Парадигма человека

научная статья по теме Деятельностная парадигма человека Философия

ФЕТИСКИН ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ

Текст научной статьи на тему «Деятельностная парадигма человека»

?В.В. ФЕТИСКИН кандидат философских наук, профессор кафедры философии

Российского государственного аграрного

Деятельностная парадигма человека

В нашем дискурсе человек выступает как актуальный и потенциальный носитель всех родов деятельности (реакций, поступков, демонстраций), которые в общей сложности и образуют (формируют) его атрибуты — природу, историю, личность, т.е. составляют врожденное

* Фетискин Владимир Викторович, е-таП: Тейэкт vladimir@yandex.ru

поведенческое амплуа вида «человек» и все его многомерные проявления в окружающем мире.

В данной парадигме основные тезисы звучат так: в основе всех социальных преобразований лежат те или иные действия людей и их отношения посредством и по поводу этих действий. Деятельность — это универсальный способ взаимодействия человека и мира, который обусловлен и генетически, и социально-исторически. Это не просто основной, а единственно возможный способ существования индивидуальных и коллективных субьектов. Иными словами, деятельность — это атрибут человека и общества. Не просто какой-нибудь модус, акциденция, темпоральность, ипостась или, как иногда говорят, часть, отношение частей, свойство, состояние, таксономический вид (К.Х. Момджян), а именно способ существования и атрибут.

Этот атрибут выражает ориентированность человека как на адаптацию (приспособление) к условиям бытия, так и на изменение самих этих условий, их адаптацию (приспособление) к целям и потребностям человека. Можно сказать, пожалуй, что действия людей -это и есть их социализация, бытиё, онтология, а отсутствие действий -дестабилизация, небытиё, ничто. Тогда во всём «пространстве -времени» социального не окажется ни одного явления, которое не представляло бы собой некий процесс или продукт деятельности.

Жизнь, жизнедеятельность и деятельность равносущи, паритетны и в каком-то смысле трудноразличимы (тождественны). Можно многое не успеть в жизни, но нельзя лишиться самой способности действовать. Благодаря деятельности человек становится сопричастным действительности, он ориентируется, осуществляется и продуцируется в ней. В процессе непрекращающегося взаимодействия индивида со средой он ею формируется, трансформируется, но и сам выступает как актор, как источник причинения всей своей бытийности. Тогда можно

сказать, что целенаправленный субъект, его действия и социальные

изменения — это по сути не что иное, как разные ипостаси социальной реальности, та онтологическая триада, в которой всё взаимопорождается, взаимообращается и в общей совокупности выливается в то, что называется социально-историческим процессом, социальной формой движения.

Предметом деятельности являются все события в жизни человека -все фрагменты и эпизоды его бытия — активные и пассивные, позитивные и негативные. Деятельность — это не только целенаправленная, насыщенная жизнь, но и прозябание, бессилие, деструкция, распад и неминуемая смерть. Даже бесцельная активность, отказ от борьбы, свершений, «просто» существование, присутствие в мире, как это чаще всего в действительности кажется, — всё это разновидности занимаемых позиций, каких-то решений, поступков, которые встроены в структуру жизни и составляют те или иные, более активные или более пассивные её проявления. Таким образом, деятельность — это и есть жизнь (реальность) человека во всех её продуктивных и репродуктивных проявлениях.

Социальные действия личностей в силу их таланта или занимаемого положения (социального статуса) конструируют, преобразуют социальную реальность, которая затем становится решающим фактором, оказывающим воздействие на сознание и поведение различных социальных групп и различные формы проявления этого поведения. Всё, что мы имеем в современном мире в целом и в каждом конкретном обществе, есть процесс и результат определённых действий личностей. Реальные, а сегодня ещё и виртуальные миры позволяют человеку расширить пространство своей свободы, самореализации и самоопределения.

Социальная реальность как результат социальных действий личностей включает, во-первых, разного рода целеполагающие, проектирующие и предписывающие акты; во-вторых, сами предметно-

практические действия личностей; в-третьих, последствия (позитивные и негативные) этих действий: социальные структуры, материальные и духовные ценности, культуру, общество; в-четвертых, обратное воздействие социальных структур и символов на индивидуальное и групповое поведение. Социальная реальность — это неразрывное единство динамики (деятельности) и статики (структур). Социальные структуры, в свою очередь, тоже подвижны и находятся в процессе становления, расцвета или распада.

Нужно признать, что жизнеспособность и легитимность государственно-политической системы во многом зависит от того, насколько её институты и высшие должностные лица отвечают господствующим в обществе ценностям и идеалам, а их деятельность и поступки соответствуют нормам общественной морали.

С другой стороны, в том чудовищном социально-экономическом и духовно-нравственном беспределе, который происходит в современной России, виноваты не только высшие чиновники и органы власти, но и сам народ. Гегель писал: если народ знает, что правительство его постоянно обманывает, и если он ничего не делает для его замены, то такой народ заслуживает именно такое правительство. В таком случае выходит, что народ и правительство «достойны» друг друга. Но от народа — в пределах его жизнеспособности и стойкости — зависит, поддаётся ли он «коррозии» беспрецедентного социального расслоения общества, уступает ли он «метастазам» разрастающейся социальной несправедливости или он способен остановить произвол коррумпированных чиновников. Тем самым народ может воздействовать на ход оздоровления и легитимизации государственно-политической системы.

Социальный субъект не свободен от условий и обстоятельств. Но он свободен занять позицию по отношению к ним. От него — в пределах его ограничений — зависит, сдаётся ли он, уступает ли он условиям. Его воля и характер приоткрывают завесу того, насколько он может управлять условиями и насколько условия управляют им. Тем самым социальный субъект способен воздействовать на условия и обстоятельства, что в условиях глобализации накладывает на него всё большую ответственность за состояние социально-экономической системы. В этих концептуальных положениях, как нам представляется, кроется секрет социально-исторической значимости и в то же время ответственности социальных действий и взаимодействий различных индивидов, групп и общностей.

Человек — продукт системы или (более конкретно и непосредственно) тех условий и обстоятельств, которые создаются им самим. Именно данный подход позволяет сегодня перевести социологическое мышление с позиций естественно-исторического детерминизма (исторического материализма) на позиции социально-

исторического детерминизма (антропологического материализма). Уточняя и конкретизируя марксистский постулат, можно сказать, пожалуй, что история общества — это не естественно исторический, как утверждал К. Маркс, а социально-исторический процесс. Действующие в этом процессе личности выступают одновременно и как субъекты, и как объекты социальной реальности. Социальная реальность является результатом взаимодействующих во времени и пространстве субъектов социально-исторического процесса. В свою очередь, субъекты социально-исторического процесса являются продуктом социальной реальности. Провозглашается паритет социально-исторического и антропологического детерминизма.

История — это социальное пространство, где действуют не фатальные или мистические силы и законы, а конкретные личности, играющие определённые социальные роли, занимающие конкретные позиции, личности, наделённые сознанием, волей и преследующие свои персональные или социально значимые цели — реальные или псевдореальные. Социальные законы, закономерности и тенденции -это законы, закономерности и тенденции социальной дея

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Парадигма целого человека

Существует одна главная, хотя и простая причина, по которой так много людей не получают удовлетворения от своей работы и по которой большинство организаций не в состоянии выявить значительные таланты, изобретательность и творческие способности своих сотрудников и стать по-настоящему великими и долговечными организациями. Она вытекает из несовершенной парадигмы нас самих — нашего фундаментального представления о природе человека.

Все дело в том, что люди — не вещи, не существа, которых нужно побуждать к действию и контролировать; в каждом человеке четыре измерения: тело, разум, сердце и дух.

Во всех философских и религиозных учениях, как западных, так и восточных, на протяжении всей письменной истории мы, по существу, обнаруживаем те же четыре измерения: физическое/экономическое, интеллектуальное, социально-эмоциональное и духовное. Термины используются разные, однако измерения жизни универсальны. Эти измерения также отражают четыре основные потребности и мотива всех людей: жить (выживание), любить (взаимоотношения), учиться (рост и развитие) и оставить после себя наследие (смысл и вклад) — см. рис 2.3.

Итак, какая связь между парадигмой контроля «существа» (фрагментарного человека), которая доминирует в сегодняшних организациях, и неспособностью менеджеров вдохновить людей на то, чтобы они добровольно реализовывали свои таланты и вносили вклад в общее дело? Ответ прост. Люди делают выбор. В зависимости от того, как с ними обращаются, и от возможностей использования всех четырех составляющих своей природы они — сознательно или подсознательно — решают, какую часть себя отдавать работе. Этот выбор может быть различным: от протеста или ухода с работы до творческого азарта.

Теперь обдумайте, какой из шести вариантов, предложенных на рис. 2.4, — протест или увольнение, деструктивное подчинение, добровольное согласие, дружественное сотрудничество, искренняя приверженность или творческий азарт — вы выберете для каждого из пяти приведенных ниже сценариев:

Первый сценарий. С вами обращаются несправедливо: ваша организация пропитана интригами; в ней царит кумовство; система оплаты труда кажется вам неадекватной; ваша заработная плата не вполне соответствует вашему вкладу. Каким будет ваш выбор?

Второй сценарий. Предположим, что ваш труд оплачивается справедливо, но при этом к вам относятся недоброжелательно. Иными словами, вас не уважают; отношение к вам (противоречивое, деспотическое, нестабильное), возможно, продиктовано настроением вашего начальника. Каким будет ваш выбор?

Третий сценарий. Предположим, вы удовлетворены своей заработной платой, с вами хорошо обращаются, однако ваше мнение никого не интересует. Другими словами, ценят ваше тело и сердце, но не интеллект. Каким будет ваш выбор?

Четвертый сценарий. Теперь предположим, что вам сносно платят (тело), хорошо с вами обращаются (сердце), ваши способности активно задействованы (разум), но при этом вас просят выкопать яму, а затем снова ее засыпать, или подготовить отчеты, которые никто никогда не будет читать и использовать. Другими словами, ваша работа бессмысленна (дух). Каким будет ваш выбор?

Пятый сценарий. Наконец, предположим, что ваша работа справедливо оплачивается, с вами хорошо обращаются, вы творчески вовлечены в работу, исполненную смысла, однако вы то и дело сталкиваетесь с обманом и надувательством клиентов, поставщиков и других сотрудников (дух). Каким будет ваш выбор?

Обратите внимание, что мы рассмотрели все четыре составляющие парадигмы целого человека — тело, интеллект, сердце и, наконец, дух (который разделен на две части — бессмысленность работы и беспринципность при ее исполнении). Дело в том, что если пренебречь хотя бы одной из четырех составляющих человеческой природы, вы превращаете человека в существо, в вещь, а как с ними обращаются? Их нужно контролировать, управлять ими и прибегать к методу «кнута и пряника», чтобы мотивировать их.

Я задаю эти пять вопросов в самых различных аудиториях по всему миру и почти всегда получаю ответы, относящиеся к последним трем категориям, — люди предпочитают протест либо увольнение, деструктивное подчинение (т. е. человек выполняет поручение в надежде, что из этого ничего не выйдет) или в лучшем случае охотное согласие. Но в современную эпоху информации/работника интеллектуального труда три первых варианта — дружественное сотрудничество, искреннюю приверженность или творческий азарт (см. рис. 2.4) — может выбрать только тот, в ком уважают целого человека на полноценной работе, тот, кому платят по справедливости, с кем хорошо обращаются и чьи способности творчески используются, для служения человеческим потребностям на основе принципов (см. рис. 2.5).

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку.

Парадигма человека

Как наблюдения так и практика психоанализа показала, что индивида можно представить в форме простой схемы из которой будет понятно «откуда ноги растут».

Первой(верхней) частью схемы выступает «Душа», для атеистов или тех кому не нравиться это слово, подставьте «сознание» в контексте темы это ничего не изменит. Душа выступает в роли пассивного но в тоже время всеобъемлющего элемента. У нее нет прямой связи с остальными элементами, но в тоже время она оказывает абсолютное влияние на них.

«Воля души» (далее просто Воля) — развитие , не важно в каком направлении и как именно.

Развитие означает познание мира \людей \ себя — пока человек развивается , Воля будет благосклонна к нему. Чем активней человек воплощает Волю тем больше «плющек» он получает.

В народе говорят о состоянии «воспрял духом», в контексте темы логично будет поправить «Воспрял Волей». Если же человек сопротивляется Воли — его начинают покидать силы, во всех смыслах и аспектах жизни. И так резюмируя : Верхняя часть схемы — Душа — направляет человека Волей к развитию и познанию.

Вторая часть схемы — Животное начало (далее Инстинкты).

Среди научных источников до сих пор нет четкого определения какие инстинкты первичны, так же как и какие вообще есть инстинкты. Одни предлагают список из 10-13 пунктов, другие из 2-3, при этом самое интересное что правы и первые и вторые. По моим наблюдениям человеком движет исключительно Самосохранение. Которое под влиянием остальных элементов обретает новые обличья, такие как Продолжение рода, Материнский инстинкт и т. д.

Человек выросший в джунглях тоже имеет мозг и если это женщина и она родила ребенка у нее пусть и в иной форме, но тоже будут работать те же инстинкты. А если мать уже имеющая ребенка сильно повреждает рассудок (причины не важны) она может перестать быть матерью по факту. В ее голове просто не будет нужных элементов. Но при этом она продолжит защищать свою жизнь (хотя не факт, среди тех случаев о которых я читал в хрониках, были варианты когда человек полностью становился растением) — это доказывает что Самосохранение первично. Это по сути родитель остальных инстинктов. Инстинкты реализуются непосредственным образом, то-есть продолжение рода через секс , и так далее.

Нижняя часть схемы, состоит из Чувств, Разума и Тела.

Чувства — Переживания , по сути питание чувств это стресс, и чем сильнее и острее тем вкуснее и полезнее (главное меру знать). Важно понимать, изначально все происходящее не окрашено в плохо\ хорошо. Потому чувства ищут любых переживаний вне разницы от того что вы хотите.

Все должно иметь причину и назначение. То что не поддается определению отторгается.

Мы часто не согласны \ не приемлем то что не можем полностью понять.

Но это далеко не все, тактильные ощущения (прикосновения)\ комфорт тоже является желанным для тела и всегда им ищется. Желания тела можно резюмировать как «острые ощущения» но в отличии от чувств это то что можно потрогать. Секс является самым острым для большинства.

Чувственный романтик, либо рассудительный аналитик или «Качек».

Это не значит что остальные не работают — просто одно из начал должно брать верх и управлять остальными. Иначе имеем дело с раздвоением личности или подобными состояниями.

Это могу делать только все три начала вместе. Результат очевиден, позывы животного становятся сильнее, а сила их контролировать слабее. И мы имеем психопатов убийц, растлителей, и прочих деструктивных субъектов. А схема со временем становиться вот такой :

животное начало, и Разум в гордом одиночестве, выдумав себе причины (он для этого и создан собственно) реализует непрекращающийся поток позывов Животного, только нет в этом толку, нет обратной связи через которую человек получает «вознаграждение» за реализацию позывов.

А значит найти где не состыковки устранив которые можно сделать жизнь более красочной (в некоторых ситуациях вернуть контроль над разбушевавшимися не в меру красками).

Android

Choose language Current version v.213

Источники:
научная статья по теме Деятельностная парадигма человека Философия
Автором подчеркивается, что сущность человека формируется и проявляется на границе внутреннего мира человека и окружающей среды, т.е. в его деятельности, тех преобразо-ваниях, в которых он сам же преобразуется.The author points out that the essence of a man forms and becomes apparent at the border of inner life of a man and his environment, i.e. in his activity, those transformations, where he changes himself.
http://naukarus.com/deyatelnostnaya-paradigma-cheloveka
Парадигма целого человека
Парадигма целого человека Существует одна главная, хотя и простая причина, по которой так много людей не получают удовлетворения от своей работы и по которой большинство организаций не в
http://megaobuchalka.ru/6/36824.html
Парадигма человека
Какая основа \ фундамент у человеческих желаний, что является движущей силой? Как наблюдения так и практика психоанализа показала, что индивида можно представить в форме простой схемы из которой будет понятно «откуда ноги растут». Первой(верхней) частью схемы выступает «Душа», для атеистов или тех…
http://levonok.livejournal.com/22063.html

COMMENTS