Классический свет

Классический свет

6 базовых схем освещения, которые должен знать каждый фотограф

Для создания классического портрета фотографу нужно учитывать сразу несколько важных факторов, а именно: схему освещения, соотношение источников освещения, точку съемки, разворот лица. В этой статье речь пойдет о схемах освещения: что это такое, почему они важны, и как ими пользоваться.

Под схемой освещения я понимаю распределение света и тени по лицу модели с целью создания конкретной формы. Если быть точнее, формы, которая создается благодаря тени на лице. В классической портретной фотографии существует четыре основных схемы освещения:

Существуют также приемы освещения «световой полуоборот» и «теневой полуоборот», которые можно использовать с указанными выше схемами.

Раздельный свет делит лицо модели на две части – одна часть лица хорошо освещена, другая находится в тени. Часто эту схему освещения используют для создания характерных портретов, например, портретов музыкантов или художников. Раздельный свет больше подходит мужчинам, поэтому его чаще используют для фотосъемки мужского портрета. Тем не менее, правила существуют для того, чтобы их нарушать, поэтому вы можете использовать мои рекомендации в качестве подсказки, пока не научитесь различать схемы света.

Чтобы получить раздельный свет, расположите источник света в 90 градусах от камеры, справа или слева от модели. Свет должен падать на модель сбоку (расположение источника зависит от лица модели). Обратите внимание, как свет обрисовывает лицо и скорректируйте положение лампы соответствующим образом. Помните, что свет на теневой стороне лица должен отражаться только в зрачке. Если модель слегка развернула лицо в сторону источника освещения, и свет попал на щеку, значит, схема уже нарушена.

Примечание: с любым лицом можно воспроизвести любую схему освещения. Нужно только помнить, что для соблюдения схемы источник света должен перемещаться вслед за моделью. Малейший разворот головы может нарушить схему… или исправить ее. Чтобы не двигать лампы, можно просто попросить модель слегка развернуть лицо.

На фотографии выше в глазах ребенка отражается источник света, которым он освещен – он выдает себя в виде белых бликов. Если взглянуть на крупный план снимка, можно заметить и форму света.

Видите восьмиугольник с черной точкой в центре? Это софтбокс и установленная в него вспышка.

Без бликов глаза станут темными и безжизненными. Поэтому белая точка должна быть хотя бы в одном из глаз модели. Обратите внимание, что блик освещает глаз в целом и подчеркивает зрачок.

При освещении типа «Петля» на щеке модели появляется небольшая тень от носа. Чтобы построить такую схему света, нужно установить источник света чуть выше уровня глаз модели и расположить его в 30-45 градусах от камеры (угол установки света зависит от типа лица).

Посмотрите на фотографию выше: на левой щеке есть небольшая тень от носа. Однако при «петле» тень от носа НЕ касается тени от самой щеки. Тень должна быть маленькой и смотреть вниз. При этом источник света не стоит устанавливать слишком высоко, иначе тени станут некрасивыми, а из глаз исчезнут блики. Схема освещения «петля» — один из самых популярных видов освещения портрета, поскольку свет легко расставить, и он подходит большинству моделей.

На этой схеме черный фон – это деревья на фоне моделей. Солнце светит из-за деревьев, но зелень находится в тени. Слева от камеры установлен белый лайт-диск, который отражает свет на лица молодоженов. Необязательно, чтобы на лайт-диск падали лучи солнца, даже без них можно хорошо осветить лица. Меняйте положение лайт-диска, чтобы получить нужное направление света. Для освещения типа «Петля» отражатель был установлен в 30-45 градусах от камеры, выше уровня глаз моделей, чтобы «петля» тени от носа была направлена в сторону губ.

Примечание: Очень часто начинающие фотографы устанавливают отражатель ниже уровня глаз моделей и направляют его вверх. Это приводит к тому, что лица освещаются в неестественном направлении света – снизу вверх. Не допускайте таких ошибок.

Свет Рембрандта назван в честь художника Рембрандта, который часто использовал такой вид освещения для портретов. Для его автопортрета, опубликованного выше, использован именно такой свет. Освещение Рембрандта узнают по световому треугольнику на щеке модели. В отличие от «петли», где тень от носа и тень щеки не касаются друг друга, в этой схеме освещения они сливаются, в результате чего на щеке появляется небольшой освещенный «треугольник». Чтобы портрет был правильно освещен, нужно, чтобы блик от источника света был виден в обоих глазах модели. Эта схема используется для выразительных и эмоциональных портретов.

Чтобы получить свет Рембрандта, нужно, чтобы модель слегка отвернулась от источника света. Источник освещения должен располагаться над головой модели, чтобы тень от носа падала на щеку. Эта схема подходит не для всякого лица. Такой свет идет человеку с высокими или выраженными скулами. Для портретов людей с маленьким носом или плоской переносицей такой свет поставить сложно. Кроме того, вам не следует строго придерживаться той или иной схемы освещения. Если вы сумели подчеркнуть все преимущества внешности тем или иным светом, значит, он подходит модели. Для постановки света Рембрандта можно использовать свет от окна — в плане освещения он предоставляет все для фотографа , при условии, что окно расположено достаточно высоко, и нижняя его часть закрыта материей.

Название «бабочка» эта схема получила из-за того, что при таком освещении под носом модели появляется тень в виде бабочки. Источник рисующего света устанавливается выше уровня глаз и сзади камеры. Фотограф оказывается прямо под источником освещения. Чаще всего такой свет используют для съемки в стиле гламур и для того, чтобы создать тени под щеками и подбородком. Такой свет хорошо подходит моделям среднего и преклонного возраста, поскольку морщины на лице не выделяются так сильно, как при боковом освещении.

Для «бабочки» рисующий источник света нужно поставить прямо за камерой и немного выше уровня глаз или головы модели (все зависит от типа лица). Иногда эту схему дополняют отражателем, который располагают под подбородком модели (часто лайт-диск дают в руки модели). Такой тип освещения лучше подходит моделям с выраженными скулами и худым лицом. Моделям с круглым и полным лицом лучше подходит освещение типа «петля» или раздельный свет. Имея в наличии только отражатель или свет из окна, такую схему трудно смоделировать. Чаще всего требуется источник более жесткого света, такой как солнце или вспышка, чтобы тень под носом получилась более выразительной.

Говоря о световом полуобороте, имеют в виду не схему освещения, а, скорее, тип освещения. Любая из выше описанных схем освещения может быть смоделирована либо со световым, либо с теневым полуоборотом, будь то «петля», свет Рембрандта или раздельный свет.

При световом полуобороте лицо модели слегка развернуто от камеры, и более широкая часть лица (которая смотрит в камеру) освещена основным источником света. Таким образом, освещенной оказывается большая площадь лица, а в тени остается меньшая часть лица. Световой полуоборот иногда используется для портретов в «высоком ключе». При этом типе освещения лицо человека становится зрительно шире (отсюда и название), поэтому его используют для съемки моделей с худым лицом. Большинство людей, тем не менее, хотят выглядеть на фотографии худее, поэтому такая схема не подойдет для освещения моделей с полным или круглым лицом.

Для светового полуоборота нужно, чтобы модель отвернулась от источника света. Обратите внимание, как хорошо освещена широкая часть лица, которая смотрит в камеру. Зрительно меньшая часть лица находится в тени. Вывод: при световом полуобороте освещается та часть лица, которую лучше всего видно на фотографии.

Теневой полуоборот – тип освещения, противоположный световому полуобороту. Как видно из примера, при теневом полуобороте часть лица, обращенная на камеру (и соответственно, зрительно более крупная), уходит в тень. Такой тип освещения часто используют для портретов в «низком ключе». При теневом полуобороте лицо находится в тени, а сама фотография кажется более объемной. Теневой полуоборот можно использовать для съемки большинства людей.

Обратите внимание, что на этой фотографии лучше освещена часть лица, которая зрительно меньше и находится дальше от камеры. Вывод: при теневом полуобороте зрительно крупная часть лица обращена в тень.

Как только вы поймете разницу между схемами и типами освещения, можно приступать к практике. Чтобы подобрать нужную схему света для модели, нужно изучить ее лицо. Таким же образом подбирается настроение портрета, заданное светом. Портрет модели с круглым лицом для студенческой виньетки и портрет музыкальной группы, члены которой хотят выглядеть гордо и профессионально, должны освещаться различными способами. Зная основные схемы освещения, понимая направление и качества света, а также соотношение разных источников света (о чем мы поговорим в следующей статье), вы будете хорошо подготовлены к любой съемке.

Конечно, гораздо проще изменить схему света, перемещая его искусственные источники в студии. С солнечным светом и светом от окна все сложнее – их невозможно передвинуть. Поэтому вместо смещения света, нужно попросить модель развернуться, либо самому выбрать другую точку съемки.

Найдите модель (желательно человека, а не собаку или кошку) и попытайтесь воспроизвести каждую из схем освещения, о которых вы сегодня узнали:

Не забудьте снять портреты как со световым, так и с теневым полуоборотом для каждой схемы, если это возможно. Во время этой съемки не заостряйте внимание на других факторах (мощность света, заполняющий свет и т.д.), приложите все усилия к усвоению самих схем. Используйте свет из окна, солнечный свет или обычный свет в комнате и обязательно наблюдайте за тем, как он обрисовывает лицо (я советую не использовать вспышки первое время, поскольку на них сложнее учиться – направление и характер света неясны до тех пор, пока не снята фотография). Кроме того, попробуйте для начала снять портреты в фас (как на паспорт), без поворота головы, за исключением портретов, для которых вам потребуется получить световой или теневой полуоборот.

Есть 7 коммент. к “6 базовых схем освещения, которые должен знать каждый фотограф”

Хотел выделить фрагмент с опечаткой, но тут ничего не выделяется Детская «защита» какая-то, всё равно кому нужно, тот скопирует. ctrl+u например нажав

Подумаю над другими способами А где опечатка закралась?

При этом источник света не стоит устанавливать слишком высоко, иначе тени станут некрасивыми, а ИХ глаз исчезнут блики.

Это под свадебной фото )

Спасибо, Сергей! Поправила.

Статья может и хорошая, но примеры невыразительные и мало друг от друга отличающиеся…

Примеры отличаются расстановкой света при съемке. Чем еще они должны отличаться?

Статья нравится, спасибо

Очень хорошая статья.Редко найдешь яснее. Очень ясно четко и прекрасные примеры. Спасибо огромное.

Постановка света при классическом теневом полуобороте

1. падающая тень от носа должна смыкаться с собственной тенью щеки и

2. должен оставаться световой треугольник, основанием зацепляющий глаз модели

Фото 1. Прямой свет от камеры Фото 2. Боковое положение

Фото 3. Отражатель снизу Фото 4. Отражатель сбоку-сзади Фото 5. Отражатель сбоку-спереди

Схема 3. Схема 4. Схема 5.

Схема 3. Вид сверху Схема 4. Вид сверху Схема 5. Вид сверху

СВЕТ КАК ОН ЕСТЬ

Вряд ли кто-то станет спорить о важности света в нашей повседневной жизни. Однако встаёт вопрос о том, как обеспечить достаточный его уровень, компенсирующий нехватку естественного освещения при использовании декоративного света, и как совместить экономичность с функциональностью, что особенно актуально для уличного освещения и обеспечивается при помощи систем управления светом.

Встречаем по одёжке, провожаем по. функциональности

В современных магазинах представлен огромнейший выбор светильников, начиная с обычных представителей технического света и незатейливых люстр до высокофункциональных светильников специального назначения и произведений искусства классического света. Далеко не все светильники могут обеспечить должный уровень функциональности и надёжности. И, конечно, есть и свои звёзды на небосклоне световой электротехники, обладающие всеми нужными качествами.

Классический и современный свет

Если говорить о классике относительно декоративного света, то, безусловно, стоит сказать о таких компаниях, как Hans Kogl и Robers. При отсутствии естественного освещения светильники этих фирм смогут не только обеспечить достаточный уровень света, но и стать истинным украшением в интерьере. Светильники Hans Kogl предлагают в изобилии кованые детали, необычные отделки и богатую стилистику от дворцовых канделябров роскошных интерьеров до изящных потолочных тарелок, которые будут уместны практически в любом доме.

Robers отличается чётко выраженной индивидуальностью — светильники этой компании обладают своим неповторимым характером и выполнены чаще всего в средневековой и этнической стилистике. Это относится и к техническому свету, а также светильникам для уличного освещения, которые в изобилии предлагает Robers. Фонари, факелы, свечи — светильники завораживают своим внешним видом и не останутся незамеченными в любом интерьере.

Для любителей современного стиля можно порекомендовать светильники Ovax, RZB и Schmitz. И если RZB служит образцом функционального и практичного современного света, то две другие компании — настоящие экспериментаторы.

Ovax способен внести в дом не просто свет — уникальные хрустальные светильники с подлинными кристаллами swarovski обеспечивают неповторимые световые эффекты и создают незаурядную атмосферу в доме. Schmitz же предпочитает ставить эксперименты над формой и структурой, создавая оригинальные и необычные светильники, которые украсят не только домашний интерьер, но и придадут индивидуальность офисному пространству.

Выйду на улицу.

Уличный свет уже упоминался в связи с великолепными представителями категории- светильниками для уличного освещения Robers. И действительно, более изысканных фонарей для парковой зоны и привлекающих оригинальностью светильников-столбиков, пожалуй, не найти. Однако если Вас больше привлекает современная стилистика, то лучшие представители уличного света «живут» в ассортименте компаний Helestra и RZB.

Но, как уже говорилось, очень важный момент — это эффективное управление освещением при возможности эффективно экономить ресурсы. Все перечисленные компании в выпуске продукции опираются на современные высокотехнологичные решения, что позволяет им стать частью систем управления светом. В зависимости от поставленных задач системы обеспечивают бесперебойное выполнение таких функций, как дистанционное включение-выключение освещения, поддержка определённого уровня освещения, режим экономии энергоресурсов и многое-многое другое.

Будьте уверены — если Ваш дом или офис снабжён системой управления освещением, высочайший уровень функциональности и энергосбережения Вам гарантирован.

Пользователя с таким e-mail’ом не обнаружено

Источники:
Классический свет
Шесть схем освещения, с которыми по умолчанию должен быть знаком каждый профессиональный фотограф.
http://www.si-foto.com/6-bazovyih-shem-osveshheniya-kotoryie-dolzhen-znat-kazhdyiy-fotograf/
Постановка света при классическом теневом полуобороте
Теневой оборот — это схема съемки, при которой обращенная к нам сторона лица находится в тени, а удаленная от нас сторона — высвечена…
http://www.takefoto.ru/articles/teoriya_fotografii/18_postanovka_sveta_pri_klassicheskom_tenevom_poluoborote
СВЕТ КАК ОН ЕСТЬ
Elevel Deluxe — Всегда радует декоративный свет, естественное освещение, На любителя и классический свет, современный свет, технический свет, уличное освещение, уличный свет, управление освещением, управление светом.
http://www.elevel-deluxe.ru/info/upravlenie-svetom.php

COMMENTS