Подойди к любому жостовскому двору, обязательно услышишь характерный стук деревянного молотка по чугунной плите — так из нарезанного железа выбивают форму и размер будущего подноса.

На фабрике процесс механизирован: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, затем прессом ей придают одну из 33 форм — овальную, круглую, восьмиугольную, «гитарную» и т.?д. Шпатлевщик подхватывает фигуру, несколько раз покрывает ее лаком, убирает крупинки, волосочки и сажает в сушильную печку с температурой до ста градусов. Самый главный секрет Жостова — это лак. Его не разгадали до сих пор, просто есть предположение, что в масляные растительные лаки добавляли копал — природную смолу африканского происхождения, и он после печи «как зеркало становился». Какие нанотехнологии используются сейчас, в век полимеров и синтетики,?— тоже секрет, но поднос, готовый для передачи живописцу, блестит как зеркало.

Любимый и самый узнаваемый цветок Жостово еще со времен Осипа Вишнякова — роза. Их собирают в пышные букеты, разбрасывают по углам, связывают в венки, переплетают с цветочками помельче — ландышами, фиалками, незабудками — насколько у кого фантазии хватит. Похожих картин нет и быть не может при таких-то эмоциях. Но есть и еще одна, чисто жостовская традиция или, если хотите,?— правило, отточенное поколениями деревенских художников. Во время работы рисовальщик сидит на стуле и держит поднос на коленях. Постепенно, накладывая мазок за мазком, поднос вращают, что помогает осмотреть роспись с разных сторон, «оживить» композицию веточкой, каплей росы, только что взлетевшей пчелкой или просто брошенной случайным листком тенью. Вот и получается: роза вроде та же, а жизнь у нее другая.

После Октябрьской революции новая власть заставляла кустарей вместо розовых букетов писать на подносах красные звезды, крейсер «Аврору» и прочую революционную атрибутику. Но как мастера ни старались соответствовать духу времени, из-под кистей все равно лезли эти мещанские цветы. Вы представляете «Аврору» в розарии? А ведь было такое — и это стоило мастеру серьезных неприятностей. В коллективизацию жостовские артели практически прикрыли, а живописцев подпрягли пахать и сеять на благо родины, но получалось плохо. В конце концов, художников вернули на место. И с 30?х годов прошлого века букеты на подносах цветут всеми красками радуги.

Источники:
Жостовский поднос история и способы изготовления
Яркие великолепные цветы, искусно рассыпанные умелой рукой художника по темной глянцевой металлической поверхности – это традиционная жостовская роспись на подносах. Сегодня русский жостовский поднос известен во всем мире и является своеобразной визитной карточкой России.Эта статья о том, как и когда зародился народный промысел в селе Жостово, какие основные приемы и сюжеты используются издревле мастерами и каковы главные этапы нанесения на поднос волшебных растительных орнаментов.
http://fb.ru/article/145489/jostovskiy-podnos-istoriya-i-sposobyi-izgotovleniya-jostovskaya-rospis-na-podnosah
Изготовление подносов
Изготовление подносов столовых, гостиниц, ВУЗов, школ и детских садов. Собственное производство: подносы, разделочные доски, разрубочные колоды. из полистирола 2-го сорта Размер
http://www.profflinetrade.ru/c/2/
Изготовление подносов 1
Изготовление подносов Жостовская роспись – русский народный промысел, заключающийся в росписи металлических подносов, придуманный в деревне Жостово Московской области. Расписание металлических
http://amnesia.pavelbers.com/Russkie%20remesla%20Podnos.htm
Красота под носом
официальный сайт газеты «Культура»
http://portal-kultura.ru/articles/country/8303-krasota-pod-nosom/?print=Y&CODE=8303-krasota-pod-nosom

COMMENTS