Дымковская роспись

Дымковская роспись

Праздничный облик игрушек создавался росписью по меловому белому фону, в основе росписи — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Игрушки покрывали ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке, а затем по этой побелке сухими анилиновыми красками растертыми на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом, выполняли яркую многоцветную роспись (4-8 цветов). В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики. Для росписи использовали самодельные кисти из тряпок (продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку) и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.

В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами.

Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.

Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями. то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага.

Заключительным штрихом в декорировании является нанесение позолоты. Её применение вносит неповторимую отличительную особенность в дымковскую игрушку. Исконно применяли натуральное сусальное золото — тончайшие золотые пластинки, проложенные бумажными лентами во избежание склеивания. Золото вместе с бумагой разрезали на маленькие квадратики (со стороной 0,5 см), которые при помощи кисточки, смоченной в яичном белке, переносили на игрушку и аккуратно расправляли сухой кистью.

Источник:
Дымковская роспись
Праздничный облик игрушек создавался росписью по меловому белому фону, в основе росписи — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой
http://dymka.teploruk.ru/article/rospis.html

Дымковская роспись

для детей старшей группы «Нарядная барышня»

(по мотивам дымковской игрушки)

Подготовила и провела: воспитатель

д/c № 80 г.Костромы Суслова И. Н.

Программные задачи: продолжить учить детей украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами) силуэты кукол-барышень. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. Развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций. Учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, петли, спирали.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий. Знакомство с новыми видами народно-прикладного искусства. Прорисовывание всех элементов дымковской росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности. Знакомство с дымковскими игрушками, их происхождением. Дидактические игры на цветной модели «Радуга» с целью упражнения в подборе гармоничных цветосочетаниях.

Материалы, инструменты, оборудование: заготовки с силуэтом куколбарышень, краски, кисти беличьи № 1, № 3, салфетки бумажные, палитра, стаканчики с водой, образцы элементов дымковской росписи.

Воспитатель приглашает на выставку: Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила (выставка дымковских игрушек). Кто мне скажет, что это за игрушки? Как вы это определили?

Ребята, давайте рассмотрим игрушки и скажем, какими элементами украшены они, назовите их (круг, точка, прямая линия, кольцо, волнистая линия, сеточка, мазок). Ребята, давайте в воздухе их прорисуем.

Дети рассаживаются за столы.

У меня есть одна знакомая барышня (показ дымковской Барышни), она очень красивая, но к сожалению сейчас очень грустит. Знаете почему? (Дети высказывают свои предположения). От того, что у неё нет подруг. Хотите ей помочь?

Воспитатель предлагает нарисовать детям Барышень – подруг, раскрасить заранее подготовленные силуэты.

Дети самостоятельно выполняют работу.

Перед работой детям предлагается пальчиковая гимнастика по выбору воспитателя. Можно предложить такую:

Мягкой кисточкой покрашу

(дети поочерёдно разминают пальчики сначала на одной руке, потом на другой)

Красят домик маляры

Для любимой детворы.

Если только я смогу,

То им тоже помогу.

В конце занятия подводится итог: анализ работ. Обязательно обращается внимание на то, что все дети помогли Барышне-госте. Она стала весёлая и радостная.

Источник:
Дымковская роспись
комплексные занятия, занятия по ИЗО деятельности, занятия по математике, занятия по познавательному развитию, занятия по развитию речи, занятия по экологии
http://doshvozrast.ru/konspekt/deyatelnost19.htm

Дымковская роспись

Дымковская игрушка – яркий представитель русского народного глиняного художественного промысла. Именно она предоставляет уникальную возможность проследить, как развивалось это народное искусство на протяжении огромного времени, сменяя многие поколения и династии мастеров.

Основоположником этого народного промысла стала небольшая слобода Дымково (отсюда и такое название), находящаяся неподалеку от города Кирова.

Изначально в процессе раскрашивания дымковской игрушки применялись исключительно анилиновые краски, которые требовалось разводить. Для этой цели применялся перекисший квас или уксус. Кисточка изготавливалась самостоятельно и представляла собой холщовый лоскут, намотанный на деревянную палочку. Такой самодельный художественный инструмент использовался, когда требовалось провести линию. Для того чтобы нарисовать пятнышко мастера применяли торец ровно срезанного прутика.

Эти игрушки и по сей день полностью рукотворное искусство. Каждая представительница – произведение одного мастера. Для производства фигурки применяется местная красная глина, которая тщательным образом перемешивается с мелким песком. Фигурки лепятся по частям, затем готовые детали соединяются и долепливаются.

Прежде чем производить обжиг готовых фигурок, их нужно предварительно высушить. Этот процесс занимает от 2 до 20 дней. Обжигаются изделия в печи при температуре от 700 до 800 градусов. Затем поверхность игрушки покрывается специальными температурными белилами. В старину для этих целей использовался мел, разведенный при помощи молока.

На этом процесс изготовления игрушки закончен. Дальше идет дымковская роспись. Она представляет собой совершенно неповторимый народный стиль.

Для росписи этих игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий. Непременно используются круглые пятна, клетки и просто точки.

Элементы дымковской росписи также включают в себя ромбики, выполненные из сусального золота либо потали, которые наклеиваются поверх уже нанесенного узора.

Каждый мастер наносит элементы орнамента на фигурку в соответствии с личными пожеланиями, в разном порядке и различных комбинациях. При этом изделие может быть практически полностью покрыто рисунком, а иногда прослеживается авторская лаконичность. Именно поэтому среди всего многообразия дымковских игрушек просто невозможно найти две одинаковые фигурки.

Для дымковской росписи характерно использование особых знаков, символизирующих стремление к правде, красоте и здоровому образу жизни. Все узоры традиционной росписи Дымки связаны с природой и различными оберегами.

При этом каждый элемент рисунка имеет свое скрытое значение. Так, волнистая линия является символом воды. Перекрещенные прямые полоски означают колодезный сруб, а круг со звездой в серединке олицетворяет солнце. Дымковская роспись, картинки которой вы можете видеть немного ниже, имеет и различные растительные элементы: зерна, ягодки, листики и цветочки.

Классическими для дымковской игрушки являются фигурки всадников, петухи и кони. Женские фигурки имеют расширяющиеся колоколообразные юбки и высокие головные уборы – кокошники. Здесь особое значение имеет выразительность деталей: нарядность прически и головного убора, всевозможные оборки, пелеринки, зонтики, сумочки и прочие дамские принадлежности.

Раскраска человеческих фигурок имела определенную последовательность. Вначале черной краской прорисовывались волосы, брови и глаза. Три оранжевых или красных пятнышка, поставленных на лице игрушки при помощи лучинки, означали рот и щеки. Затем расписывалась шляпка и в самую последнюю очередь — яркая юбка.

Роспись дымковской игрушки имеет свои особенности. Каждый глиняный персонаж расписывается по-особому. Традиционные фигурки всадников, петухов и других любимых народом персонажей разукрашиваются очень ярко, даже фантастично: конь может иметь на своих боках ярко-синие яблоки-круги, индюк имеет феерично красочный веерообразный хвост, а козел – красные с позолотой рога.

Утки-«крылатки» имеют отличительную черту: горизонтальный ряд оборок-крыльев. Когда смотришь на такую уточку, то создается впечатление, что на ней надето два передника, имеющих лепную оборку. Кроме того, роспись игрушки предусматривает определенную последовательность нанесения узоров. Первой наносится широкая полоса, проходящая на груди утки, более узкие полоски расходятся от шеи, и только потом наносятся поперечные линии, образующие традиционный клетчатый узор.

Роспись свистулек в виде коньков сочетает вертикальные полосы с рядами разноцветных горошин. При этом использованные оттенки не обязательно гармонируют между собой.

Утки и кони – наиболее популярные образы животных, используемых при создании дымковской игрушки. Козлы, коровы, бараны и поросята, а также домашняя птица встречаются гораздо реже. Анатомические подробности, как правило, не соблюдаются, поэтому все животные несколько напоминают дымковских коней. Лишь форма морды дает возможность понять, кто перед нами. Роспись этих животных представлена продольными рядами точек темного цвета или маленькими горошинами, имеющими различные оттенки.

Узоры дымковской росписи необычайно яркие. Синий, красный, оранжевый, желтый, малиновый, изумрудный и зеленый оттенки – вот основные цвета, используемый в рассматриваемой технике. Коричневая и черная краска используются лишь в небольшом количестве.

Следует заметить, что выбранные тона также имеют свои символичные значения. Зеленый в представлении простого народа тесно связан с понятием жизни, символизирует природу и крестьянскую пашню. Нравственная чистота, добро и правда – это, конечно, белый цвет. Красный цвет символизирует не только огонь, но и является олицетворением здоровья, силы и красоты. Синий – цвет неба.

Заключительным шагом декорирования игрушки становится нанесение позолоты. Именно это и отличает дымковскую игрушку, привнося в ее облик неповторимые черты. На Руси для этих целей применялось настоящее сусальное золото, представляющее собой очень тонкие золотые пластинки, переложенные бумажными лентами (это не давало возможности золоту склеиваться). Из него вырезали маленькие ромбики, которые и приклеивались в нужных местах при помощи яичного белка.

Для росписи игрушек в современном производстве применяются гуашевые краски, которые разводятся на яйце, а также темперные либо предназначенные специально для керамических изделий. Для нанесения узоров используются хорьковые или колонковые кисточки.

В наши дни Дымка, к сожалению, уже давно утратила качества, характерные для народной игрушки: непосредственность и невысокую стоимость. Конечно, эти изделия имеют особую пластику. Однако благодаря излишней статичности и детальной четкости дымковские фигурки стали просто красивыми сувенирами.

Источник:
Дымковская роспись
Для росписи этих игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий. Непременно используются круглые пятна, клетки и просто точки.
http://fb.ru/article/138710/dyimkovskaya-rospis-elementyi-dyimkovskoy-rospisi

Дымковский конь

Данный мастер-класс предназначен для воспитателей детских садов, родителей, детей 4-5 лет

Этот мастер- класс рекомендуется провести с детьми 4-5 лет.

Цель: учить создавать декоративное изделие для украшения интерьера

1. Закреплять умение рисовать тычком, ватной палочкой,зубочисткой

2. Учить ритмично рисовать орнамент, сочетать цвета

3. Развивать мелкую моторику

4. Воспитывать аккуратность в работе и умение довести начатое дело до конца

5. Прививать любовь к народным промыслам

6. Воспитывать художественный вкус

большой круг из цветного картона (формат картона А4),шаблон дымковского коня,гуашь,тычки,ватные палочки,зубочистки,баночка для воды,кисти,клей-карандаш

Дымковская игрушка-это чудо-ремесло. И взрослых,и детей привлекают яркие,забавные игрушки.Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение,раскрывают мир весёлого праздника. В марте мы с ребятишками моей группы работали над проектом «Знакомство с дымковской игрушкой». Мы узнали историю этой игрушки, рассмотрели игрушки и иллюстрации самых популярных игрушек(барыня, крестьянка,уточка, индючок, конь, всадник, побывали на выставке «Яркая дымка» в изостудии нашего сада. А ещё мы рисовали отдельные элементы дымковских узоров, лепили и рисовали дымковскую уточку.

Перед нами лежит материал для нашей тарелочки.

Первым дело нужно приклеить шаблон нашего коня на тарелочку

Нам нужно намазать клеем наш шаблон и аккуратно приклеить его по центру тарелочки

А теперь приступим к украшению тарелочки дымковскими узорами. Сначала поролоновым тычком нанесём по всей фигурке коня большие кружочки.Цвет можно выбрать любой из яркой дымковской палитры, у меня это красный.

Теперь среди больших кружков ватной палочкой нарисуем маленькие кружочки, для них мы выбрали другую краску , контрастного цвета

По периметру круга нарисуем поролоновым тычком большие кружки, не забываем рисовать ритмично , оставляя равные промежутки

А между большими кружками рисуем ватной палочкой маленькие кружочки

Проверим , подсохла ли краска на больших кружках ? Если да, то зубочисткой очень аккуратно ставим в серединке больших кружков маленькую черную точечку.

Аккуратно тонкой кисточкой раскрасим хвост и ушки нашего коня, черной краской раскрасим копыта.

Вот такой красавец у нас получился!

А это наша готовая декоративная тарелочка «Дымковский конь». Для того чтобы её можно было использовать для украшения дома, мы приклеим с обратной стороны тесёмочку.

Вот так красиво наша тарелочка будет смотреться на стене

Источник:
Дымковский конь
Урок рисования в средней группеМастер-класс по рисованию. Декоративная тарелочка Дымковский конь Автор: Красова Екатерина Павловна , воспитатель МАДОУ Детский сад №72 Светлячок г.Великий Новгород Данный мастер-клас
http://ped-kopilka.ru/blogs/krasovoi-ekateriny/master-klas-po-risovaniyu-dekorativnaja-tarelochka-dymkovskii-kon.html

COMMENTS