Печи из изразцов

Изразцовая печь

Затеял я как-то ремонт в старом деревенском доме. Кирпичный дом этот во Мстёре (что в 300 километрах от Москвы), передававшийся по наследству более 120 лет, заслуживает отдельного видо- и жизнеописания, а здесь лишь заметка про ремонт одной из его шести печей.

Изначально в доме были две русские печи в двух кухнях, белой и черной, как их называла моя бабушка, на нижнем полуподвальном этаже, а также три печи классического белоснежного изразца, примерно 37 на 22 см. величиной, плюс небольшая простая кирпичная печка — эти четыре наверху.

К сожалению, изразцовую печь в самой большой комнате разобрали еще до войны. Судя по очертаниям лепнины на потолке, это была угловая печь, а скорее и с камином, развернутом очагом к центру комнаты. Остатки изразцов от неё хранились в каменном подвале. Вместо неё с тех времен стояла банальная шведка, к тому же заметно отошедшая от стены и коптящая.

Напротив, в маленькой или бабушкиной комнате, в которой собственно мы и жили летом в 70-х годах прошлого века, была небольшая, но роскошная изразцовая печь с лежанкой. Печь была — трудяга, её, вероятно, топили за предшествующие более чем сто лет больше всего, так что лежанка — любимое, но слабое место, — начала трескаться и прогорать и требовала постоянного латания. Эта печь, а точнее, лежанка, была самым важным, определяющим ауру и очарование этой угловой комнаты элементом. В другом углу кривился огромный резной вишневый буфет, также являющийся неотъемлемой частью интерьера бабушкиной комнаты.

Когда я начал планировать ремонт дома и этой комнаты, естественно встал вопрос — что же делать с печкой? Оставить всё как есть означало практическую невозможность пользоваться уже довольно побитой снаружи и прогорелой изнутри старой, делать же новую — значило расстаться с самой дорогой сердцу вещью в доме. К тому же в доме уже появился газ, газовый котёл и батареи, так что имело смысл и уменьшить печь, увеличив пространство для жизни.

Я пригласил печника. Единственный печник, согласившийся иметь дело с изразцовой печью, был немой. При нём бала его тёща с высшим инженерным образованием в качестве переводчика. Ему был задан вопрос: сможет ли он аккуратно разобрать печь, сохранив изразцы, и собрать заново меньшую размером печку с лежанкой? Печник Саша и его тёща дружно заверили меня, что это не проблема и запросили за работу 30 тыс. рублей. Для сравнения — сделать печь-шведку стоило во Мстёре половину.

Я реально очень нервничал и немного сомневался в том, что немой печник в состоянии сделать кафельную печь, но ремонт не ждал, и пришлось принять решение. И вот я специально приехал присутствовать и посмотреть на разбор печи. Печник действительно аккуратно начал разбор печи, но уже к концу первого дня я загрустил — совсем засомневался, что печник сможет собрать кафельную печь, так как видел он некоторые её элементы — специальные крепежные скобы — в первый раз.

Кроме этого, сам кафель оказался гораздо менее прочным, чем мы ожидали. Время и огонь сделали своё дело: иногда ломалась румпа — специальный бортик по периметру кафеля, который используется для формирования объема и как крепление: две дырки в рампе ушки, за которые специальной проволокой кафель притягивается к кирпичу собственно печной системы — дымооборотам и топке (топливнику), а иногда и сам кафель ломался пополам.

Я сделал несколько фотографий печи в процессе разборки — печь напоминала реальный живой организм с множеством причудливо соединенных внутренних органов. Там было семь различных каналов: пять дымооборотов и два закрытых канала. Еще была конвекционная труба, выходящая в метре от потолка в комнату (про которую раньше все думали, что это отверстие для самоварной трубы), а также еще три конвекционные трубы на уровне подпола. Две из них через специальные решеточки в кафеле закачивали воздух с уровня пола и соединялись через специальную полость с первой трубой — то есть, нагревали воздух и нагнетали его наверх в комнату.

Еще одна труба начиналась в отдельной полости между топкой печи и боровом от русской печи снизу и выходила в подпол комнаты, как я понимаю, обеспечивая конвекцию теплого воздуха под полом. Кроме этого в печную трубу, на чердак, шло два выхода, один основной и параллельно отдельный узенький ход — оба изрядно уже выгоревшие. Всё было сделано из специальных кирпичей светло песочного цвета, разного размера — чуть меньше обычного красного кирпича с надписью «И.А.Костинъ», и совсем маленькие, в две пачки сигарет.

При этом описанное — это лишь частичная интерпретация увиденного. Судя по выражению глаз печника, не только изразцы, но и внутреннее строение печи представляли для него вызов и, похоже, непреодолимый барьер. Единственный «позитив» ситуации состоял в том, что я присутствовал при всём этом, что-то сфотографировал, и, когда печь была разобрана, а кафель аккуратно уложен в подвале, — остановил печные работы для более глубокого изучения ситуации.

Дыра в стене трехметровой высоты и полутораметровой ширины была как дыра у меня внутри. Такая дыра и сама по себе зрелище не для слабонервных, а когда это касается любимой комнаты в любимом с детства доме, в доме моей бабушки, в доме с историей, и когда стало понятно, что восстановить в прежнем виде это невозможно — то это зрелище и просто убийственное. Короче, я потерял сон и вес… и провел месяц в интернете и в переговорах с лучшими российскими печниками, став под конец довольно большим теоретикам по устройству печей и знатоком изразцов и изразцовой кладки.

Принципиальных вопросов было два: первый — современное устройство печей — надо сказать, что за сто лет теория и практика строительства печей довольно сильно ушла вперед, второй — наличие и ассортимент современных изразцов.

Как я теперь выяснил, собрать новую изразцовую печь из новых изразцов специалистами по изразцовым печам (в России есть всего несколько бригад) стоит 150-250 тыс. рублей. Таких печников мало, да и заказчиками выступают либо музеи, либо очень особенные любители старинных интерьеров. При этом реальная связь поколений и передача опыта прервались давно и надолго. Это касается и способов укладки изразцовой печи и в особенности технологии изготовления идеально гладких, глубоко белых и точных по размеру кафлей (кафли, кафель) как назвали этот тип изразца, распространенного широко в России и северной Европе в XVIII-XIX веках в домах состоятельных лиц.

В XVIII-XIX веках самым передовым словом в устройстве комнатных печей была голландка, то есть печь с несколькими вертикальными дымооборотами и несколькими тепловыми камерами — замкнутыми пустотами в теле печи, иногда служившими конвекционными полостями с встроенными в них чугунными конвекционными трубами, количество и изощренность назначения которых зависело от печника. Как водится, голландки за границей назывались русскими печами, каковыми они на самом деле и были. Название голландка прикрепилось лишь от того, что вместо рельефных изразцов стали использовать гладкие изразцы с рисунком из Голландии. Эффективность этих печей, сделанных хорошими печниками, правильно рассчитавшими количество и сечения прямых и обратных дымооборотов, для меня очевидна и проверена на практике в доме.

Последнее же слово в печной теории и практике (озвученное И.В.Кузнецовым еще в середине XX века) — это колпаковые печи, и в особенности двухколпаковая печь. Оставим пространнее рассуждение, почему это устройство так выгодно отличается от остальных. Если кратко — то колпак не даёт холодной струе воздуха вытянуть в трубу вместе с собой и горячий воздух, а также способствует более равномерному нагреву всей печи. И речь тут идет, конечно, о аккумулятивных печах, держащих тепло по 20-30 часов после топки, а не о многочисленных изобретениях для длительного горения и т.д. разнообразных железных печей — по существу, хитрых вариантов буржуек, которые греют, лишь пока горят.

Вообще-то обычный деревенский печник очень мало что-то слышал про колпаковые печи — в основном, они делают простые кирпичные шведки (2-4 горизонтальных дымохода и, как вариант, дополнительный очаг для готовки блюд), реже русские печи, и еще реже камины и каминные печи. Кроме этого, немому печнику очень трудно что-то объяснить на словах. Учитывая всё это, (благо, я неплохо владел MS Visio), я засел за чертежи и спроектировал, наверное, с десяток различных печей, в основном, двухколпаковых, нужного мне размера и точно подогнанных под размер изразцов — сначала старых, а потом и различных современных. При этом я совершенно достал кучу людей доставкой моих чертежей и заметок к ним немому печнику через приятелей во Мстёре, у которых — у одного был интернет, а у другого принтер.

Параллельно я искал изразцы. Очень быстро, однако, выяснилось, что выбор невелик. Было пять вариантов:

  1. Большие немецкие изразцы — кафли, с хорошей геометрией, очень дорогие, но главное — глазурь напоминала сантехнический фарфор, то есть была совсем не та.
  2. Украинские изразцы еще дореволюционных заводов — 20 на 20 см., умеренные по цене, но с рельефным и довольно вычурным рисунком.
  3. Российские изразцы ручной работы с различным рисунком по заказу — дорогие и совершенно отличные от необходимых мне гладких, больших с белой и глубокой глянцевой глазурью кафлей.
  4. Российские «изразцы» 15×15 см. — довольно приятного матового цвета — серия «Русь» имела неброский интересный рисунок, так что я был готов их приобрести.
  5. Последним типом изразцов был настоящий кафель. Серия «Московия» довольно точно воспроизводила все элементы (плоскости, двух- и трехмерные углы, пандусы) моей мстёрской печи.

По большому счету, я выбирал между последними двумя, сделав чертежи к каждому из них.

К сожалению, 15-сантиметровые «изразцы» были именно в кавычках, так как по технологии производства фактически это была керамическая плитка с небольшой двухсантиметровой румпой, исключительно неровной геометрией и отсутствующей плоскостью для строительства, то есть для укладки изразцов ряд за рядом, друг на друга как кирпичей.

Этим собственно и отличается изразец от плитки, которая просто висит на растворе. Причем свойства этого раствора — клея и его толщина существенным образом отличаются по своим теплопроводным и температурорасширительным свойствам от глиняного раствора (с кирпичной или верникулитовой крошкой) которым заполняется кладка из настоящих изразцов. Именно слабая теплопроводность такого раствора и толщина его и кафлей определяют то известное любителям настоящих изразцовых печей мягкое тепло и продолжительность его отдачи после топки. Температурное же расширение, примерно равное оному кирпича, обеспечивает долговечность сцепки с кирпичом печной системы, то есть отсутствие трещин.

Хозяин и главный специалист по этим «изразцам», от которого я так и не смог добиться некой секретной технологии использования, то есть монтажа этих «изразцов», к тому же оказался довольно грубым мужиком и обещал рассказать как монтировать его «изразцы» только после покупки. Покупать 7-10 кв. метров, фактически просто керамической плитки с плохой геометрией за 7000 руб./кв метр как-то не захотелось, к тому же удалось выяснись, что секретный способ монтажа скорее похож на монтаж керамического панно, чем настоящих изразцов.

Серия «Московия», честно говоря, была гораздо более обещающей. Технологию производства классических кафлей старинного образца разработали или, точнее, воссоздавали энтузиасты из Физтеха. Уже по образовательному цензу у нас не возникало проблем в общении. Мастера в деталях поведали мне все свои достижения и трудности на пути восстановления технологии. С ними же в тесной связке работают одни из луших печников — специалисты по изразцовым печам.

Самым сложным, кроме устойчивой геометрии, то есть размеров изразцов (ведь смесь при обжиге неустойчиво уменьшается в размерах), было получить идеально плоскую поверхность глазури без капиллярного бугорка на краях изразцов, ну и конечно, добиться той необходимой перламутровой глубины белой глазури, которая отличала старый русский кафель от его родителей — немецкого и голландского. Короче, как это часто встречается в жизни (в моей, по крайне мере), скромная минималистическая простота оказалась очень не проста в исполнении и соответственно очень дорога — 11,000 руб./кв. метр.

И хотя я спроектировал печь и для этих изразцов, в конце концов, я отказался и от них. Цена была кусачая, но не это было причиной отказа, — ради восстановления порушенного шедевра и борьбы с чувством вины на эти расходы я бы еще пошёл, но к этому моменту я окончательно понял, что мой деревенский печник, очень аккуратный и опытный, просто не сможет сделать такую же печь из этого кафеля. Кроме того, кафель нуждался в точной доводке размеров (100 лет назад этим занимался опытный подмастерье), без которой вид у печи становится совершенно отличный от оригинала из-за размера шва.

Короче, наступив на горло собственной песне, я начал искать простую, но качественную белую керамическую плитку. Для того, чтобы печка не выглядела как стена ванной комнаты, нужно было, чтобы коллекция плитки содержала все внутренние и внешние угловые элементы «как у изразца». Найти такую коллекцию оказалось нелегко. Практически она представлена в России в одном виде — завод CE.SI. — серия Lucidi (2000 руб./кв метр). К плюсам также можно добавить, что это не просто керамическая плитка — это керамогранит или что-то довольно близкое по составу — короче, плитка необычайно прочная.

Прошел месяц с момента разборы печи — дыра в стене всё зияла, и я, наконец, скрепя сердце прислал чертеж под плитку. Я специально поднял и заузил «лежанку», поменяв её функционал с лежанки для себя на место для предметов интерьера — портал. Не поленился даже сделать маленький макет с помощью экселя, бумаги, ножниц и степлера, и, сфотографировав его, добавил вместо трехмерной модели для визуального представления о результате.

Печник Саша довольно быстро сложил кирпичную печку. Несмотря на все мои изыскания, печку он сделал простую с тремя вертикальными дымооборотами и плоским сводом топки, — короче, самую банальную по устройству, но хотя бы выдержал все геометрические размеры по чертежу (ну почти все…). Кроме всего прочего, мы все, я, он и его тёща-переводчик-инженер просмотрели один важный факт, а именно то, что из-за желаемого уменьшения размеров относительно оригинальной печи, дымоход печи оказался существенно меньше дырки в потолке от трубы. Но с этим кое-как разобрались — тут помог опыт печника.

Далее печь, построенная естественно на глиняном растворе, осталась сохнуть и отстаиваться и ждать доставки заказанной плитки из Италии. Я же занялся изучением вопроса штукатурки и покраски печи — оказалось, что и это дело не тривиальное. В качестве штукатурки мне посоветовали использовать — Плитонит-СуперКамин Огнеупор, а в качестве плиточного клея и затирки — Плитонит-СуперКамин. Этот очень важно, так как температурный режим плитки на печке несколько отличается от нормального… Что касается краски, то можно использовать водоимульсионную краску без латексных добавок, хорошо если с мраморной крошкой.

В этот момент, то есть когда печь уже была готова, пока еще без облицовки, но уже были сделаны пробные топки, вдруг выяснилось, что я не понимаю, на чем собственно она держится. Раньше предполагалось, что она стоит на русской печи ниже — так говорили строители, делавшие ремонт, и печник, насколько его удавалось понять. Но когда мы разобрали часть пола в комнате и перекрытие в соседнем коридоре, стало очевидно, что это не так. То есть, кирпичный фундамент, о котором я так заботился, совершенно непонятно на чём держался, как будто просто висел в воздухе. Под печью, правда, были обнаружены пара рельс — так что, похоже, на них был выполнен свод из кирпичей, который и держал фундамент. Кроме того, боров нижней русской печи, как я уже заметил выше, также переходил в нижнюю часть верхней печи у стены.

Еще одной неразгаданной сразу тайной был дымоход от нижней русской печи. Как объяснили мне печник и его теща-инженер, дымоход идёт вдоль стенки, занимая часть изразцовой кладки верхней печки с лежанкой, о которой тут речь. Но это, сразу после разборки печи, оказалось не так, дымоход нижней печи только углом-боровом задевал верхнюю печь, занимая часть объема лежанки, и далее уходил в стену, внутри которой он шел до крыши. Кстати, именно на эту стену опиралась соответствующая труба, хотя и про неё мне изначально говорили, что она установлена на специальном пандусе из дерева и кирпичей, как, собственно, это действительно имело место быть для лежащих на чердаке боровов от других печей к двум трубам.

Через два месяца в Москву прибыла итальянская плитка, еще с двумя-тремя траблами доставлена в деревню. Печник довольно аккуратно по чертежу — раскладке облицевал печку плиткой, перепутав при этом составы для клея и штукатурки, точнее он намешал их только ему ведомо в какой и зачем пропорциях, но как я понимаю всё-таки с перевесом в правильную сторону.

Печка получилась неплохая — хотя ей всего скоро год, она всего несколько раз топилась, тепло вроде как держит неплохо, хотя в основном используется как декоративный элемент, дающий ощущение лежанки, — главного элемента этой комнаты для многих поколений. За что собственно и боролись…

Обучение с пошаговыми фотографиями, уроками строительства и ремонта. Самостоятельное изготовления лестницы, печи, коптильни, строительство забора и многого другого своими руками.

Лицевая поверхность печи с красивой отделкой является украшением любого помещения. Лучшим видом отделки печи считается облицовка изразцами. Изразцы (кафель) изготовлены из глины, имеют глазурованную лицевую поверхность и коробчатую тыльную сторону, называемую румпой, со специальными отверстиями для крепежа.

Печь, облицованная изразцами, очень красива, гигиенична, проста в обслуживании. Кроме того, облицовочный слой дополнительно перекрывает швы и повышает теплоотдачу печи. Отделочные работы при облицовке изразцами всегда ведутся одновременно с кладкой рядов печи. Такая работа требует высокой квалификации и мастерства.

Прежде всего, необходимо отобрать изразцы. Отбор ведется по цвету, форме и размеру. К форме предъявляются требования отсутствия наплывов, внешних и внутренних трещин. Цветовая гамма сортируется по оттенкам. Принято более темный изразец пускать на облицовку нижних частей. Чем светлее оттенок цвета, тем выше располагается изразец. Сортировка по размеру должна отобрать стандартные изразцы.

Нестандартный размер подтесывается специальными приемами с использованием остро отточенной стальной полосы и стального стержня. Применение печного молотка или кирочки может расколоть изразец. Места обтесывания изразца осторожно шлифуются.

При необходимости перепилить изразец, рекомендуется пользоваться тонкой стальной проволокой. Внешняя глазурь при этом размечается маркером и по линии разреза делается внешняя канавка 2-4 мм шириной. Пиление проводится вниз тыльной стороной, удерживая изразец двумя руками.

Рабочий ход при движении плитки на себя. После распиливания, изразец тщательно и осторожно шлифуется плавными круговыми движениями, его горизонтальные стороны слегка скашиваются. Обязательным правилом есть смачивание изразца перед кладкой.

Крепление изразцов ведется с применением специальных прямоугольных скоб из упругой стальной полосы, шириной 15 мм и толщиной 2 мм. Требование жесткости скобы связано с надежностью крепления плиток.

Количество скоб из расчета по две на изразец. Кроме скоб понадобится стальная проволока диаметром 4-5 мм для изготовления штырей, по одному на изразец. Штырь имеет загнутый конец и вставляется в отверстия румпы. Общая длина проволоки находится по количеству изразцов и длине штыря на 30 мм большей высоты изразца. Длина отожженной проволоки для связывания рядов изразцов и организации петель примерно находится сложением произведения длины одного ряда кладки на удвоенное количество рядов с произведением удвоенного количества изразцов на 0,2 м. Все данные будут ориентировочными и уточняются в ходе работ.

Облицовка изразцами начинается с укладки без раствора отобранных для внешней стены кирпичей и ее последующей разборки с оставлением одного ряда. Выставляют угловые изразцы нижнего ряда, применяя уровень, отвес и угольник, правило. Каждый изразец намазывается раствором, под румпу укладывается толстый слой раствора. Пространство между этими плитками на сухую заполняется остальными изразцами ряда, выверяются и подгоняются их размеры. Плитки должны прилегать как можно плотнее. Если вертикальные швы практически отсутствуют, то облицовка изразцами предполагает наличие горизонтального шва 2-3 мм для усадки с кирпичной кладкой. Крепление изразцов между собой проводится скобами и проволочными скрутками, к стене кладки изразцы крепятся специальными проволочными закладными петлями.

1. Одна сторона листа поликарбоната всегда защищена от УФ-излучения соэкрузионным слоем, благодаря которому свойства листов не подвержены изменениям на протяжении длительного.

Если у вас есть кирпичный дом, который нуждается в косметическом ремонте, прежде чем взять в руки краску и кисть, прочтите эту статью. Конечно, вы можете покрасить кирпич и это не.

Что все-таки представляет собой гибкий камень? Это слой песчаника, имеющий в толщину от одного до трёх миллиметров, нанесённый на текстиль. Он может быть выполнен в виде обоев и.

Многие люди сегодня хотят иметь дачу, где они могли бы жить летом. Многим она нужна для проведения выходных всей семьей. Приняв окончательное решение – строить дом, будущие.

Камин как символ домашнего уюта, пользуется спросом отнюдь не из-за проблем с некачественным отоплением. Все дело в том, что атмосферу и настроение в домах с установленным камином.

Недавно добавлены

Калькулятор

Мебель из поддонов

Решили обновить мебель в квартире или обустроить дачу, но как назло цены растут и новая обойдется в копеечку. Есть прекрасный выход из этой ситуации – мебель и предметы интерьера из .

Мы бы хотели рассказать, как и из чего, за короткое время, можно соорудить импровизированную коптильню. Коптильня из бочки Иметь под рукой собственную коптильню всегда приятно и что более важно, удобно. Ведь в .

Своя коптильня мечта каждого владельца загородного участка. Сейчас пришло время осуществить свои мечты и построить коптильню у себя в саду. Изучив множество вариантов строительства всевозможных коптилен, мы хотим рассказать Вам .

Лучшим способом экономии средств и создания красивого интерьера на даче будет мебель, изготовленная своими руками. В статье рассмотрен способ пошагового изготовления стола для дачи или загородного участка. Для любой дачи .

В этой статье представлен вариант пошагового изготовления столешницы из армированного бетона. Такая столешница хорошо подойдет для стола расположенного в зоне барбекю, летней веранды, кухни и тому подобных зонах. К достоинствам .

Кровать – очень важный элемент любой комнаты, будь то спальня взрослых или детей. Большая удобная кровать в Вашей спальни залог крепкого сна и хорошего настроения на протяжении целого дня. Цены на .

Если старая ванная отслужила свой срок, не спешите ее выбрасывать на свалку или сдавать в металлолом, из нее можно сделать довольно оригинальный и креативный диван своими руками. Такой диван может .

Безусловно, одним из главных элементов мебели в доме считается диван. Вещь это крайне, нужная и полезная, помимо комфортного отдыха в нем можно спрятать множество домашних вещей, используя его вместо кладовой .

Мягкая кровля

На протяжении столетий люди крыли свои жилища и тесом и соломой и щепой, но самая первая кровля это шкура животного растянутая над головой первобытного человека. А ведь такая шкура и .

Пеноблок, газоблок, кирпич обыкновенный, кирпич силикатный, кирпич облицовочный, кирпич керамический, …. Этот перечень можно продолжать и продолжать, но вы посмотрите на современные цены и если вы не владелец заводов и .

Приятно ранним весенним утром, а впрочем, как и летним, осенним или зимним, попить кофе и прочесть свежую газету в чистой, уютной и светлой беседке построенной своими руками. Ну, кто с .

Если ваше желание построить баню на даче взяло верх над ленью, и вы все-таки решили сесть и обдумать, как спроектировать баню, где её расположить и как сэкономить место на дачном .

Если кто думает, что строительство дачного домика собственными силами — это что-то из мира фантастики, то он ошибается. Построить можно что угодно и где угодно – был бы в наличии .

Когда-то нашим предкам погреб заменял холодильник, там хранились запасы на зиму – дары с поля и сада и вино. Практически ту же функцию выполняет погреб и сейчас в частном доме. .

Строительство не заканчивается в холодную пору. А ведь еще совсем недавно именно так обстояли дела. Сегодня же ситуация резко изменилась. Ведь даже заливку фундаментной плиты можно производить при минусовых температурах. .

Баня для русского человека является храмом здоровья. Она исцеляет не только тело, но и душу человека любого возраста. Не мудрено, что при первой возможности многие строят ее у себя на .

Изразцы

Любая отделка печи – оштукатуривание, облицовка печей клинкерной кирпичной плиткой, керамической глазурированной плиткой, изразцами имеет смысл не только как улучшение внешнего вида, но и практическое значение – увеличение теплоемкости печи. В этой статье я расскажу о своем личном опыте работы с изразцами и проблемах с которыми столкнулся.

На сегодня имеется большой выбор керамических мастерских, занимающихся изготовлением изразцов, у каждой из них свой многолетний опыт, свои составы, секреты и технологии изготовления, разная художественная выразительность и разная стоимость, поэтому заказчику не так просто выбрать то, что «необходимо и достаточно».

Основная проблема, с которой я столкнулся – геометрия изразцов. После снятия размеров печи с дверцами и изготовления изразцового комплекта керамистами, вы можете получить изразцы с разбежкой в размерах до 10 мм, и уложить их ровно, с одинаковыми швами будет абсолютно невозможно! А ведь речь идет об изготовлении изразцов по индивидуальному проекту по «договорной цене».

При этом, подгонка размеров по месту (подрезка) в больших количествах чревата образованием сколов глазури и устранить этот дефект можно лишь дополнительным обжигом вновь окрашенных сколов в печи. Почему простая калибровка изделия не производится в мастерской перед обжигом росписи и глазури – тайна сия великая есть! Было и объяснение: «ручная работа» и «человеческий фактор» Такой негативный опыт и вызывает нежелание печников заниматься облицовкой печей изразцами.

Фотографии наглядно показывают разницу в размерах изразцов, изготовленных для нас одной фирмой с которой пришлось сотрудничать при облицовке банной печи. Стоит отметить, что керамисты все же брали на переделку отдельные элементы, но процесс облицовки при этом значительно замедлялся (а то и останавливался совсем), что вызывало головные боли у всех участников проекта — у заказчика, печника ну и у самих керамистов.

После затирки швов разница будет менее заметна. Фото готовой облицованной банной печи можно посмотреть здесь.

В продаже имеется большой выбор готовых промышленных изразцовых комплектов по цене от «квадрата», их невысокая стоимость как бы компенсирует изъяны в качестве и требования по подгонке при установке. И своим качеством эти комплекты могут иной раз поспорить с подобными «авторскими изделиями ручной работы».

Перед началом работ по облицовке была произведена переборка чугунно-каменного заряда и чистка дымоходов печи и трубы. Общее количество золы и сажи, извлеченное из каналов банной печи после года еженедельной эксплуатации (2010-11 гг) составило не более 1 литра, — что говорит о хороших конструктивно-эксплуатационных качествах печи.

На фото — печь сразу после кладки. Облицовочные работы произвели спустя год.

После утверждения эскизов и снятия размеров с печи были изготовлены изразцы методом литья шликера фарфоровой массы. Добавление специальных составов для предотвращени деформации позволяет получить довольно ровные по размеру детали. После отливки и сушки, изделия этой мастерской проходят калибровку на камнерезном станке и только после этого (!) происходит роспись, декорирование цветной глазурью и обжиг в печи. В результате разбежка в размерах составляет всего 1-2 мм.

Авторский надзор во время работы осуществлялся благожелательно и незамедлительно, ведь полное взаимопонимание керамиста и печника – залог успешного решения общей задачи. Изразцы в данном случае, за исключением карнизных полостных элементов, были изготовлены без румпы. (Кстати, первые изразцы, пришедшие в Россию из Голландии, были тоже без румпы.) В задней стенке изразцов при их изготовлении предусмотрены технологические отверстия для крепления проволоки — изразец вяжется к сетке, закрепленной на поверхности печи, для исключения возможности отрыва.

Окончательный этап – затирка швов (здесь есть свои нюансы) и просушка около двух недель. Затем – контрольная протопка и ввод печи в эксплуатацию после облицовки (09.2011).

Печь эксплуатируется следующим образом. Вечером в пятницу, перед банным днем, в печи сжигается 1,5 закладки дров, задвижка закрывается и до утра массив печи плавно прогревается. Утром, в течение ок. 3,5 часов, производится протопка печи до полного выгорания сажи в камере-каменке, температура заряда при этом составляет около 750 С. Задвижку закрывают и оставляют печь выстаиваьтся два-три часа, после чего начинают банные процедуры. Через год эксплуатации изразцовой печи (08.2012) была произведена замена камней, ревизия затирки в швах изразцов (частичное зачеканивание в местах отслоения). Чистка дымоходов и трубы печи отложена – нет необходимости. Очередное ТО – август 2013 г.

Как-то довелось мне с коллегой (В.Шимко) установить и обложить кирпичем каминную кассету, под облицовку изразцами керамистами Ильёй и Ириной Куприяновыми (г. Звенигород). Так вот, размеры изразцов здесь были обусловлены рельефом рисунка, т.е. швы проходили там, где это не нарушало целостности композиции, что говорит, видимо, о совершенно других трудностях изготовления и монтажа изразцовых элементов. Запомнилась фраза Ильи о том, что все формы после окончания работ он уничтожает, т.е., повторения не будет никогда и никому: жест, достойный настоящего ХУДОЖНИКА – «эксклюзив в абсолюте».

На фотографиях ниже — примеры некоторых работ семьи Куприяновых.

В заключение. Около двух лет назад мною были сложены малая русская печь и банная печь-каменка — обе под облицовку немецкими изразцами. Особенность работы заключалась в том, что размеры печей и расположение дверец были не кратны, как обычно, размерам кирпича, а заданы дизайнером ООО «Гленрич» (поставщик продукции), согласно размерам изразцов и рекомендациям по установке производителя. Немецкая продукция прибыла на место и ждет своего часа, а отчет в продолжение обзора следует…

Источники:
Изразцовая печь
Изразцовая печь Затеял я как-то ремонт в старом деревенском доме. Кирпичный дом этот во Мстёре (что в 300 километрах от Москвы), передававшийся по наследству более 120 лет, заслуживает отдельного
http://www.naturalist.ru/%D0%A0%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82/%D0%B8%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%87%D1%8C.html
Обучение с пошаговыми фотографиями, уроками строительства и ремонта
Облицовка печи изразцами. Изразцы (кафель) изготовлены из глины, имеют глазурованную лицевую поверхность и коробчатую тыльную сторону, называемую румпой, со специальными отверстиями для крепежа. Отделка печи изразцами. Техника облицовки изразцами.
http://stroyrom.ru/stroy-remont-sam/387-oblicovka-pech-izrazcami.html
Печи из изразцов
Любая отделка печи – оштукатуривание, облицовка керамической глазурированной плиткой, клинкерной кирпичной плиткой, изразцами имеет смысл не только как улучшение внешнего вида, но и практическое значение – увеличение теплоемкости печи. В этой статье я расскажу о своем личном опыте работы с изразцами.
http://kirpichiki.pro/read/articles/izrazcy.html

COMMENTS