Шаолиньский монастырь

Монастырь Шаолинь

Монастырь Шаолинь ( ??? , Shaolinsi, Шаолиньсы) — буддистский монастырь на священной горе Суншань в провинции Хэнань, родина и главный центр Чань-буддизма, известный боевым искусством У-шу (Кунг-Фу) . Находится в центре Китая, в провинции Хэнань, в городе Дэнфэн недалеко от столицы провинции Чжэнчжоу, под пиком Ужу горы Суншань. Основан при династии Северная Вэй в 495 году индийским монахом Буддабхадрой (Бато) при поддержке императора Северной Вэй Сяовэнь-ди. В 530-хх годах в монастыре жил индийский монах Бодхидхарма, основатель и первый патриарх Чань-буддизма.

Название монастыря — Шаолинь (??) означает «Лес на горе Шаоши». Шаоши (??) — это один из семи пиков священной горы Суншань, на котором и стоит монастырь Шаолинь. Шаолинем монастырь назвали потому, что он расположен в глубине горы Суншань, спрятан среди лесов. Кроме него, в Китае существует ещё несколько буддийских монастырей под названием Шаолинь, поэтому этот монастырь иногда называют с уточнением: «Суншаньский Шаолинь» (по горе) или «Дэнфэнский Шаолинь» (по городу).

Династия Северная Вэй

Монастырь Шаолинь был основан при династии Северная Вэй на девятнадцатом году правления под девизом Тайхэ (495 год н. э.) императором Сяовэнь-ди для размещения прибывшего ко двору индийского монаха Бато (Буддабхадры). Буддабхадра читал проповеди при императорском дворе, императору они пришлись по нраву, и он покровительствовал монаху. Построить монастырь было решено недалеко от столицы, на северном склоне вершины Шаошишань священной горы Суншань. В 506 году в Шаолинь последовательно прибыли два индийских монаха — Ленамоти и Путилючжи, и занимались здесь переводом канонических буддистских книг, для чего было построено специальное здание. Немногим позже в Шаолине работал монах Хуэй Гуан, который развивал традиции индийской школы Дхармагуптаки.

Статуя Бодхидхармы

В третий год девиза Сяочан императора Северной Вэй Сяомин-ди (527 г. н. э.) В Шаолинь прибыл монах Путидамо (????, Бодхидхарма), 28-й патриарх буддизма. Это круто изменило историю монастыря. Бодхидхарма поселился в пещере на склоне горы рядом с монастырём, по легенде, он провёл девять лет, созерцая стену пещеры, после чего обрёл просветление, и разработал Чань-буддизм, став его первым патриархом. В третьем году девиза Тяньпин императора Восточной Вэй Сяоцзин-ди (536 г. н. э.) Бодхидхарма передал учение Хуэйкэ, который стал вторым патриархом Чань-буддизма. С тех пор Шаолинь стал центром Чань-буддизма.

Император У-ди династии Северная Чжоу в 574 году запретил буддизм, монастырь Шаолинь был разгромлен, а монахи подвергнуты гонениям. При императоре Цзин-ди Северной Чжоу Шаолинь в 580 году был восстановлен.

Вэнь-ди, первый император династии Суй, покровительствовал буддизму. Он пожаловал монастырю Шаолинь сто цинов земли (666,7 га). Шаолинь стал крупным и богатым монастырём.

Ворота монастыря Шаолинь

В начале правления династии Тан, когда ещё шла гражданская война, произошло ещё одно важное для монастыря событие. В 620 году 13 шаолиньских монахов спасли наследника престола Ли Шиминя, разбили один из отрядов повстанцев и пленили его предводителя — Ван Шичуна. В 627 году Ли Шиминь вступил на трон под именем Тай-цзун, и отблагодарил монастырь — даровал различные привилегии, пожаловал земельным наделом и дозволил Шаолиню содержать монашеское войско в 500 человек. Шаолинь стал всенародно известен и получил прозвище «Первый монастырь в Поднебесной».

При династиях Тан и Сун монастырь Шаолинь владел 14 000 му (980 га) земли, сам монастырь занимал 540 му (58 га), в нём было около 5 тыс. строений и 2 тыс. буддийских монахов. Школа Чань-буддизма, основанная Бодхидхармой, при династии Тан расцвела и распространилась, став самой большой школой буддизма в Китае.

В начале династии Юань монастырь Шаолинь был очень богатым, были построены колокольная и барабанная башни, перестроены и обновлены коридоры, склады и кухня.

В царствование императора династии Мин Цзяцзина побережье Китая страдало от набегов японских пиратов Вокоу. Монахи Шаолиня успешно помогали защитить население от набегов, за что императорский двор подтвердил льготы и привилегии монастыря. В период династии Мин монашеское войско как минимум шесть раз призывалось на службу, участвовали в военных действиях, совершали подвиги. В честь побед монахов императоры Мин ставили в Шаолине стелы, и финансировали строительство в монастыре.

Император Канси династии Цин в 1704 году собственноручно написал для монастыря Шаолинь парные надписи: для Зала Небесного Владыки, главных ворот монастыря, Зала Махавира и других строений. Император Юнчжэн в 1735 лично утвердил план реконструкции монастыря. Был перестроен Зал Тысячи Будд, на строительные работы из казны было потрачено 9 тысяч лянов серебра. Император Цяньлун также делал пожертвования для монастыря и писал таблички.

После Синьхайской революции и установления республики Шаолинь сильно пострадал в гражданской войне. Сразу после революции и начавшейся анархии монахи вместе с интеллигенцией и народом уезда Дэнфэн начали формировать отряды самообороны. Руководили приготовлениями монахи Юнь Сун и Хэн Линь. В 1920 году ополчение Дэнфэна выиграло около десятка битв против бандитов, обеспечив безопасность окружающим монастырь деревням.

Весной 1928 года генерал Фань Чжунсю захватил уезды Гун и Яньши, соседние с Дэнфэном, его войска окружили Дэнфэн, в монастыре Шаолинь разместился штаб армии. Войска Ши Юсаня, подчинённого Фэн Юйсяна, 15 марта 1928 года, борясь с Фань Чжунсю, подожгли монастырь. Сгорело большинство строений, в огне погибло множество свитков с буддийскими канонами и трудами по боевым искусствам.

Когда в 1931 году Япония начала агрессию в Маньчжурии, а в Китае начали усиливаться патриотические и воинственные настроения. На их волне в Нанкине был открыт Центральный научно-исследовательский институт У-шу.

Во время Культурной революции монахи Шаолиня подверглись гонениям, их расстригали из монашества, буддийские статуи разбивались, сокровища разграблены. Когда в 1976 году революция закончилась, Шаолинь был восстановлен и отремонтирован. В 1980-хх годах правительство КНР начало проводить Новую религиозную политику. Шаолинь был внесён в список охраняемых памятников, а рукописи павильона Канона Трипитаки причислены к особо охраняемым письменным памятникам древности. Начали активно изучаться шаолиньские книги по боевым искусствам и медицине.

В декабре 1996 года кумирня основателя и лес пагод были внесены в список охраняемых памятников материального искусства. В 1997 году монастырь был зарегистрирован как юридическое лицо, в этом же году он был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Шаолиньский монастырь

Монастырь Шаолинь: легендарный буддийский храм Китая

Монастырь Шаолинь – известная на весь мир буддийская святыня Китая, расположенная в живописной местности провинции Хэнань, в окружении леса и гор. Это место издавна обладало священным ореолом, ведь ещё в 5 веке здесь возник даосский храм, который в период гонений сторонников даосизма и заняли монахи-буддисты.

По одной из старинных китайских легенд, данное место на горе было выбрано для монастыря за сходство со священным цветком Будды – лотосом. Своё же наименование легендарный китайский монастырь получил от горы Шаоши, на склоне которой он и расположен. «Шао» досталось в наследство от названия горы, а «линь» — по-китайски означает «лес», который и окружает этот монастырь. За всю историю Китая здесь насчитывалось около 10 монастырей с таким наименованием, а аналогичные культовые сооружения в разные периоды существовали в различных регионах Юго-Восточной Азии.

Основателем шаолиньских традиций, история которых насчитывает порядка 1500 лет, считается индийский монах по имени Бодхидхарма. Именно благодаря ему послушники Шаолиня обрели несколько видоизменённые буддийские практики, включающие гармоничное сочетание усовершенствованных медитаций и посвящённых поддержанию физической формы тренировок. В силу такого единства духовной практики и боевых искусств монастырь стал не просто духовным центром обитания медитирующих монахов-послушников, а и истинным храмом восточных боевых искусств настоящих монахов-воинов. Впоследствии эта оригинальная святыня сыграла немаловажную роль в истории развития Китая, а также стала истоком зарождения многих восточных единоборств, возникших именно в этих стенах.

Путь шаолиньского воина

Согласно легендам, монах-воин Шаолиня мог в полной мере овладеть искусством боя лишь после 10-15 лет постоянных ежедневных тренировок, включающих в себя совершенствование, как боевых техник, так и духа воина. Он должен был не только в совершенстве владеть всеми техниками боя, но и отлично знать историю монастыря, историю самих боевых искусств и основные буддийские каноны, а также уметь сражаться с противников с оружием и без оружия. В завершении такого обучения послушник шаолиньских традиций должен был пройти ряд испытаний, включая заключительный экзамен, чтобы доказать овладение искусством на высшем уровне.

Одним из наиболее серьёзных испытаний для воинов Шаолиня было прохождение тёмного коридора, где располагались 108 манекенов, которые могли быть в любой момент приведены в действие. Требовалось отразить в темноте все удары невидимых воинов, которых неосознанно приводил в действие сам же испытываемый, становясь на половицы, соединенные с механизмом приведения в движение манекенов, а пройти этот непростой путь надо было за время, пока не догорит свеча. После прохождения такого испытания монаху-воину, доказавшему своё виртуозное мастерство, выжигали изображение тигра или дракона, что служило символом обретения им высшего уровня шаолиньского мастерства.

Архитектурные особенности монастыря Шаолинь

Монастырь расположен на склоне горы, из-за чего каждый двор Шаолиня располагается выше предыдущего и напоминает своими очертаниями ступенчатую лестницу. По периметру этот восточный храм окружает стена высотой до 3 метров, окрашенная в тёмно-красный цвет, тогда как черепица по китайским традициям покрыта зелёной глазурью. Входом на территорию легендарного монастыря служат ворота Шаньмэнь, украшенные величественными 3-хметровыми скульптурами львов. Они были возведены примерно в 30-е годы 18 века и реконструированы в 1974 г.

Особый интерес среди сооружений монастыря представляет зал Небесных Королей, расположенный на окраине леса и названный так из-за размещённых в нём четырёх буддийских скульптур, и роскошный зал Тысячи Будд. В зале Западных Святых, где обычно практиковали боевые навыки шаолиньские монахи-воины, можно даже заметить отпечатки таких тренировок в виде прогнувшегося во многих местах пола. В комнате Аббата, ранее служившей покоями императора, проживает настоятель монастыря, а центром Шаолиня является Зал Махавира, в восточной части которого располагается колокольня, а в западной – барабанная башня. В стенах этого китайского монастыря существует многовековая традиция: по утрам бьют в колокол, оповещая о начале нового дня, а по вечерам – в барабан, оповещая о наступлении времени спокойствия и умиротворения.

Отдельный интерес на территории Шаолиня представляет расположенный в западной части монастыря т.н. «Лес Пагод», аналогов которого в Китае больше нигде нет. На территории общей площадью в 20 тысяч кв.м располагается более 230 башен, каждая из которых выполнена в своём особом стиле, но для всех сооружений присущ типичный восточный колорит, что представляет собой уникальное зрелище. Все эти оригинальные архитектурные сооружения есть не что иное, как некрополи давних послушников Шаолиня.

Монастырь Шаолинь является культурным наследием Китая, взятым под эгиду ЮНЕСКО. В стенах этой святыни Китая находится множество культовых реликвий. Здесь можно полюбоваться около 500 старинными росписями, а своеобразная архитектура, включающая элементы, присущие различным эпохам, позволяет соприкоснуться с многовековой культурой жителей Поднебесной.

«Шаолинь — не в здании, а в сердце!»

Во все времена своего существования монастырь Шаолинь периодически то обретал статус высшего духовного центра под императорским покровительством, то попадал в немилость, а его монахи предавались гонениям. Храм разрушили, сжигали, но он каждый раз возрождался из пепла, ведь всегда оставались верные последователи шаолиньской традиции, которые передавали её своим ученикам от поколения к поколению, не позволяя уничтожить самобытную культуру Шаолиня. Сами же китайцы утверждают, что Шаолинь живёт в душе каждого, кто его ищет, ведь носители традиций гораздо важнее их обители.

Всемирная известность и особая популярность к буддийскому монастырю Китая пришла после выхода на большой экран в 1982 г. фильма «Храм Шаолиня», спровоцировавшего значительный поток желающих стать послушниками в этой легендарной святой обители. Сейчас вблизи монастыря располагается немало коммерческих школ боевых искусств, которые рассчитаны специально на туристов, желающих приобщиться к восточному искусству самозащиты и боя. Современный Шаолинь в большей степени является Меккой туристов, чем храмом боевых искусств в том смысле, в котором существовал изначально, но при этом он всё также остаётся одной из наиболее мистических святынь Китая.

Шаолинь. Буддистский монастырь в Китае

Сегодня я расскажу Вам об очень интересном месте, оригинальном направлении для путешествия, и идеальном месте для познания себя. Представьте, что Вы планируете поездку в Азию — уже оформлена виза в Китай, собраны вещи, но существует некая неопределенность с местами, которые хочется посетить. Я расскажу Вам об одном удивительном месте, которое не только стоит увидеть, но и возможно задержаться здесь. У подножья одной из пяти священных гор Китая – Суншань, расположенной к юго-западу от Пекина, вам встретится буддийский монастырь Шаолинь. Известен он как родина боевого искусства ушу (позднее из ушу развилось кунфу)

Запись относится к месту:

Многие годы шаолиньские монахи достигали совершенства в боевом искусстве. Свидетельством этому является 48 пар углублений в каменном полу зала «Тысячи будд», где проходили занятия. Все монахи, живущие в монастыре, подчинялись строгим правилам. Вставать нужно было рано утром, когда солнце еще не начало освещать землю. Занятие медитацией занимало около двух часов, затем следовали дыхательные упражнения, имеющие разные уровни сложности, после – водные процедуры и массаж. После завтрака монахи приступали к изучению канонов. Вместе со священными писаниями изучалась философия красноречие, право, медицина, и многое другое…

В наше время монастырь Шаолинь великолепно отреставрирован и снова переживает расцвет. Сегодня тут можно встретить мастеров боевых искусств со всего мира, которые с удовольствием делятся своим опытом. Ежегодно Шаолинь встречает множество туристов,чему способствует политика китайских властей, всячески способствующих развитию туризма — виза в Китай в наше время совсем не является проблемой. Как и во многих других туристических и культовых уголках Китая, здесь можно купить сувениры на любой вкус — работает множество магазинов и лавок

На стенах изображена история спасения принца Ли Шиминя, ( в дальнейшем известным как император Тайцзун). В знак благодарности Тайцзун подарил монахам земли. Шаолинь стал одним из крупнейших буддийских монастырей в Китае

К сожалению, в 1928 году, в период гражданской войны в Китае, монастырь был сожжен войсками правительства. Множество ценных реликвий так и не дошли до нашего времени.

Не обошла стороной Шаолинь и Культурная революция, в период которой культовые сооружения закрывались (конечно, разорялись)

По причине того, что монастырь пролежал в руинах около полувека, под угрозой было само возвращение традиций монастыря. (После II Мировой на развалинах монастыря жили 7 монахов, 3 из которых были знакомы с шаолиньским боевым искусством.) Власти Китая призвали к возрождению монастыря многих мастеров ушу. Восстановление традиций проходило довольно сложно, но сегодня видны плоды этого труда. Будучи в Шаолине не забудьте посетить лес пагод, где похоронены выдающиеся мастера кунфу.

Популярность Шаолиня привела к сильному разрастанию монастыря. Большие средства вкладывались в устройство региона и развитие туризма. Сегодня в монастыре и его окрестностях существует множество коммерческих школ боевых искусств.

Источники:
Монастырь Шаолинь
Сайт-энциклопедия о Китае
http://infokitai.com/monastyr-shaolin.html
Шаолиньский монастырь
Согласно легендам, монах-воин Шаолиня мог в полной мере овладеть искусством боя лишь после 10-15 лет постоянных ежедневных тренировок, включающих в себя
http://sweeteast.com/monastir-shaolin-kitay/
Шаолиньский монастырь 1
Шаолинь. Буддистский монастырь в Китае Сегодня я расскажу Вам об очень интересном месте, оригинальном направлении для путешествия, и идеальном месте для познания себя. Представьте, что Вы
http://lifeglobe.net/entry/1697

COMMENTS