Александр збруев

Александр Збруев

  • Актер, Участник
  • Дата и место рождения: 31 марта 1938 (80 лет), Москва, СССР (Россия)
  • Жены: Валентина Малявина (в разводе, нет детей), Людмила Савельева (в разводе, 1 ребёнок)
  • Рост: 175

Российский актер кино и театра Александр Збруев, народный артист РСФСР.

Александр Збруев родился весной 1938 года в Москве, в семье заместителя наркома связи СССР Виктора Збруева и сотрудницы фабрики кино имени Чайковского Татьяны Федоровой.

Своего отца Саша не знал, так как его расстреляли в мае 1938 года, объявив «врагом народа» в результате зарубежной командировки в Соединенные Штаты. Актер провел первые годы своей жизни в исправительном лагере под Рыбинском, вместе с матерью, после чего семья вернулась на Арбат. Их прежняя квартира в центре Москвы получила статус коммунальной, и Саша делил комнату со сводным братом Евгением, сыном Татьяны Федоровой от первого брака.

Александр Збруев принадлежит к древнему дворянскому роду по материнской линии. Одноклассники называли его «интеллигент», но это ничуть не умаляло его способностей в уличных драках, боксе и гимнастике — Збруев получил первый юношеский разряд в этом виде спорта.

Школа не была для Александра вторым домом — учителя видели в нем «сына врага народа», торжественно лишили красного пионерского галстука, а точные науки казались Александру слишком скучными.

В 1958 году Александр стал студентом Театрального училища имени Щукина, воодушевленный предварительным «экзаменом» в доме маминой подруги, супруги Евгения Вахтангова.

В 1961 году Александр Збруев присоединился к актерской труппе Театра имени Ленинского комсомола, но смог раскрыться на сцене только после появления в стенах театра Анатолия Эфроса. Александр стал звездой успешных постановок «Мой бедный Марат», «День свадьбы», «До свидания, мальчики!» и других.

Кроме того, актер был востребован в театре, которому буквально подарил новую жизнь режиссер-постановщик Марк Захаров.

Александр исполнил роль легендарного политика Иосифа Сталина в драме Андрона Кончаловского «Ближний круг». Режиссер Дмитрий Астрахан предложил актеру принять участие в фильмах «Все будет хорошо» и «Ты у меня одна». Последний принес ему премию фестиваля «Кинотавр» в номинации «Лучшая мужская роль».

В 1995 году Александр Збруев стал соучредителем ресторана «ТРАМ» (Театральный ресторан актеров Москвы) в здании Ленкома. Этот бизнес существовал на протяжении десяти лет.

В 1997 году Александр Збруев снялся в детективной комедии «Бедная Саша» в компании Веры Глаголевой.

В начале 2000-х годов Александр Збруев практически оставил кинематограф, но появился в мелодраме «Северное сияние» наряду с юной актрисой Мариной Александровой. Тогда же он взял собственный курс в Российской академии театрального искусства (ГИТИС).

В 2011 году Александр Збруев исполнил роль Леонида Гаева в телевизионной комедии Марка Захарова «Вишневый сад». Кроме того, он принял участие в популярной пьесе «Уборщик», которую режиссер поставил на сцене Ленкома, после прочтения одноименного сценария французского драматурга.

После 2011 года Александр Збруев почти перестал сниматься в кино. По его словам, он ощущает себя больше театральным актером, нежели актером кинематографа. И именно на сцене чувствует себя наиболее уместно и правильно. Последняя картина, в которой снялся Александр Збруев, вышла в 2014 году («Кино про Алексеева»).

В 1959 году актер официально оформил свои отношения со своей девушкой, актрисой Валентиной Малявиной. Студент Театрального училища имени Щукина привел свою юную семнадцатилетнюю возлюбленную в семейное гнездо на Арбате. Однако супруги расстались спустя четыре года, и причиной послужил роман Валентины с режиссером Павлом Арсеновым. Дальнейшая судьба Валентины сложилась трагически, и, когда в дни отчаяния она ждала от бывшего мужа моральной поддержки, Александр не пожелал встретиться с ней, оправдывая это тем, что хочет помнить ее только красивой и счастливой.

В 1967 году второй избранницей Александра Збруева стала его коллега Людмила Савельева , известная советским зрителям благодаря роли Наташи Ростовой в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир» .

Через год после свадьбы в их семье родилась дочь Наталья. Она появилась в ленте «Если верить Лопотухину» в конце 1960-х годов, но актрисой так и не стала.

Александр Збруев также встречался с Еленой Шаниной, звездой театра Ленком. У них родилась дочь Татьяна в начале 1990-х годов. Именно она унаследовала от отца театральный дар и тоже пришла работать в театр по стопам своих родителей.

Знаменитый российский артист Петр Федоров приходится ему внучатым племянником, так как связан кровными узами с Евгением Федоровым, сводным братом Александра Збруева.

Источник:
Александр Збруев
Александр Збруев (Актер, Участник): фото, биография, фильмография, новости — Вокруг ТВ.
http://www.vokrug.tv/person/show/aleksandr_zbruev/

Александр Збруев: небольшая перемена

…1961 год, Прибалтика, пляж. Три молодых, никому не известных актера Олег Даль, Андрей Миронов, Александр Збруев, которые снимаются в фильме «Мой младший брат», заявляют, что не уйдут с площадки, пока каждому из них не дадут в гостинице отдельный номер с горячей водой.

«Директор решил нас проучить, — вспоминает Александр Збруев. — Все уехали, а мы втроем сидим на этом пляже, холодрыга жуткая, мы в морилке. Проходит где-то часа 1,5-2, приезжает директор говорит: «Добились своего». Мы приезжаем в гостиницу. У каждого отдельный номер. Есть горячая вода. Это был случай довольно знаменательный, когда мы пошли против всей группы и против дирекции».

Бунтарский дух жил в нем с самого детства. Збруев появился на свет в марте 1938-го в знаменитом роддоме имени Грауэрмана. Мама – по образованию актриса, потомственная дворянка, отец — заместитель наркома связи был расстрелян в сталинских застенках еще до рождения сына. Мать с крошечным Сашей на руках была отправлена в ссылку, откуда они вернулись домой в 43-м… А там воспитанием парня занялась уже арбатская шпана.

«Я был связан с ребятами во дворе, с такими, с отчаянными, которым уже было и по 30 лет, и по 25, — рассказывает актер. — Я был среди них малолетка, сопляк. И все равно нас объединяли голуби, гитара, какие-то песни, гуляния и так далее».

— Саша из тех, кто никому никогда не подчинялся и был всегда вольным человеком, — рассказывает актер Лев Дуров. — Однажды в театре Ленинского комсомола, куда он был принят после окончания Щукинского училища, репетировали эпизод с часовыми, которые маршируют к посту №1 — к Мавзолею. И вот пришел капитан, который стал учить нескольких отобранных актеров вот этому самому маршу. Он очень тяжелый, непростой шаг. И первым пошел Володя Корецкий. И капитан говорит: «Пастух». Он говорит: «Дед пастух» – «Ну я вижу». Збруев пошел Саша. «Арбатский». Саша говорит: «Арбатский». – «Я вижу, что арбатский». Потом спрашивает капитана: «Скажите, пожалуйста, капитан, каким образом вот вы догадываетесь о сословии?» . Пастух, вот он идет, ему все равно, как он идет. Мальчик с Арбата идет вольно, у него вольная походка».

Арбатская вольница Збруева на самом деле имела особый, крутой замес. Не случайно, что самой звездной ролью актера станет Григорий Ганжа из популярного сериала «Большая перемена» — так убедительно актер сыграл хулиганистого и своенравного героя.

Картина «Большая перемена» стала одной из самых любимых в нашей стране. Но Збруев был не в восторге: «Когда случилась «Большая перемена», все стали тыкать в меня пальцами: «Ой, Ганжа, Ганжа». Фильм-то на самом деле хороший, сейчас так ностальгически смотрится. Но мне хотелось серьезных ролей, а этот фильм дал мне такого пинка, что я так и полетел вперед с новым именем – Ганжа».

От приклеившегося к нему амплуа Александра Викторовича спас театр. Он много и плодотворно играл в спектаклях Анатолия Эфроса. А с приходом в 1974 году в «Ленком» Марка Захарова, Збруев оказался одним из тех актеров, на которых держался и до сих пор держится репертуар театра. В кино Збруев, по его словам, «повзрослел» после фильма «Батальоны просят огня». Но кинематограф продолжает использовать неповторимое мужское обаяние актера. Он создает образы мужчин, о которых мечтают миллионы женщин.

— У него очень много картин, которые я люблю, не хочу сказать с детства, но с юности точно, — в интервью «ВМ» рассказала актриса Вера Глаголева, снимавшаяся с Александром Збруевым в фильме «Бедная Саша». — Мне очень нравятся его работы в фильмах «Ты у меня одна», «Одинокая женщина желает познакомиться». В отличие от коллег, он не гонится за количеством ролей, зато каждая его роль – это событие. И в каждой роли есть частичка его собственной души – это очень важно. А герои его всегда окутаны какой-то тайной, и мы эту тайну так и не разгадали и, наверное, не разгадаем.

Начав сниматься в кино еще в 60-е, Александр Збруев и сегодня такой же подтянутый, обаятельный, подвижный, с той же улыбкой, сражающей поклонниц наповал. Те, кто знает его давно, говорят, что и внутренне Збруев мало изменился. Жизнь поменялась кардинально, а он стоит на тех же принципах, которые не позволяют ему размениваться на случайные роли в сериалах, с тем же чувством собственного достоинства и безупречным вкусом.

— С ним всегда очень интересно общаться, — продолжает Вера Глаголева. — Он в жизни человек не очень открытый, и это мне тоже нравится. Потому что он несуетный, очень цельный. А как он выглядит! Как он молодо мыслит! Разговаривая с ним, абсолютно не ощущаешь его возраста — это потрясающе! Это человек, который что-то с природой смог сотворить, и природа с ним. На таких людей можно просто равняться. Хочется пожелать ему достойных ролей, чтобы он нас чаще радовал — и в театре, и в кино. И сам бы получал удовольствие от своей работы.

Александр Збруев никогда не стремился к дешевой популярности, не дает интервью журналистам. Но в преддверии юбилея сделал исключение — снялся в документальном фильме с символическим названием «Александр Збруев. Небольшая перемена», показанный недавно каналом «ТВ Центр». В этом фильме есть такой эпизод: Александр Збруев, сидя за рулем, спрашивает: «Вы знаете, сколько мне лет?». Так и хочется сказать в ответ: знаем, Александр Викторович, но эта цифра к вам не имеет никакого отношения! Потому что в душе вы все тот же арбатский мальчишка.

«Вечерка» поздравляет любимого актера с круглой датой, здоровья вам, Александр Викторович, новых творческих идей, и чтобы в вашей жизни позитивных событий было как можно больше.

Источник:
Александр Збруев: небольшая перемена
Александр Збруев: небольшая перемена
http://vm.ru/news/2013/03/30/aleksandr-zbruev-nebolshaya-peremena-189757.html

ЗБРУЕВ Александр Викторович

1962 Мой младший брат

1962 Путешествие в апрель

1964 Пядь земли

1965 Чистые пруды

1966 Два билета на дневной сеанс

1968 От снега до снега

1969 Сотвори бой

1971 Марат, Лика, Леонидик

1972-73 Большая перемена

1974 Романс о влюбленных

1975 Повесть о человеческом сердце

1976 Мелодии белой ночи

1976 Меня это не касается

1980 Выстрел в спину

1980 История кавалера де Грие и Манон Леско

1980 Такие же, как мы!

1981 Кольцо из Амстердама

1981 Тайна записной книжки

1982 Предисловие к битве

1983 Дом, который построил Свифт

1983 Семь часов до гибели

1983 У опасной черты

1983 Шел четвертый год войны…

1984 Тайна виллы "Грета"

1985 Батальоны просят огня

1986 Одинокая женщина желает познакомиться

1986 Храни меня, мой талисман

1987 Свободное падение

1988 Автопортрет неизвестного

1988 Убить дракона

1989 Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви

1991 Ближний круг

1992 Дом на рождественском бульваре

1993 Желание любви

1993 Ты у меня одна

1994 Кофе с лимоном

1994 Маэстро вор

1995 Все будет хорошо

1997 Бедная Саша

1997 Мы дети твои, Москва

2000 Бременские музыканты и Cо

2001 Северное сияние

2001 Курортный роман

2002 Шут Балакирев

2004 Кожа саламандры

2004 Ва-Банк — фильм-спектакль

2009 Женитьба — фильм-спектакль

2011 Вишневый сад — фильм-спектакль

2014 Кино про Алексеева

Родился 31.03.1938, Москва

Народный артист РСФСР (1989)

Приз за лучшую мужскую роль на "Кинотавре-93" (за фильм "Ты у меня одна")

Кавалер Ордена Почета (1997, к юбилею Ленкома)

Лауреат Государственной премии РФ (2003)

Александр Збруев родился в Москве, на Арбате. Его отец был крупным руководителем и занимал пост заместителя наркома связи. Мать была из адвокатской семьи, имела актерское образование и на момент рождения сына работала на кинофабрике имени Чайковского.

В конце 1937 года, после возвращения из служебной командировки в Америку, отца арестовали как "врага народа". Суд над ним длился всего лишь 15 минут, и приговор был краток: расстрел. Так что своего отца Александр Збруев живым уже не застал. Вскоре их с матерью, как членов семьи "врага народа", арестовали и этапом отправили на пять лет в исправительно-трудовой лагерь под Рыбинском.

И все же судьба оказалась к ним благосклонна. Лагерное начальство пожалело молодую женщину с младенцем на руках и заменило лагерь ссылкой. Там они прожили до 1943 года, после чего им разрешили вернуться в Москву.

Они вернулись на родной Арбат, в квартиру, в которой родился Саша. Из вещей там практически ничего не осталось: самое ценное вынесли работники НКВД, а остатки подобрали соседи. Но когда хозяева вернулись назад, им так ничего и не вернули.

В 1945 году Александр пошел в первый класс 69-й московской школы. По собственному признанию, учился он плохо, не знал алгебру, тригонометрию. Дважды его оставляли на второй год. И если бы не мать, которая всеми силами тянула его из класса в класс, он бы школу так и не окончил. Единственным серьезным увлечением А. Збруева в школе был спорт: одно время он занимался боксом, затем — гимнастикой. В последнем виде спорта заработал 1-й разряд, неплохо выступал на районных соревнованиях. Однако затем и это дело забросил.

Между тем среди местной шпаны Збруев был в авторитете, несмотря на то, что по годам был самым младшим. Кличка у него тогда была соответствующая его происхождению — Интеллигент. Когда их шайка шла по Арбату, вся окрестная детвора разбегалась во все стороны. Драться эти ребята умели и очень любили.

Свой первый стакан водки Саша выпил, когда учился в четвертом классе. Однако раннее приобщение к алкоголю вызвало у него обратную реакцию: однажды он так напился, что ему стало плохо.

Александр Збруев вспоминает: "К моему другу приехал его старший брат — вор в законе, отсидевший много лет на зоне. На пирушку собралось много блатных ребят. И я по-соседски пришел. Там-то я и выпил свой стакан сорокаградусной. Помню огромную скворчащую сковородку — яичница, колбаса, картошка. Первая стопка, вторая — пацан, много ли мне нужно было? А отказаться нельзя, такая мысль даже не возникала. Очнулся в полном разборе, домой под руки вели".

С тех пор Александр если и пил, то всегда знал меру. В те же годы он начал и курить. Школу он откровенно не любил. Да и за что ее было любить? Его считали сыном "врага народа" и в открытую презирали. В пятом классе с ним произошел случай, который ожесточил его еще сильнее. Тогда его решили принять в пионеры и на утренней линейке в торжественной обстановке повязали на шею красный галстук. Однако через два дня вспомнили, кем был его отец, и так же торжественно, на линейке, галстук сняли.

В 1958 году Збруев наконец окончил десятилетку. К тому времени он уже окончательно определился в своем выборе и решил идти в артисты. Большое значение для него имела встреча с женой Е. Вахтангова (она была подругой его матери), которая в домашних условиях приняла у него экзамен и весьма лестно отозвалась о его артистических способностях.

Окрыленный ее похвалой, Александр летом 1958 года, в сопровождении своих дворовых друзей, пришел к дверям Театрального училища имени Щукина. Экзамены сдавал с таким энтузиазмом и азартом, что его приняли с первого захода. Курсом тогда руководил знаменитый Владимир Этуш.

Еще со школы Александр пользовался огромным авторитетом среди арбатских мальчишек. На Арбате же закрутился его первый серьезный роман с Валентиной Малявиной. Впоследствии Малявина также стала знаменитой актрисой.

Окончив училище в 1961 году, Збруев попал в труппу Театра имени Ленинского комсомола. В спектаклях того периода он в основном играл своих современников, в общем-то, похожих один на другого. Но в 1963 году в труппу театра пришел Анатолий Эфрос, и именно при нем к Збруеву пришел первый театральный успех. Он прекрасно сыграл роль 17-летнего Марата Евстигнеева из блокадного Ленинграда в спектакле "Мой бедный Марат". Не менее успешными оказались и сыгранные им роли в спектаклях "До свидания, мальчики!", "День свадьбы".

Почти в то же время у Збруева состоялся и кинодебют. Интересно отметить, что в студенческих спектаклях он стремился уйти от своих внешних данных (симпатичного и подтянутого парня) и играл в основном характерные роли: хромых, лысых, толстых, старых людей. А вот режиссер Александр Зархи увидел в нем именно современного мальчишку и пригласил его на роль Димки в свой фильм "Мой младший брат". Картина вышла на экраны страны в 1962 году и принесла исполнителям главных ролей в ней (А. Збруеву, А. Миронову и О. Далю) первый успех у зрителей.

В семейной жизни поначалу у Александра Збруева все складывалось нормально. Мама Александра хорошо приняла Валентину. "Она меня очень любила и все делала по дому. Мы были счастливы. Дома я успевала только читать. До глубокой ночи, стоя у старинного бюро, читала толстенный том Гоголя. " — вспоминает Малявина.

Но затем Валентина охладела к своему мужу. Сама она говорит, что причиной была неудачная беременность, закончившаяся выкидышем. Так или иначе, но Валентина увлеклась молодым режиссером с киностудии имени Горького Павлом Арсеновым. И в 1963 году брак распался.

Несмотря на то, что измена любимого человека оказалась для Збруева полной неожиданностью, он сумел достойно вынести этот удар. Во многом его спасла работа, которой тогда у него было много, как в театре, так и в кино. В 1963 — 1965 годах он снялся сразу в нескольких фильмах, среди которых самыми заметными были: "Путешествие в апрель", "Пядь земли", "Чистые пруды".

Большой удачей актера в кино стала роль сотрудника ОБХСС Алешина в фильме Герберта Раппопорта "Два билета на дневной сеанс". Наверное, одним из первых советских актеров Збруев воплощал на экране не кондового, во всем правильного милиционера, а вполне обычного паренька с улицы, волею судеб оказавшегося в органах. Фильм и начинается с того, что герой Збруева просит своего начальника отпустить его из милиции, так как эта служба ему в тягость.

Выйдя на экраны страны в 1967 году, фильм получил самые лестные отзывы публики.

В том же 1967 году произошли перемены и в личной жизни актера. Александр женился на актрисе Людмиле Савельевой, буквально ворвавшаяся в советский кинематограф с ролью Наташи Ростовой в фильме-эпопее "Война и мир". Долгие годы супруги счастливо жили вместе…

В начале 70-х годов Збруев по праву считался одним из самых популярных актеров советского кино. Известность актеру принесли детектив "Круг", который был продолжением знаменитых "Двух билетов на дневной сеанс", романтическая мелодрама "Романс о влюбленных", где он сыграл хоккеиста Волина и, конечно же, телефильм "Большая перемена".

В "Большой перемене" режиссера Алексея Коренева Збруев сыграл роль Григория Ганжи. Кстати на эту роль планировался муж Светланы Крючковой, а она сама должна была сыграть Светлану Афанасьевну. Но что-то не заладилось, и тут возник на горизонте Александр, который подошел на роль Ганжи как нельзя лучше.

Светлане Крючковой тоже не суждено было сыграть первоначально планируемую роль. Рассказывают, что на пробах одного из эпизодов молодая актриса так вошла в образ, что ссорясь с Ганжой, по-настоящему укусила актера Збруева за палец. Александр Викторович серьезно обиделся. Крючкову все же взяли в фильм, но уже на роль Нелли Ледневой. А вот актрису похожую на Светлану Афанасьевну еще долго искали. Пока выбор не пал на молодую, но уже популярную Наталью Богунову.

Дуэт Богуновой и Збруева вышел настолько удачным, что многие зрители и действительно поверили, что они муж и жена. Вот что рассказывает о своем партнере по фильму Наталья Богунова: «Он чудесный партнер, он компанейский человек с большим чувством юмора, хороший друг. Он славный, преславный был человек чудесный, и сейчас надеюсь, не изменился, ну просто мы видимся реже».

Картина «Большая перемена» стала одной из самых любимых в нашей стране: в час телепоказа улицы пустели, люди спешили домой, к экранам. Фильм подкупал зрителей не только абсолютно жизненными коллизиями героев, но и забавными импровизациями самих актеров, делающими эту комедию еще ближе и роднее зрителю. Так, например, в одном из эпизодов весельчак Григорий Ганжа обжигает на заводе правую руку. В медпункте ему бинтуют почему-то левую и отправляют домой. При встрече с прелестной Светланой Афанасьевной у него бинт таинственным образом перемещается снова на правую руку, и в следующем кадре оказывается опять на левой. Александр Збруев оказался настолько органичным в этом образе, что можно даже предположить, что это были шутки самого актера.

Практически все молодые актеры, снимавшиеся в нем, стали настоящими звездами.Вот что вспоминает об этой "звездной" роли сам Александр Збруев: «Когда случилась "Большая перемена", все стали тыкать в меня пальцами: "Ой, Ганжа, Ганжа". Фильм-то на самом деле хороший, сейчас так ностальгически смотрится. Но мне хотелось серьезных ролей, а этот фильм дал мне такого пинка, что я так и полетел вперед с новым именем — Ганжа. Но очень часто оно меня выручало. В трудные времена, когда в стране были проблемы с едой, я, заходя в магазин, с грустью смотрел на пустой прилавок, а продавщица вдруг говорила: "Ой! Ганжа к нам пришел!" Я спрашивал: "А что же у вас пусто?" Она отвечала: "Для тебя — ради бога, чего хочешь!" И доставала "чего хочешь" из каких-то закромов».

Не менее успешно развивалась карьера артиста и на театральной сцене. С приходом в 1974 году в Ленком нового режиссера — Марка Захарова — дела этого театра явно пошли в гору, и каждый спектакль становился событием в театральной жизни страны.

К началу 80-х годов Ленком стал "культовым" театром, и попасть в него было делом не простым. А после окончания каждого спектакля толпы поклонников поджидали своих кумиров у служебного входа. И особенно сильно донимали они тогда нескольких актеров: А. Збруева, О. Янковского, Н. Караченцова и А. Абдулова. Говорят, что первым не выдержал такого ажиотажа именно Збруев. В один из дней он собрал у служебного входа наиболее ретивых своих воздыхательниц, выстроил их по росту и сказал стоявшему рядом администратору театра: "Посмотрите на них внимательно и запомните каждую. И чтобы с этого дня ни одна из них здесь больше не появлялась!"

И все-таки эта мера мало повлияла на ситуацию: поклонники продолжали осаждать своего кумира. Поэтому пешие прогулки Збруева от Ленкома до его дома на улице Горького (там располагается магазин "Наташа") доставляли ему массу неудобств.

Несмотря на огромную популярность Збруева у зрителей, официальные власти относились к нему с недоверием. Характер он имел достаточно резкий, непреклонный, что чиновниками от искусства никогда не поощрялось. Например, в 1980 году, когда Збруев снимался в главной роли в фильме "Кольцо из Амстердама", съемочная группа должна была лететь в Голландию для съемок нескольких эпизодов. Однако режиссеру внезапно заявили, что все актеры лететь могут, а вот Збруев. "Но он же главный герой!" — попытался было возразить режиссер, но этот довод на чиновников не произвел никакого впечатления. Пришлось Голландию забыть и все "западные" эпизоды снимать в Прибалтике. Благо что в эти края актеру съездить разрешили.

Еще одна неприятность, правда, уже иного рода, случилась со Збруевым во время съемок картины "Батальоны просят огня": он упал с лошади и сломал правую руку. Из-за этого ему вскоре пришлось бросить занятия теннисом.

Неожиданной оказалась смена образа Збруева в драме Андрона Кончаловского "Ближний круг". В этой картине актер сыграл роль Сталина. В блестящем исполнении Александра Збруева вождь обретает черты "пахана" — испорченного подростка с уголовными замашками, равно как и его когорта — приближенной "кодлы".

Удачным оказалось сотрудничество Александра Збруева с Дмитрием Астраханом. У этого талантливого режиссера Александр снялся в мелодрамах "Ты у меня одна" и "Все будет хорошо". Фильмы были замечательно приняты зрителями, и с неоднозначно критиками.

За свою работу в картине "Ты у меня одна" Збруев в 1993 году на "Кинотавре" получил приз за лучшую мужскую роль. Затем картина была выдвинута на соискание премии "Ника", но там ее с главным призом "прокатили".

Размышляет Александр Збруев: "По моему внутреннему ощущению, фильм состоялся. Но вот идет церемония вручения "Ники" в Доме кино. Было чувство, что она моя. Это вопрос и тщеславия, и самоутверждения. Но — не сложилось. Мне показалось, что виной тому не очень чистоплотная ситуация. Хотя, возможно, я ошибаюсь. "

В роли бизнесмена

В конце декабря 1995 года Збруев освоил еще одну ипостась: он стал бизнесменом и открыл в родном Ленкоме ресторан под названием "ТРАМ" (Театральный ресторан актеров Москвы).

О том, как ему пришла в голову подобная идея, А. Збруев рассказывает: "Идея пришла просто — жизнь подсказала. Актеры много времени проводят в театре. Собираются, как правило, в буфете. Он у нас неплохой вроде бы, но с какими-то тараканчиками и мышками. И вот сидим мы как-то с товарищем (он не имеет отношения к театру), смотрим — одежда на столах навалена, стулья сломаны. В общем, проходной двор. Товарищ мой и говорит: "Давай сделаем ресторан". Вложил деньги. И пожалуйста — "ТРАМ" существует. Это наш Ленком раньше так назывался, мы только расшифровывать стали по-другому: "Театральный ресторан актеров Москвы… Но это не совсем мой ресторан. Там мое имя. Скорее я человек из Ленкома, который здесь "на хозяйстве". И эта роль для меня пока необычна".

С середины девяностых годов поползли слухи, что второй брак актера распался. Сам Збруев никогда не рассказывает о том, что происходит в его личной жизни.

"Я считаю, что я как актер должен быть интересен своими ролями в кино и театре. — Объясняет Збруев в интервью "Комсомольской правде". — Делать себе имя на скандалах, жареных новостях из личной жизни — это не для меня. У меня было все настолько тяжело в семейной жизни, такой сложной была притирка характеров, что говорить об этом как-то не хочется".

"Я стараюсь никого не пускать в свою личную жизнь и никогда не рассказываю ни о жене, ни о дочери. Всегда был против семейных актерских фотографий, участники которых предстают в каких-то исторических костюмах, с женой, детьми, собаками. Все это выглядит удручающе и, по-моему, ни к чему. И потом, как бы ни сложилась жизнь — человек в ней одинок".

И все же кое-что о личной жизни актера известно. Например, его дочь Наташа по стопам родителей не пошла, хотя попытка попробовать себя на съемочной площадке у нее была. В 1982 году она снялась в фильме Михаила Козакова "Если верить Лопатухину". Но в дальнейшем актрисой она так и не стала.

Первая жена Александра Збруева Валентина Малявина впоследствии вышла замуж. Но пристрастие к алкоголю, которым она старалась погасить боль от утери ребенка, привела к непоправимому. После одной из пьянок погиб ее муж Станислав Жданько. Сразу после его гибели было установлено, что это было самоубийство. Но спустя пять лет актрису отправили в Бутырку, где Малявина "отсидела" шесть лет за убийство.

Выйдя из тюрьмы, Малявина опять стала выпивать. И, нетрезвая, однажды ударилась о косяк: сломала ключицу, повредила глаз. С тех пор она начала слепнуть. Сейчас Малявина уже ничего не видит. Она живет у подруги на даче. Александр Збруев периодически навещает ее.

В 2001 году Александр Збруев блестяще сыграл в дуэте в молодой, но уже популярной актрисой Мариной Александровой в мелодраме Андрея Разенкова "Северное сияние". А в 2002 — снялся в роли доктора Николая Трофимовича в трагикомедии Сергея Соловьева "О любви".

Помимо актерской деятельности, Александр Викторович занимается преподаванием — в 2000 году он набрал актерский курс в РАТИ.

Федор Раззаков, "Секс-символы России" (стр.325-335);

Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");

Источник:
ЗБРУЕВ Александр Викторович
1962 Мой младший брат 1962 Путешествие в апрель 1964 Пядь земли 1965 Чистые пруды 1966 Два билета на дневной сеанс 1968 От снега до снега 1969 Сотвори бой 1971 Марат, Лика,
http://rusactors.ru/z/zbruev/

Народный артист России Александр Збруев отмечает юбилей

Народный артист России Александр Збруев отмечает юбилей

Поздравления сегодня принимает народный артист Александр Збруев. Ему — 75. За плечами любимого миллионами актёра около 70 киноработ и десятки театральных — в «Ленкоме». Его судьба и сама по себе могла бы стать сценарием к фильму. Расстрел отца, мать из дворянской семьи, ссылка, возвращение в арбатские дворы и невероятный успех после первой же роли.

Нарисованный сценарием мир каждый раз как настоящий. Яркие штрихи киношных образов из палитры своего характера. И зритель не мог сказать ему: не верю. Теперь самому поверить трудно, что актером стать и не мечтал даже. В театральное училище Арбат привел.

«Через один дом был театр Вахтангова, чуть 200 метров — еще Щукинское. Мне ничего не оставалось как только поступать», — говорит сам Александр Збруев.

Поступил, несмотря на тройки в аттестате. А через год его чуть не отчислили. Руководитель курса Владимир Этуш не верил в студента Збруева. Спасла безграничная любовь к кино — ради сеансов еще школу прогуливал, и юмористический этюд, где, не зная языка, он мастерски изображал француза.

«Я все время что-то придумывал, носы какие-то, парики, седил себя там. Одним словом, какое-то кривляние такое было характерное», — рассказывает народный артист РСФСР Александр Збруев.

Его заметили, когда на пробах он стал самим собой — парнишкой с арбатского двора, готовым горы свернуть лишь бы не сидеть на месте. Про таких снимал Зархи картину «Мой младший брат» и не сомневался: молодой выпускник Щукинского и есть Димка Денисов.

А дальше Збруева стали звать в кино так часто, что перерывов между съемками почти не оставалось. Он был на экране обаятельным сердцеедом, красавцем мужчиной. Письма от поклонниц пачками складывала в чемодан мама.

Улицы пустели, когда по телевизору шла «Большая перемена». Фильм повторяли несколько раз. А Збруев и за пределами экрана был Григорием Ганжой. От образа романтичного киногероя актер однажды все-таки устал. И просто ухватился за роль неудачника и пьяницы в ленте «Одинокая женщина желает познакомиться».

Он никогда не снимается ради денег — не замечен в сериалах и рекламе. Часто отказывает режиссерам, если история не цепляет. Между тем, по его биографии можно было писать сценарии. Отца, замнаркома связи, расстреляли в 37-м. Пять лет вместе с матерью маленький Саша провел в ссылке. И уже много после, в «Ленкоме», наотрез отказался играть что-нибудь советское, как партия завещала.

«Збруев для «Ленкома» — это его совесть, я не побоюсь сказать этой фразы. Он всегда до подробностей, до мелочей разбирает свои роли. И он гражданин и него всегда есть позиция», — сказала народная артистка России Елена Шанина.

Больше 50 ролей в кино и еще десятки — в театре, всю жизнь в одном. И каждый раз на сцене почти без грима. Если удивлять, то новой интонацией.

«Он непредсказуемый артист — это, может быть, самое главное его достоинство. В нем сидит какой-то такой чертенок, какая-то такая конфликтность в нем сидит прекрасная», — говорит художественный руководитель театра «Ленком», народный артист СССР Марк Захаров.

Александр Збруев признается, он не любит отмечать день рождения. Не раз срывал собственный юбилей в театре — уезжал на гастроли. Вот и в этот раз никаких громких торжеств. Вечер актер проведет в кругу близких.

Первый канал подготовил спецпроект — документальный фильм «Александр Збруев. Жизнь по правилам и без». Премьера сегодня в 13 часов 20 минут. А в 14.30 смотрите художественный фильм с участием любимого актёра — «Ты у меня одна».

Источник:
Народный артист России Александр Збруев отмечает юбилей
Поздравления сегодня принимает народный артист Александр Збруев. Ему — 75. За плечами любимого миллионами актёра около 70 киноработ и десятки театральных — в «Ленкоме». Его судьба и сама по себе могла бы стать сценарием к фильму. Расстрел отца, мать из дворянской семьи, ссылка, возвращение в арбатские дворы и невероятный успех после первой же роли.
http://www.1tv.ru/news/2013-03-31/72000-narodnyy_artist_rossii_aleksandr_zbruev_otmechaet_yubiley

COMMENTS