Скульптура парковая

Парковая скульптура

Это направление весьма развито в Европе: «Водопроводчик, вылезающий из люка», «Писающий мальчик», памятник велосипеду, скульптура смерти.

Прошли те дни, когда ставили памятники только вождям, писателям и военным. Теперь и у нас парковая скульптура украшает город. Теперь она аполитична.

Долгое время единственным образцом европейской парковой скульптуры в столице был «Мальчик с лебедем».

В 1874 году в Минске, в одном из главных городов Северо-Западного края, был пущен водопровод с чистой артезианской водой. Памятником этому событию и стал фонтан со скульптурой «Мальчик и лебедь» в бывшем Александровском сквере (теперь — сквер у театра им. Я. Купалы). На постаменте фонтана — памятная дата 1874. Чтобы вода пошла по городу были построены водонасосная станция и специальные водонапорные башни.

Фото- «Минск», составители Карпенко И.С., Сакович П.П., Мн, «Беларусь», 1975 г.

В 1904 году водопровод имелся уже в 192 городах России. Минский был одним из крупнейших.

До начала 1970-х годов «Мальчика» по краям фонтана окружали вот такие зеленые лягушки.

Из фотоальбома Чайго Г.

Фонтан простоял неповрежденным до 1979 года. Тогда он был неокрашенным — мрамор с трещинами. А в 1979 году двое пьянтосов решили в нем искупаться. Результатом сего действа была сломанная рука у мальчика и шея у лебедя. Фонтан реставрировали, убрали зеленых лягушек по кругу, после реставрации его покрасили золотистой краской, и скульптура приобрела теперешний вид.

В послевоенное время в моду вошла парковая скульптура: фонтанчик, рыбка, лягушка, салютующие пионеры, девушка с веслом, женщина с ребенком. Был утвержден целый список «нужных» скульптур, которые устанавливали по всем городам и весям. Причем, по словам современников, редко когда обходилось без курьезов. Вместо лягушки в сквере вдруг появлялись пионеры, а около роддома вместо запланированной женщины с ребенком — девушка с веслом. Такие казусы стали столь привычными, что уже никто и не смеялся над ними. По этому поводу шутили: подумаешь, одной лягушкой больше, одним пионером меньше.

Так выглядел знаменитый спуск по ул. К. Маркса к парку им. Горького.

Из фотоальбома Чайко Г. Из фотоальбома Чайко Г. Из фотоальбома Чайко Г. Из фотоальбома Чайко Г.

Лицо крупного города — творение рук мастеров литья монументальной скульптуры. Эти произведения искусства создаются на века. Они ежедневно, год за годом, всегда на глазах у тысяч людей. Они украшают площади, бульвары, улицы городов, здания.

Парковые и скульптурные ансамбли просто созданы друг для друга. Игра живой зелени подчеркивает гармонию линий и пластичность силуэтов произведений искусства.

В жанре парковой скульптуры есть свои тонкости. Одно нарушение из многих требований стиля, и — «вещь не смотрится». А если несколько нарушений, то это уже не парковая скульптура, а «женщина с веслом».

Знаменитая девушка с веслом. В парке им. Горького. В парке Горького, 1950-60-е годы. В парке Горького, 1950-60-е годы. В парке Горького, 1950-60-е годы. На фото мать художника Воронкевича В.С. В парке Горького, 1950-60-е годы. В парке Горького, 1950-60-е годы. На фото мать Воронкевича В.С.

До революции в Губернаторском саду (ныне парк Горького), на велотреке, были установлены различные фигуры. В тени деревьев скрывались «мухомор» и «боровик», а рядом с ними — «лиса», «аист», «утка», «серны» и «заяц».

Малые скульптурные формы украшали и другие парки.

В парке Янки Купалы (тогда носил название Пионерский парк).

В то время проводилась политика планомерного и последовательного включения монументального искусства в окружающую среду. Это позволяло более эффективно воспитывать у подрастающего поколения, всех советских людей чувство прекрасного, утверждения коммунистических идеалов.

Серия скульптурных композиций, размещенных на бульваре вдоль проспекта Победителей (ранее — пр. Машерова), на тему времен года внесла определенный масштаб и ритм, наполнила пространство пешеходной зоны яркой художественной формой. Времена года — «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» — воплощены в 1982 г. скульпторами В. Занковичем, А. Шатерником, Л. Давиденко, Ю. Поляковым через сезонные праздники, которые традиционно отмечаются в Беларуси. Наличие скульптурной группы, объединенной общей темой, организует пространство проспекта, позволяет человеку чувствовать себя сомасштабным современной архитектуре из стекла и бетона.

на проспекте Победителей (ранее — Машерова)

В 1972 г. фонтан в сквере имени Янки Купалы перестроили. Работы были проведены к 90-летию со дня рождения Я. Купалы. Авторы — скульпторы А. Аникейчик, Л. Гумилевский, А. Заспицкий.

Новая красочная скульптурная композиция стала называться «Венок «. Она отражает один из моментов древнего народного праздника — Купалье.

скульптурная композиция называться «Венок »

Поздним июньским вечером, в период летнего солнцестояния, молодежь в праздничной одежде выходила за деревню и возле реки зажигала костры. И вместе с пламенем в небо взлетала купальская песня. В купальскую ночь девушки плели из полевых цветов венки, ставили на них зажженные свечи и пускали по реке, гадая о суженом. Огни долго светились на темной речной глади, мелькали в воде их отблески.

Композиция фонтана запечатлела удивительно красочную картину: над бассейном круглой формы наклонились две бронзовые фигуры девушек, которые кидают в воду венки. Плывут по воде венки. А с ними надежды, мечты. Сверкают, переливаются струи фонтана.

Фонтан со скульптурной группой «Юность» установлен в небольшом живописном сквере между зданиями республиканского Дома кино и гостиницей «Минск». Скульптор А.А. Аникейчик, архитектор С. Мусинский. На двух гранитных валунах размещены обнаженные фигуры юноши и девушки, держащих в руках чаши с водой. Вода льется из чаши юноши в чашу девушки и далее в небольшой декоративный бассейн, что символизирует молодость, вечность любви и жизни на земле.

скульптурная группа «Юность»

Вокруг бассейна проложены дорожки, установлены скамейки.

На парадном портале Театра музыкальной комедии установлена скульптурная группа «Муза» (бронза, скульптор Л.Б.Зильбер).

2007 г. Фрагмент скульптурной композиции «Муза». Фото Воронкевича В.С.

С обратной стороны театра музыкальной комедии установлена декоративная бронзовая скульптурная композиция «Батлейка» (автор — скульптор Л.Б. Зильбер). Изображены традиционные персонажи старинного театра кукол, выполненные в народной гротескной манере.

Скульптурная композиция «Батлейка». «Мiнск учора i сення». В.I. Каледа. Мiнск, «Беларусь», 1989 г.

Перед зданием театра разбит скверик с фонтаном. Фонтан выполнен в виде декоративных масок, скульптор М. Беляев.

В 1998 году в Михайловском сквере появилась «Дама на скамейке». К слову, двойник этой леди находится в Дюссельдорфе (Германия). Новая скульптура сразу же привлекла внимание горожан. У «Дамы» не раз назначали свидание, рядом с ней фотографировались.

Фото Г.З. Стасевича, 2006 г.

Через год в Михайловском сквере прописался «Прикуривающий».

«Прикуривающий»

С изготовлением этой скульптуры связана одна легенда (см. Раздел «Легенды, мифы, предания»)

Босоногая девочка с зонтиком.

Некоторые журналисты сразу окрестили ее маленькой Ассолью. Светлый образ детства и беззащитную наивность подчеркивают чистый взгляд открытых глаз, короткое, чуть развевающееся на ветру платье. Достичь желаемого эффекта скульптору помогла десятилетняя дочь Маша, только ее лицо сделано более взрослым. А бронзовый зонтик над головой украшают символические ажурные узоры.

Сначала Жбанов думал поселить тут какое-то экзотическое существо и даже сделал компьютерный вариант двухметровой бабочки.

— Но позже вместе с главным архитектором столицы Александром Чадовичем мы выбрали этот вариант, — говорит Владимир. — Во-первых, хотелось быть оригинальными. В европейских городах парковая скульптура пользуется большой популярностью, и, кажется, там уже использованы все возможные образы диснеевских мультиков, сказок. А во-вторых, вдруг в этом сквере когда-нибудь появится и более шумная компания таких персонажей.

Но и ее в свое время не пощадили вандалы.

Известны и другие работы Владимира Жбанова. Во дворе одного из столичных ЖЭСов установлен его «забияка-крокодил», в Витебске и Светлогорске — памятники воинам-афганцам. А пятиметровому монументу «Беларусь» что в Гомельской области, — больше десяти лет. Некоторые из этих композиций сделаны Жбановым в соавторстве.

Площадь у Комаровского рынка

«Фотограф», «Дама с собачкой» и «Лошадь» украсили площадь у Комаровского рынка. Здесь же, на фонтане, прижились бронзовые «Гуси».

2006 г. Фото Стасевича Г.З.

На ступеньках крытого павильона уселась «Бабка с семечками» — работа минского скульптора Олега Куприянова.

2006 г. Фото Стасевича Г.З.

Любителей попариться у городской бани № 7 отныне встречает «Добрый Вася» — еще одно произведение Владимира Жбанова.

2005 г. Фото Воложинского В.Г.

В сентябре 2005 года, ко Дню города, у кинотеатра «Октябрь» установили бронзового «Почтальона».

2006 г. Фото Стасевича Г.З.

Церемония открытия скульптуры состоялась 9 сентября. Скульптура подарена городу группой периодических изданий «Из рук в руки». Бронзовое изваяние создал авторский коллектив в составе известных белорусских скульпторов Владимира Жбанова и Евгения Колчева, а также заслуженного архитектора Беларуси, лауреата Ленинской премии Юрия Градова.

В своей последней работе авторы представили молодого худощавого почтальона в форменной фуражке и с сумкой через плечо. На брусчатке мостовой он остановил свой велосипед и сквозь приспущенные на нос очки рассматривает последний номер газеты «Из рук в руки». В сумке почтальона видны номера других столичных изданий «Вечерний Минск» и «Минский курьер». Композиция весом 700 кг собрана почти из ста деталей.

Е.Колчев является автором скульптуры «Икар», которая украшает фойе столичного кинотеатра «Победа», а Ю.Градов — соавтор мемориалов «Хатынь», «Прорыв» и «Катюша», памятников Янке Купале и Якубу Коласу в Минске.

В перспективе в историческом центре столицы пропишутся «Дама с офицером», «Нянька с детьми», «Шарманщик», «Скрипач» и другие бронзовые жители. А у городской ратуши планируется установить «Губернаторскую коляску».

Автором скульптур перед универмагом «Беларусь является житель Заводского района Минска художник Василий Дубовик. Скульптуры украсили площадь перед универмагом осенью 2003 года. Скульптуры изготовлены из бетона. На бронзу, в которой работы смотрелись бы лучше, к сожалению, денег не хватило. Но это не помешало скульптору оживить этот уголок столицы.

2004 г. «Молодая пара». Фото Анны Анпилоговой 2004 г. «Фигура в кулаке». Фото Анны Анпилоговой 2004 г. «Человек с гитарой». Фото Анны Анпилоговой 2004 г. «Мама с ребенком». Фото Анны Анпилоговой 07.07.2011 г. «Ребенок в туфельке». Фото Людмилы Белеевской 07.07.2011 г. Фото Людмилы Белеевской

Некоторые скульптуры доживают свой век (а некоторые уже «дожили») в совсем неприглядном виде в заброшенных уголках города, во дворах ведомственных организаций, рядом с гаражами и сараями.

2006 г. Фото Натальи Дудиной 2006 г. Фото Натальи Дудиной

А когда-то эта композиция выглядела так.

2005 г. Фото Воронкевича В.С.

А вот и знаменитые Мишки c бочонком меда.

2006 г. Фото Натальи Дудиной

2006 г. Фото Натальи Дудиной

В районе улицы Короткевича можно увидеть девушку и юношу.

2006 г. Фото Натальи Дудиной

Украшение детского городка

2006 г. Фото Натальи Дудиной

Расположена рядом со зданием по ул. Серова, 22 (офис ОАО «Керамин»).

На ул. Малинина. Фото Анны Анпилоговой, 2004 г. Возле центрального офиса Белгазпромбанка на ул. Притыцкого. январь 2005 г. Фото Анны Анпилоговой

Подпишитесь на рассылку

улицы, дома, жители и достопримечательности города. Любое воспроизведение фотографий сайта без согласования с редакцией проекта будет преследоваться по закону.

Парковая скульптура

Форма для связи

Парковая скульптура

Красиво в парке в октябре. Белая скульптура на фоне желтых листьев.

Изготовление колонн. Бетон.

У нас есть скульптуры апостолов, святых, скульптура преподобного Сергия Радонежского и другие скульптуры данной тематики.

Городской парк в Россоше. Парковая скульптура выполнена из мрамора. По мотивам русских былин.

Вы можете провести свое мероприятие у нас в парке. Выполнить съемки кино или телепередач.

© 2009 Галерея скульптуры Сергея Казанцева

При использовании материалов, ссылка на сайт обязательна

Садово-парковая скульптура: история, этапы развития и известные примеры

Как часто, прогуливаясь по различным паркам, мы видим невероятно красивые произведения искусства! Садово-парковая скульптура получила распространение с незапамятных времен. Сейчас ее можно наблюдать во многих местах, как очень знаменитых, так и практически неизвестных широкой общественности. Конечно же, такое искусство всегда несло в себе определенные цели, которые в разные времена подвергались сильным изменениям. Также благодаря своей долгой истории, такой вид скульптуры имеет множество этапов развития. Все эти вопросы будут подобно рассмотрены в статье.

Для начала нужно дать определение этому направлению искусства, а также рассказать о некоторых его характерных особенностях. Итак, такая скульптура является одной из разновидностей пластики. Она создается для украшения различных садовых и парковых зон. Такие объекты могут быть любых размеров. Интересно, для каких же еще целей создаются подобные предметы искусства? Помимо основной, декоративной составляющей, садово-парковая скульптура может выполнять пропагандистские или обучающие функции. Некоторые объекты создаются для того, чтобы увековечить память об известных людях или важных событиях.

Такой вид искусства уже давно признан традиционным. Больше всего он проявляется в западноевропейской культуре, где можно встретить множество прекрасных примеров. О них мы поговорим несколько позже. Сейчас обратимся к истории этого направления.

Сначала стоит поговорить о том, когда и где этот вид искусства впервые начал появляться. Итак, по мнению многих специалистов, скульптура декоративная (садово-парковая) зародилась еще в Древней Греции. Тогда появились самые первые известные сады (в Афинах и других местах). Именно в это время появилась традиция украшать их различными скульптурными объектами. Одно из известных мест того времени – сады Академии, где собирались философы.

Когда на смену этого периода пришла эпоха эллинизма, садово-парковая скульптура получила несколько другие задачи. С этого момента она больше носила декоративные и развлекательные функции. Известные примеры того времени – «Старый рыбак», «Отдых Сатира» и многие другие.

В Древнем Риме такая скульптура получила дальнейшее развитие. В то время постоянно велись активные завоевания. Поэтому многие римские сады украшались вывезенными из других стран статуями из разных материалов – бронзы, мрамора, гипса и некоторых других. Также в Древнем Риме существовало такое направление, как копирование предметов искусства Древней Греции.

Итак, мы узнали о том, как же зародилась садово-парковая скульптура. Теперь стоит продолжить наш экскурс в историю. Интересно, что в эпоху Возрождения в некоторых странах, например в Италии, скульптура развивалась гораздо активнее, чем другие направления искусства. Фигуры устанавливали во многих местах: на огромных площадях и в небольших садах. Также они использовались для украшения таких объектов, как фонтаны.

Именно из Италии это направление искусства было заимствовано другими странами. Постепенно такие традиции украшения садов и парков переняли Франция, Англия и Чехия.

Многие садово-парковые ансамбли признаны настоящими жемчужинами, являются ценными памятниками культурного наследия и находятся под особой защитой и охраной.

Особого внимания заслуживают сады барокко. Их отличительной чертой как раз и является наличие большого количества парковых изваяний. Также для украшения зеленых зон использовались вазы. Замечательные примеры того времени – Летний сад, Версаль и многие другие.

Через некоторое время появились пейзажные сады классицизма. Для украшения таких парков использовалось значительно меньше скульптурных объектов. В это время снова начали создавать фигуры богов Древней Греции и Рима, многие персонажи также были заимствованы из этих культур. Прекрасный пример садов классицизма – усадьба Алабино, расположенная в Московской области.

В XIX веке обустройство садово-парковых ансамблей заметно изменилось. В начале века в основном царил классицизм, однако ему на смену постепенно пришел академизм, а несколько позже и другие направления. Например, в то время в Летнем саду появился памятник, абсолютно непохожий на другие. Он был посвящен Крылову, автору известных басен. Интересно, что скульптура совершенно не походила на создававшиеся до этого образцы барокко и классицизма.

Существует множество примеров этого направления искусства. Один из них, который уже упоминался выше, – Летний сад. Он находится в Санкт-Петербурге. Здесь установлены известные статуи, такие как «Милосердие», «Правосудие», «Женщина в диадеме» и многие другие.

Еще один известный ансамбль – это Тюильри в Париже, где также расположено множество известных памятников культуры.

Интересно, что одно время были популярны гипсовые скульптуры. Одна из них в советский период украшала парк Горького в Москве. Называлась она «Девушка с веслом».

Ее первоначальная версия была создана в 1934 году. Она пострадала во времена войны, после этого была восстановлена. «Девушка с веслом» – довольно известный объект. Сейчас она также находится в парке Горького.

Садово-парковые скульптуры Сочи

В городе Сочи активное развитие садово-парковой скульптуры началось примерно с 2000 года. Это направление в искусстве не молодое. Наш город может гордится хорошими скульптурными произведениями. Небольшие скульптуры на курорте уже стали изюминкой города. Для создания таких композиций город привлекает ведущих художников и скульпторов как сочинцев, так и с других городов. Многие шедевры ландшафтного искусства уже стали достопримечательностями курорта.

Особенно в летний сезон здесь отдыхают миллионы людей которые любят фотографироваться на фоне парковых скульптур.

Некоторые фотографии небольших скульптур, которые могут радовать глаз, представляю ниже

01. Скульптура у международной академии красоты Георгия Кота на ул. Гагарина

02. Скульптурная композиция по мотивам сказок А. С. Пушкина у культурного центра «Галактика». Горный курорт Газпром

03. Памятник Владимиру Высоцкому в Венчаговском сквере

04. Скульптура-скамейка «Совы». А это композиция посвященная многодетным сочинским отцам имеющим тройню

05. Медный колокол — символ Всемирных Хоровых игр. Сочи, площадь искусств

07. «Античные борцы» в сквере Островского

08. Скульптура «Девушка»

09. Памятник в честь покровителя Сочи архангела Михаила

10. Резная деревянная скульптура вблизи башни Ахун

11. Скульптура святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским у здания ЗАГСа

12. «Дюймовочка» в парке Ривьера

13. Садово-парковая скульптура «Крокодил Гена и Чебурашки, улица Навагинская

14. Буратино и черепаха Тортилла

15. Скульптура дракона при входе в сад русско-японской дружбы

16. Скульптурная композиция Золотое руно и Дракон

18. Скульптура святой Аполлонии на улице Конституции

19. Скульптура «Танцовщица» в Дендрарии

21. Декоративная скульптурная композиция в кооперативном сквере

22. «Фламинго» в парке Ривьера

  • Николай Сивенков's блог
  • 2117 просмотров

Хорошая подборка, только «Танцовщица» как бы выпадает из обоймы. Ее заказал и привез из Санкт-Петербурга основатель Дендрария Сергей Николаевич Худеков. Она «немного» другого уровня.

Марина, я согласен с вами, что скульптура в Дендрарии «Танцовщица» из другого века и эпохи, но убирать из материала я не хочу, так как этим скульптурным произведением можно по праву гордиться, да и местонахождение скульптуры все таки в Сочи

Николай, чаще радуйте нас своими фотокарточками! 🙂

Интересный репортаж. Тисну в фейсбук и контакт. Пусть несочинцы полюбуются и загорятся желанием к нам ехать.

Источники:
Парковая скульптура
Парковая скульптура Это направление весьма развито в Европе: «Водопроводчик, вылезающий из люка», «Писающий мальчик», памятник велосипеду, скульптура смерти. Прошли те
http://minsk-old-new.com/places/pamyatniki-i-skulptury/parkovaya-skulptura
Парковая скульптура 1
Парковая скульптура
http://sergeykazantsev.ru/parkovaya_sculpura.html
Садово-парковая скульптура история, этапы развития и известные примеры
Как часто, прогуливаясь по различным паркам, мы видим невероятно красивые произведения искусства! Садово-парковая скульптура получила распространение с незапамятных времен. Сейчас ее можно наблюдать во многих местах, как очень знаменитых, так и практически неизвестных широкой общественности.
http://fb.ru/article/253336/sadovo-parkovaya-skulptura-istoriya-etapyi-razvitiya-i-izvestnyie-primeryi
Садово-парковые скульптуры Сочи
Садово-парковые скульптуры Сочи В городе Сочи активное развитие садово-парковой скульптуры началось примерно с 2000 года. Это направление в искусстве не молодое. Наш город может гордится
http://blogsochi.ru/node/27342

COMMENTS