Экипаж (фильм 1979 года)

Неудачи «Экипажа». Как снимался первый фильм-катастрофа СССР

Недовольство продюсеров и министерства было не единственным препятствием во время съемок легендарного фильма.

«Экипаж» в прямом смысле слова делался вручную, — говорит директор картины Борис Криштул. — Первые «Звёздные войны» снимались на пять лет раньше, в 1975 году, и там уже было несколько компьютерных кадров. Увы, до советского кино эти технологии дошли намного позже».

Сценаристы «Экипажа» придумали очень закрученный сюжет: землетрясение, взрыв нефтеперерабатывающего завода, горящая лава, селевой поток, отрывающийся при приземлении хвост самолёта, ремонт лайнера во время полёта. Естественно, в сценах взрывов участвовали не настоящие самолёты, города и заводы, а их игрушечные макеты. Впрочем, один пожар должен был быть реальным. Чтобы показать пылающий аэропорт в Африке, нашли списанный Ту-114 и решили его поджечь. Пиротехники залили в самолёт солярку, проложили провода — и лайнер запылал мощно и красиво! Но киношники вдруг заволновались: «А где Митта?! Кажется, команду «Мотор!» никто не давал». Оказывается, провода дали искру, и режиссёр приехал уже на пепелище. Говорят, он был так потрясён, что даже орать не мог. А второго списанного самолёта больше не нашли.

«Я поехал в театральное училище просить разрешение на участие Саши в съёмках, приготовившись к самому худшему, — вспоминает директор картины Борис Криштул. — В училищах обычно не одобряли, когда студенты снимались в кино. А тут ректор меня огорошил: «Вы по поводу Иванес? Снимайте!» «Как же так?» — удивился я. «Эту студентку мы исключили за бесконечные опоздания и срывы репетиций, — объяснил он. — И вам не советую с ней связываться. Попомните моё слово, хлебнёте вы с ней лиха!» Я не очень-то поверил ректору, а зря. Через два месяца и я с наслаждением вышиб бы её из съёмочной группы. Но приходилось терпеть, на пересъёмки не было денег, а от одной мысли, что снова придётся искать главную героиню, бросало в дрожь. Недоучившая­ся студентка вытворяла такое, что даже ветераны кино поражались: устраивала истерики, подставляла людей. Например, попросили её заехать на студийной машине за Анатолием Васильевым. «Обязательно», — пообещала она. Но в «Домодедово» приехала одна и безмятежно сказала: «А меня об этом никто не просил». Съёмки были сорваны. Последний скандал случился уже во время монтажа. Месяца за два до этого «стюардесса» успела выйти замуж. Иванес заранее знала, что будет менять фамилию на Яковлеву, но будто нарочно заявила об этом тогда, когда титры были готовы. После её очередной истерики пришлось потратить деньги на их переделку».

Эротическая съёмка проходила ночью на «Мосфильме». На удивление собравшейся в павильоне группы Александра Яковлева с лёгкостью сбросила с себя платье, сняла трусики и обнажённая бегала перед камерой. А вот Леонид Филатов наотрез отказался сниматься без брюк и во всех постельных сценах работал в джинсах, прикрывая их простынёй. Кстати, Филатов говорил, что ему трудно даётся роль плейбоя, ведь в жизни он абсолютно другой человек — стеснительный и скромный.

Утром плёнку отправили в проявку, и пожилые дамы из лаборатории пришли в ужас. «Митта устраивает по ночам оргии!» — кричали они в дирекции. Потом пришёл черёд возмущений худсовета, разного рода начальников, и в результате в фильм вошло лишь 20% отснятого откровенного материала. Тем не менее даже эти крохи произвели фурор среди советских зрителей и по­зволили дать картине название «эротический».

На роль второго пилота в «Экипаж» взяли Николая Караченцова. Но буквально накануне съёмок актёр зашёл в студию и сказал, что очень занят в Ленкоме, а ещё снимается в Белоруссии, на телевидении, и даже выступает на концертах с вокальными номерами. «Ваши один или два дня в неделю», — заявил Караченцов. В таком режиме работать было невозможно, поэтому на роль взяли менее занятого Анатолия Васильева.

Елена Проклова

На роль стюардессы Тамары утвердили Елену Проклову, но, когда актрису попросили приехать на «Мосфильм» заключить договор, она отказалась от съёмок. «Я очень хочу сниматься, — говорила Елена. — Но представляете, Ира Мирошниченко внезапно уехала в Южную Америку, и Олег Николаевич Ефремов ввёл меня сразу в несколько спектаклей вместо неё». Александр Митта долго не мог найти ей замену.

Олег Даль

Олег Даль снимался в «Экипаже» в роли борт¬инженера Скворцова в течение двух недель, а потом отказался от работы. «Режиссёр классный, сценарий хороший, но я впервые в жизни не могу сниматься. Я болен», — сказал он. В этот период актёр был закодирован и действительно чувствовал себя плохо. Через год актёра не стало (на Украине его, закодированного, угостили смертельной дозой алкоголя).

Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.

Экипаж (1979)

смотреть фильм онлайн

последнее обновление информации: 03.09.17

Сценарий фильма писали вместе с режиссером два опытных драматурга Юлий Дунский, Валерий Фрид и инженер-испытатель Борис Уриновский. Ю. Дунский и В. Фрид несколько иначе понимают жанровые особенности «Экипажа»: «Мы пытались произвести творческий эксперимент и соединить вместе два жанра — бытового романа и приключения, разновидностью которого и является «фильм-катастрофа». «Земля» и «Небо» — так условно мы обозначили для себя каждую из двух серий картины. Первая серия как бы объясняла, подготавливала вторую. Это долгая экспозиция, в которой мы подробно рассказываем о каждом из членов экипажа. Со всеми, отнюдь не героическими подробностями, мы показываем их жизнь и заботы. «Люди с крыльями — не ангелы»,— вот формула, из которой мы исходили в работе. »

Люди людьми, но без полной натуральности съемок в самолете «технологическая сказка» потеряла бы половину своего обаяния. Самолет стал одним из персонажей. Мы видим, как он взлетает и приземляется, подробно знакомимся со сложными приборами в пилотской кабине, тщательно разглядываем детали. Поврежденный самолет — как раненое животное. Мы сострадаем ему, радуемся, когда удается уйти от огня, огорчаемся, когда с трудом добравшись до земли, он развалиной стоит на аэродроме. Снимать на борту настоящего самолета — немыслимо трудно. В комбинированных съемках использовались около шестидесяти макетов отдельных участков и отсеков воздушного лайнера. Некоторым из них пришлось погибнуть ради одного-единственного кадра, мелькнувшего на экране в трудноуловимую долю секунды.

"Спутник кинозрителя", июль 1980 года

«Экипаж»-миллионник. Наш первый фильм-катастрофу делали буквально «вручную»

«Запас прочности» — таким было название сценария Валерия Фрида и Юлия Дунского. Но миллионы зрителей знают его как «Экипаж» — один из лучших фильмов режиссёра Александра Митты.

Название «Запас прочности» не устроило кинопрокатчиков: это про выплавку стали, что ли? Митта посулил «стольник» тому, кто придумает фильму новое имя. В итоге сам и переименовал его — в «Экипаж».

В истории советского кино «Экипаж» занял 6-е место по количеству зрителей — в первый же год его посмотрели 71,1 млн человек. Иные ходили на него раз по 10: ведь помимо масштабного зрелища со взрывами, землетрясением, огненной лавой и аварией самолёта прямо в полёте там была и первая постельная сцена Леонида Филатова и Александры Яковлевой, по тем временам архисмелая!

Прошло 35 лет, но эта картина отлично смотрится и сегодня — сделанная буквально «вручную», дедовскими способами, как шутит сам Митта, «в духе техники фильмов Александра Птушко 30-х годов». Рассказывают, что в один из визитов в СССР кинематографисты из Голливуда, впечатлённые «Экипажем», поинтересовались, сколько же миллионов долларов стоили столь высококвалифицированные съёмки и специалисты. А узнав сумму — 1 млн 250 тыс. руб. — попросили: нельзя ли наших мастеров комбинированных съёмок попросить поработать на их всемирно известной киностудии?

Митта со свойственной ему буйной фантазией хотел в одном фильме сплавить и бытовую драму, и мелодраму, и лирическую комедию, и… сказку! Но фантазии 45-летнего экспериментатора в Госкино быстро «заземлили»: фильм стал историей о героизме, коллективном подвиге советских лётчиков. Какие уж тут сказки! В Министерстве гражданской авиации СССР, правда, забеспокоились: «герой» фильма — самолёт Ту-154 новейшей модели, и вдруг — авария, катастрофа. Да ещё недавно во Франции разбился наш Ту… Идеологический запашок какой-то не такой! Тогда матёрые сценаристы-классики Фрид и Дунский быстренько перенесли катастрофу в выдуманный город Бидри, предположительно где-то в Африке. Это там «у них» всё горит, трясётся и взрывается. А у нас советские лётчики и людей спасают, и героически взлетают в опаснейших условиях, и подвиг совершают прямо в полёте.

С идеологией уладили, но на первом показе Госкино фильм зарубило. Категорически не устроил финал: герой Георгия Жжёнова лётчик Андрей Васильевич Тимченко попадает после того «огненного» рейса в больницу. И вдруг являются к нему лётчики с просьбой помочь перегнать самолёт. Он сбегает в валенках и пижаме на аэродром, а там в самолёте, в кабине, — его фронтовые друзья-пилоты, молодые, весёлые… Они кладут ему руки на плечи, и он вместе с ними взмывает ввысь…

А в следующей сцене его дочка говорит: «Папа умер». Эта чуждая советскому кино мистика вместо ожидаемого хеппи-энда начальство не устроила. Дело в том, что накануне Брежнев посмотрел новый фильм одного известного режиссёра, где в конце пожилой герой умирает, и возмутился: «На что это они мне тут намекают? Что старики умирают?» Поэтому герой Жжёнова в «Экипаже» в итоге выжил. А Митта, несмотря на успех фильма, всю жизнь жалел о загубленном финале — от тех заключительных кадров у него самого, по его словам, мороз по коже шёл…

Следующей проблемой стал самолёт. Тогда ещё ни один Ту-154 не был списан с полётов: модель новая. Но вот «удача» — в Новосибирске в аэропорту «Толмачёво» по технической оплошности сильно обгорел самолёт! Его обугленный «хвост» три недели везли по железной дороге в Москву. В этой хорошо сохранившейся хвостовой части снимали и тушение пожара, и другие сцены. А где было взять остальную часть «тела» самолёта, вернее, его «тушки»? И снова «удача»: на рейсе «Киев — Москва» в салоне ­Ту-154 разлилась ртуть, самолёт списали. Он до сих пор стоит в учебном аэропорту в Кривом Роге, где его демонст­рируют как единственного главного «героя» фильма.

Итак, объект под названием «самолёт» состоял из «тушки» (с украинского аэродрома Борисполя), новосибирского «хвоста» и нескольких макетов. Митта узнал, что в фильме «Челюсти» Спилберг использовал 6 «кукол»-акул для съёмок. А почему бы не сделать «куклы»-самолёты? Сделали! Самую крупную модель — 5 м 40 см стоимостью в 40 тыс. руб. (цена четырёх «Волг»!) изготовили за несколько месяцев в Казани. А маленькая, в 50 см, хранится в музее «Мосфильма». Вместо нефте­перерабатывающего завода тоже снимали макет — нашли его в Омске на аналогичном предприятии, сделанный ещё немцами, после войны. По­обещали вернуть — но взорвали.

Взрыв же самолёта в кадре чуть не обернулся для Митты инфарктом. Ему разрешили снимать на «кладбище самолётов», вокруг одного из них выстроили декорацию аэродрома, достали 4 т керосина. И вот режиссёр приехал на ответственнейшую съёмку, а его встречает начальник охраны, обиженный: «Такие съёмки проглядел, хоть бы предупредили, я б жену позвал!» Как «проглядел»?

Оказалось, при контакте с воздухом сами по себе в салоне обречённого самолёта взорвались пары бензина, и он загорелся. Митта с Филатовым кинулись к пожарищу, у режиссёра обгорели волосы, ресницы, актёр пытался ещё что-то импровизировать, метался на фоне огня. Слава богу, никто не погиб…

Леонид Филатов, сыгравший героя-сердцееда, красавца и завзятого холостяка Игоря, после выхода «Экипажа» стал секс-символом нашего кино. Но образ этот был ему абсолютно чужд. Он был любящим супругом, а прилюдно обнажаться стеснялся даже на пляже. В интимных сценах с Александрой Яковлевой он снимался в джинсах. Зато юная и прелестная Саша, студентка Ленинградского театрального, ничуть не смущалась наготы и разгуливала по павильону-«квартире» Игоря так свободно, что осветитель, засмотревшись, упал со своей «точки» во время съёмки.

«Фривольные» сцены снимали ночью. Наснимали много смелых кадров. Отдали в лабораторию проявлять плёнку. Но бабульки-лаборантки возмутились и отнесли отснятое начальству — вот, мол, какой разврат, Митта по ночам оргии на главной студии СССР снимает! И пошла волна: вырезать, отрезать, убрать! Или, как выразился директор студии Сизов, «привести снятый материал в соответствие с нашими этическими нормами». После планомерных «отрезаний», по словам режиссёра, в кадре осталась лишь «тень задницы Яковлевой сквозь стекло аквариума». Добавим: осталась ещё её же промелькнувшая грудь, на которую и бегали иные ребята глядеть по нескольку сеансов. Так что легенда о том, что «Экипаж» — ещё и первое наше эротическое кино, — это всего лишь легенда. А вот из списка кандидатов на Госпремию фильм убрали — из-за писем-протестов ревнителей тех самых «этических норм».

Источники:
Неудачи «Экипажа»
Недовольство продюсеров и министерства было не единственным препятствием во время съемок легендарного фильма.
http://www.aif.ru/culture/movie/41966
Экипаж (1979)
Экипаж (1979) — информация о фильме — советские фильмы — Кино-Театр.РУ
http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/8073/annot/
Экипаж (фильм 1979 года)
«Запас прочности» — таким было название сценария Валерия Фрида и Юлия Дунского. Но миллионы зрителей знают его как «Экипаж» — один из лучших фильмов режиссёра Александра Митты.
http://www.aif.ru/culture/movie/1315232

COMMENTS