Дидактические игры в детском саду

Дидактические занятия и игры в детском саду

Во время подготовки детей к школе в детском саду проводится ряд комплексных мероприятий, направленных на всестороннее развитие личности, воспитание сознательности и ответственности, приобретение умений и навыков, необходимых для успешной учебы. Одним из таких мероприятий является организация сюжетно-ролевых и дидактических игр.

Дидактические игры, помимо погружения в виртуальную реальность школы, включают в себя дидактический материал, способствующий приобретению дошкольниками определенных умений и навыков, которые будут необходимы ребенку в его учебной деятельности. Кроме того, дидактические игры способствуют формированию у дошкольников адекватных манер поведения в школе.

Младшие дошкольники, которым еще достаточно сложно переключиться на учебный процесс и включить абстрактное мышление, должны обучаться постепенно, от простого к сложному. Для них предусмотрены дидактические игры на основе сравнения и анализа различных однородных предметов, выбор аналога по представленному образцу. Подобные дидактические игры содержат элементы классификации, способствуют развитию анализа и самостоятельных обобщений. Таким образом, у дошкольника, на собственном чувственном опыте и на доступном материале развиваются элементы логического мышления. Кроме того, группировка предметов по образцу является предпосылкой для возникновения понятийного мышления, являющегося основой всего школьного обучения.

В результате усвоения дошкольниками знаний в процессе игр формируется основа овладения ими некоторыми элементами учебной деятельности. В частности, дети подготовительной группы учатся проводить центральную линию при изображении симметричных форм. Благодаря этому умению, в начальной школе для детей не составляет труда на уроках изобразительного искусства при построении рисунка применять различные вспомогательные линии: горизонталь, вертикаль, ось симметрии. А также прорисовывать невидимую часть предмета на рисунке.

В подготовительной группе занятия по рисованию, лепке и аппликации способствуют подготовке к урокам по изобразительному искусству, математики и труда. На занятиях по рисованию и письму у дошкольника вырабатываются навыки правильного положения корпуса, рук, умения держать карандаш и ручку.

В детском саду ребенку прививаются эстетический вкус и любовь к искусству. Задачи эстетического воспитания в подготовительной группе включают формирование у детей представлений о мире искусства, воспитание эстетических чувств и отношений, приобретение различных навыков художественной деятельности.

В процессе игр воспитателем осуществляется задача всестороннего развития личности. У ребенка формируются и закрепляются определенные навыки и умения, необходимые в учебной деятельности. Дошкольники в полной мере овладевают умениями слушать, запоминать, анализировать и последовательно выполнять задания. Они приучаются подчинять свои действия строгим правилам, определяющим способ их выполнения, укладываться во времени. Воспитатель также приучает детей объективно оценивать свою работу, находить и исправлять допущенные ошибки, доводить работу до конца. Будущему школьнику прививаются навыки аккуратности, он приучается держать в порядке свое рабочее место, инструменты и материалы.

Психологическая готовность ребенка к включению в жизнь коллектива класса и школы основывается на их способности участвовать в совместной деятельности коллектива подготовительной группы детского сада. Помимо этого дошкольнику необходимо иметь определенные представления об окружающем мире. В игровом процессе ребенок получает представление о предметах и их свойствах, о различных явлениях живой и неживой природы, о людях и их деятельности, знакомится с моральными нормами поведения.

На дидактических играх и занятиях ребенок получает первые школьные навыки, в частности навыки грамоты и математики. Обучение грамоте и математике при помощи специальных занятий является предпосылкой для формирования у детей навыков письма и счета.

Источник:
Дидактические занятия и игры в детском саду
Во время подготовки детей к школе в детском саду проводится ряд комплексных мероприятий, направленных на всестороннее развитие личности, воспитание сознательности и ответственности, приобретение
http://paidagogos.com/?p=1054

Дидактические игры в детском саду

Часто, приведя ребенка в детский сад, мы слышим словосочетание «дидактические игры», но редко задумываемся, а что это такое? Из самого определения вроде как понятно, что речь идет об играх, в которых участвуют дети, но если углубляться в этимологию данного понятия, выясняется, что это не совсем так.

Дидактические игры – это комплексный метод обучения дошкольников, который включает в себя и самостоятельно выстроенную игровую деятельность, и обучение основам сюжетно-ролевой игры.

Поскольку игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, то выбор данного метода для развития ребенка более чем оправдан. Дидактические игры подразделяют на игры-занятия и автодидактические игры. Суть первого вида заключается в том, что при использовании данного метода главная роль принадлежит педагогу, он направляет детей на поиск решения познавательных задач, применяет разнообразные приемы и методы, повышая интерес детей к занятию, создает игровую ситуацию с проблемой, выход из которой находят сами дошкольники. Подобным образом воспитатель не только доносит до ребенка определенные знания, но и обучает детей игре. Одной из задач педагога выступает создание условий для того, чтобы дети могли перенести полученные на занятиях знания в самостоятельные игры.

Дидактические игры, используемые как форма обучения детей, включают в себя две составляющие: познавательное и занимательное. В ходе занятия воспитатель является и наставником, и полноценным участником игры, он так же, как и дети, включен в игровой процесс. Для углубления и закрепления знаний дошкольников, педагог задает наводящие вопросы, загадывает загадки, стимулирует познавательную активность детей, направляет детей на поиск решения выхода из созданной ситуации.

Данный метод применяют в своей работе не только воспитатели групп, но и узкие специалисты. Существуют музыкально-дидактические игры, с помощью которых осуществляется деятельность музыкальных работников. Они направлены на развитие эстетических представлений, сенсорных способностей, умение контролировать исполнение песен и танцев. Цель, поставленная на таких занятиях, звучит следующим образом: помочь ребенку различить, услышать, сравнить музыкальные звуки, тембр звучания, высоту. Подобные игры помогают развить и сформировать музыкальный слух, умение не просто слушать, а понимать и распознавать музыку.

Дидактические игры по развитию речи применяют на своих занятиях и воспитатели, и учителя-логопеды. С их помощью происходит активизация словаря ребенка, развитие познавательных умений, способностей сравнивать и анализировать. Результатом работы является то, что дети способны самостоятельно разложить по порядку последовательные картинки, понимая причинно-следственные связи, составить рассказ по сюжетным картинкам, пересказать события из своей жизни, используя сложно-подчиненные предложения.

Источник:
Дидактические игры в детском саду
Дидактические игры – это комплексный метод обучения дошкольников, который включает в себя и самостоятельно выстроенную игровую деятельность, и обучение основам сюжетно-ролевой игры.
http://www.syl.ru/article/75469/didakticheskie-igryi-v-detskom-sadu

Дидактические игры на занятиях по изодеятельности в детском саду

Дидактические игры на занятиях по изодеятельности в детском саду

Цель игры: игра направлена изучение цветов детьми 2,5-3,5 лет, запоминание названий основных цветов, развитие речевых навыков дошкольников, развитие наблюдательности, памяти.

Ход игры: детям предлагается собрать в корзинки перепутанные предметы, ребенок тянет любую карточку, но положить ее он должен в корзинку того же цвета, при этом громко назвать цвет и предмет который он выбрал.

Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.

Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.

Цель игры: учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навыки.

Ход игры: Ребенку необходимо расставить в кармашки деревья и домики по размеру, в соответствии с их перспективной удаленностью. (подготовительная группа).

Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.

Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы , соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.

6.Игра «Разложи и сосчитай матрешек»

Ход игры: На доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.

Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.

Каждую из этих игр можно нарисовать самим или изготовить при помощи компьютера и цветного принтера.

Источник:
Дидактические игры на занятиях по изодеятельности в детском саду
Дидактические игры для дошкольниковДидактические игры на занятиях по изодеятельности в детском саду»Автор: Матвеева Евгения Александровна, воспитатель МДОУ – детский сад №16 «Малышок», г. Серпухов, М.О. Иногда объяснить
http://ped-kopilka.ru/blogs/matveva-evgenija/-didakticheskie-igry-na-zanjatijah-po-izodejatelnosti-v-detskom-sadu.html

Дидактические игры по развитию речи для дошкольников в детском саду ДОУ

Дидактические игры по развитию речи для дошкольников в детском саду ДОУ

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

Кто больше увидит и назовёт

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка — птица Сорока.

Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла

(Воспитатель раскладывает предметы)

Далее происходит диалог между детьми и сорокой:

Отдай нам мыльце

Не дам, не отдам

Возьму ваше мыльце

Отдам моему сорочонку умыться.

Отдай нам иголку!

Не дам, не отдам.

Возьму я иголку

Сорочку сошью своему сорочонку.

Не дам, не отдам.

Я сама без очков,

Прочесть не могу сорочонку стихов.

Отдай нам звоночек.

Не дам, не отдам.

Возьму я звоночек.

Отдам сорочонку — звони мой, сыночек.

Ты, сорока, не спеши

Ты у деток попроси.

Все тебя они поймут.

Всё что надо подадут.

Воспитатель: Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить. )

Воспитатель: Дети, что для этого нужно сороке?

(Дети называют и приносят все предметы)

Сорока благодарит и улетает.

Назови как можно больше предметов

Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)

Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.

Материал: кукла Оля.

— К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

— Что это? (Это ноги)

— Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют. ; зубы жуют, кусают, грызут. ; глаза смотрят, моргают. )

Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.

Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», — и кидает кубик. На верхней грани — например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит съимитировать гул самолёта.

Аналогично разыгрываются и другие грани кубика

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

Воспитатель: Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках — И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

Содержание этой игры можно легко изменить: «»Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д.

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

— Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

— Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

— Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

Цель. Заканчивать сказку по её началу.

Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик

Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.

— Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький показ. (Дети договаривают: зайчик)

Воспитатель: зайчик говорит.

Дети: не бойтесь меня, это я — маленький зайчик.

Воспитатель: Козлята угостили его.

Дети: морковкой, капустой.

Воспитатель: потом они стали.

Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

Материал. Элементы костюма животных (шапочка)

Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).

Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

Цель. Развитие фонематического слуха.

Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения

Цель. Ориентироваться в значении глаголов.

Материал. Кукла Буратино.

Буратино — путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

— Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

— Зевают, отдыхают, спят.

— Пляшут, поют, кружатся.

Был Буратино в детском саду, когда дети:

— приходят, здороваются. (Когда это бывает?)

— лепят снежную бабу, катаются на санках

Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

Материал. Мелкие игрушки.

Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»

Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

«Почтальон принёс открытку»

Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)

Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

Игра проводится с небольшой подгруппой.

В дверь кто-то стучит.

Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.

Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.

Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

Источник:
Дидактические игры по развитию речи для дошкольников в детском саду ДОУ
Дидактические игры по развитию речи для детей в детском саду из раздела Игровая деятельность дошкольника, Дидактические игры для детей дошкольного возраста в ДОУ
http://doshvozrast.ru/igra/igradidakt04.htm

COMMENTS