Гребные винты

Выбор гребного винта

Одна из наиболее актуальных тем в кругу водномоторников – это подбор гребного винта. Какие преимущества даёт оптимальный винт? Подбор — насколько это дорого? Что обозначают числа на ступице винта?

Разнообразие марок, моделей и мощностей лодочных моторов требует огромного количества гребных винтов. Они различаются по:

  • шагу (расстоянию, которое проходит винт за один оборот без учёта скольжения);
  • диаметру (окружности, описываемой наиболее удалёнными от центра точками лопастей);
  • дисковому отношению (отношению суммарной площади лопастей к площади круга с диаметром, равным диаметру винта);
  • количеству лопастей (обычно 3, реже 4 или 2);
  • материалу (сталь углеродистая и нержавеющая, алюминиевый сплав, пластик);
  • конструкции ступицы (резиновый демпфер, сменная втулка, сменные лопасти);
  • конструкции ступицы (выхлоп через ступицу или под антикавитационной плитой);
  • диаметру ступицы;
  • количеству шлицов втулки.

Наносится на ступицу или лопасти, используются дюймовые размеры.

Обычно выглядит следующим образом:

11 ? х 15 – G – такую маркировку наносит на свой винт Ямаха.

Первое число обозначает диаметр лопастей, второе число – шаг винта.

Некоторые производители добавляют в маркировку количество лопастей и направление вращение винта, например:

13 х 19 3RH, или 3 х 10-3/8 х 11 R, где цифра «3» — количество лопастей, RH или R – правое вращение.

Если на винт нанесен только номер по каталогу, например, 3231-100-15, то расшифровка пишется на упаковке:

Для точного расчета необходимо знать:

  • Размерения судна
  • Килеватость
  • Водоизмещение
  • Размерения в зоне ватерлинии
  • Наличие и расположение реданов
  • Мощность и максимальные обороты двигателя
  • Редукцию и многие другие параметры.

Наша задача – научиться рассчитывать с приемлемой точностью требуемые параметры алюминиевого винта под имеющуюся глиссирующую моторную лодку, располагая минимумом информации.

Для этого нам понадобятся следующие данные:

  1. Желаемая максимальная скорость. Указывается в паспорте на лодку или берется от аналогичных комплектов. Естественно, не стоит указывать скорость 70 км/ч, имея мотор 30 л/с на прогулочной лодке, нужно рассматривать реальные значения.
  2. Обороты максимальной мощности двигателя. Указаны в табличке, размещенной на струбцине мотора либо в моторном отсеке. Также данные присутствуют на сайтах продавцов лодочных моторов.
  3. Передаточное отношение редуктора (узнаём из инструкции к мотору или из Интернета).

Для расчета шага скоростного винта используем соотношение:

H = 750V/n, где V – скорость в км/ч, n – число оборотов гребного вала.

В качестве примера приведём расчеты для килеватого глиссирующего корпуса длиной 17 футов с подвесным мотором Suzuki DF90ATL.

  • Максимальная частота вращения коленчатого вала: 5300 – 6300 оборотов в минуту;
  • Передаточное отношение: 2,59
  • Максимальную скорость обозначим 68 км/ч.
  1. Находим максимальные обороты гребного вала: 6300 : 2,59 = 2432 оборотов в минуту.
  2. Считаем шаг: 750 х 68 : 2432 = 20,97″. Округляем до 21″.

Штатный винт имеет размерность 3 х 13 ? х 19, то есть достаточно близко к вычисленному. Его оставляем для движения с полной загрузкой и буксировки лыжника. В качестве скоростного приобретаем 21 шаг.

Поскольку обычно шаг и диаметр винта взаимосвязаны, в рамках одного шага предлагается не более двух – трёх различных диаметров винтов. Поэтому будем руководствоваться следующим правилом: если у нас мотор максимально разрешенной мощности, выбираем больший диаметр, если средней или минимальной – то меньший.

Для точного подбора винта следует взять под залог в магазине несколько винтов с шагом, близким к расчетному. После этого необходимо произвести замеры скорости лодки и оборотов двигателя. Следует заметить, что в некоторых регионах крупные продавцы водно-моторной техники периодически проводят фестивали винтов, где любой желающий может попробовать приглянувшийся винт, а также получить консультацию специалистов.

Говоря про соответствие винта мотору и корпусу, можно провести определённую градацию.

  • Тяжёлый винт. Двигатель не развивает полных оборотов, выход на глиссирование затруднен. Необходимо уменьшать шаг.
  • Скоростной винт. Максимальные обороты и скорость достигаются только с малой загрузкой и верхнем положении гидроподъёма («трима»).
  • Универсальный. С минимальной загрузкой мотор развивает максимальные обороты, с полной загрузкой позволяет выйти на глиссирование.
  • Грузовой винт. Позволяет легко выходить на глиссирование с полной загрузкой путём некоторой потери скорости, максимальные обороты достигаются уже со средней нагрузкой.
  • Слишком лёгкий винт. Лодка сильно недобирает в скорости, мотор превышает максимально допустимые обороты (т.н. «перекрут»), срабатывает ограничитель оборотов. В этом случае нужен винт с большим шагом.

Количество лопастей также влияет на ходовые качества комплекта. Наибольшее распространение получили трехлопастные винты, реже встречаются с четырьмя лопастями. Двухлопастные и пятилопастные в повседневной эксплуатации практически не применяются.

В общем случае можно сказать, что четырехлопастной винт будет более грузовым, чем трехлопастной за счёт большего дискового отношения. Обычно его выбирают, когда нужна большая тяга, а поставить винт увеличенного диаметра не позволяет конструкция редуктора.

Сегодня мы пригласили эксперта, который ответит на наиболее частые вопросы читателей, касающиеся гребных винтов.

Как проще проверить, насколько подходит к катеру имеющийся винт?

-Нужно замерить обороты в «полный газ» с максимальной и минимальной загрузкой. Обороты должны находиться в пределах, рекомендованных изготовителем. Если мотор «недобирает» оборотов – поставьте винт с меньшим шагом, если происходит «перекрут», то есть превышение оборотов – то шаг требуется увеличить.

Сколько лопастей лучше – 3 или 4?

-Смотря что требуется от лодки. Если нужна устойчивая минимальная скорость глиссирования, грузоподъемность, больший упор – то 4 лопасти имеют определенные преимущества. Если важнее скорость налегке – то выбираем винт с тремя лопастями.

Следует иметь в виду, что за счет большего упора обороты четырехлопастного винта будут приблизительно на 100 меньше, чем трехлопастного аналогичного диаметра и шага.

Какой винт лучше – алюминиевый или стальной?

-Опять же, что важнее для пользователя. Если нужна максимальная скорость, возможность максимального увеличения ходового дифферента тримом без возникновения подхвата воздуха, то стальной винт предпочтительнее. Но он сильнее нагружает редуктор за счет большей массы и стоит гораздо дороже.

Для повседневной эксплуатации вполне подходит алюминиевый винт. Относительно недорогой, он обладает весьма достойными гидродинамическими характеристиками, к тому же при ударе о подводное препятствие меньше вероятность повреждения вертикального и гребного валов, а также деталей редуктора за счет более хрупких лопастей.

Если же вы решите провести эксперимент со стальным винтом, следует иметь в виду, что стальной винт нужно брать с шагом на 1″ меньше, чем алюминиевый.

При выходе на глисс такое ощущение, что «буксует сцепление» Как с этим бороться? Винт с виду целый.

-Возможно, провернулся демпфер, находящийся между втулкой и ступицей. Попробуйте установить другой винт – ситуация должна измениться.

-Как продлить срок службы винта?

-Основная рекомендация — избегать касания дна: внимательно следить за изменением глубины и пользоваться гидроподъёмом при прохождении проблемных мест: отмелей, подводных препятствий.

-Обязательно ли использовать оригинальный винт?

-Нужно понимать, что многие оригинальные винты сделаны на тех же предприятиях, что и «неоригинал». Существует ряд проверенных производителей, выпускающих качественную замену оригиналу при более низкой цене. Поэтому говорить о необходимости использования именно оригинальных винтов некорректно.

К сожалению, формат статьи не позволяет максимально подробно рассмотреть все нюансы подбора винта, но основные вопросы мы рассмотрели, и теперь при необходимости можем подобрать наиболее подходящий винт для моторной лодки или катера. Тем, кто заинтересовался темой и хочет изучить теорию гребных винтов, можно порекомендовать труды Х. Баадера, Л.Л. Хейфеца, В.В. Вейнберга, а также книгу «Гребные винты. Современные методы расчета» В. Бавина и др.

Источник:
Выбор гребного винта
Подбор гребного винта, разновидности и маркировка гребных винтов, расчет и выбор оптимального винта. Faq по лодочным винтам.
http://proboating.ru/articles/howto/grebnoy-vint/

ГРЕБНЫЕ ВИНТЫ ДЛЯ ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ

Существует огромное количество различных характеристик гребных винтов, которые надо учитывать при выборе гребного винта. Основные характеристики приведены ниже.

ДИАМЕТР Внешний диаметр винта — это диаметр окружности, описываемой внешними кромками лопастей. Как правило, для небольших лодок используют винт с большим внешним диаметром, а для скоростных судов — с меньшим; диаметр тем больше, чем меньше обороты двигателя (меньше скорость двигателя и/или больше редуктор). При увеличении поверхности лопастей диаметр будет увеличиваться.

ШАГ ВИНТА Шаг винта — это расстояние, пройденное винтом в осевом направлении за один оборот. Если винт имеет характеристику 13 3/4 х 21, то это значит, что его диаметр 13 3/4 (35 см) и шаг — 21 (53 см). Таким образом, теоретически этот винт проходит расстояние 21 «(53 см) за один оборот. Изменение шага вина в некоторой степени эквивалентно изменению передаточного отношения. Если Вы хотите, чтобы двигатель имел заданное число оборотов, то имейте ввиду, чем быстрее движется судно, тем больший шаг винта необходим.

УВОД ЛОПАСТИ Увод лопасти винта — это угол между задней кромкой лопасти винта и перпендикуляром к оси ступицы. Как правило, стандартные винты для подвесных и стационарных двигателей имеют увод лопасти равный 150. Более эффективные гребные винты имеют переменный увод лопасти, доходящий до 3000 у периферии лопастей. Больший увод лопасти гребного винта обеспечивает лучшую работу в ситуации, когда лопасть винта встречает сопротивление поверхности воды. На более легких и быстрых лодках больший увод лопасти позволит поддерживать оптимальное положение лодки, и как результат увеличить максимальную скорость и снизить гидравлическое сопротивление. Однако для некоторых легких и быстрых катеров слишком большой увод лопасти может способствовать их меньшей стабильности на воде, в этом случае лучше выбрать гребной винт с меньшим уводом лопасти.

КОЛИЧЕСТВО ЛОПАСТЕЙ Гребной винт с одной лопастью будет наиболее эффективен в том случае, если вибрация не особо Вам досаждает. Если же Вы хотите достичь баланса между эффективностью и вибрацией, Вам следует выбрать двухлопастной винт. Чем больше лопастей, тем меньше эффективность винта, но в то же время плавнее работа. Большинство винтов идут с тремя лопастями для достижения оптимального уровня вибрации, размеров, эффективности и стоимости. Разница в эффективности между двух- и трехлопастными винтами практически не заметна, а вот разница в уровне вибрации ощутимая. Практически все скоростные винты трех- или четырехлопастные.

Всегда имейте запасной винт. Не позволяйте поврежденному винту нарушать Ваши планы. Всегда держите запасной винт на борту лодки.

Источник:
ГРЕБНЫЕ ВИНТЫ ДЛЯ ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ
Большой выбор гребных винтов для подвесных лодочных моторов honda, suzuki, yamaha, tohatsu — описание параметров гребного винта и влияние их на ходовые качества лодки.
http://partskatalog.ru/all-propeller.shtml

Гребные винты изменяемого шага

Винт состоит из ступицы и трех лопастей (рис. 43). Ступица винта состоит из двух деталей. Первая деталь представляет собой трубку с тремя плоскими гранями на внешней поверхности, расположенными под углом 120° друг к другу. Углы граней закругляются, и посредине каждой грани просверливается отверстие для оси лопасти.

Вторая деталь (рис. 43) представляет собой также трубку с тремя плоскими гранями, спиленными на конце и расположенными на внутренней поверхности трубки под углом 120° друг к другу. Вдоль граней сделаны три прорези.

Третья деталь лопасти (рис. 44) изготовляется из латунных пластинок, и к каждой из них припаивается ось.

В отверстия первой детали, надетой на гребной вал, вставляются лопасти. Вторая деталь надевается на первую так, чтобы опорные фланцы осей оказались бы заклиненными.

Для укрепления ступиц на гребном валу в первой детали и в гребном валу просверливается отверстие, в которое вставляется шпилька.

Для того чтобы вторая деталь была закреплена на гребном валу, устанавливается обтекатель (деталь 4) (рис. 44), который заклинивается с помощью клиновидных пластинок. Общий вид винта показан на рисунке 45.

Конструкцию гребного винта изменяемого шага можно сделать с нарезной резьбой. Такая конструкция состоит из ступицы с тремя нарезными отверстиями и трех лопастей (рис. 46). Установив лопасти на выбранный шаговый угол, их укрепляют затяжной гайкой.

На рисунке 47 показана конструкция гребного винта, при которой крепление лопастей достигается сжатием свинцового шарика. Конец гребного- вала при этой конструкции должен иметь резьбу, направленную в сторону вращения- гребного винта.

Остановимся на изготовлении гребных винтов, наиболее часто применяемых моделистами. На рисунке 48 приведен чертеж двухлопастного гребного винта, применяющегося на моделях глиссеров длиной до 800 мм.

В качестве двигателей, приводящих во вращение этот винт, могут быть взяты моторы Б-51, Ф-12, К-16, ЦММЛ-Ф-21. Расчетное число оборотов винта — 4 000 об/мин. Диаметр винта — 50 мм. Шаговый угол (измеренный на радиусе, равном 0,6 наибольшего радиуса) — 30°.

На рисунке 49,а приведен чертеж двухлопастного гребного винта, применяющегося на моделях глиссеров длиной больше 1 000 мм.

В качестве двигателей, приводящих во вращение винт, применяются моторы Б-51 и ЦММЛ-Ф-21. Диаметр этого винта — 50 мм; шаговый угол —40°; число’ оборотов винта — 4 000 в минуту.

.На рисунке 49,6 приведен чертеж трехлопастного гребного винта, применяемого для движения моделей военных кораблей длиной 1,5—1,8 м и водоизмещением 12—15 кг.

Винт может быть применен при сочетании с мотором Б-51, ЦММЛ-Ф-21 и паровой машиной ЦММЛ-К-5. Диаметр винта 64 мм. Шаговый угол 55°. При моторе Б-51, ЦММЛ-Ф-21 применяется редуктор 1 : 2. При двух винтах число оборотов винта в минуту равно 3 000.

При использовании паровой машины ЦММЛ-К-5 редуктор не требуется.

Кружковцы, строящие модели речных судов, могут применить в качестве движителя гребное колесо, которое изображено на рисунке 50. Однако эффективность работы гребного колеса очень мала, и его редко используют на моделях в качестве основного движителя, а применяют как вспомогательный движитель или при изготовлении моделей исторических кораблей.

Подбирают и изготовляют гребные винты так: на вал электромотора насаживается отрезок трубки длиной 15—20 см. К свободному концу трубки припаивается временный винт, изготовленный из жести, большого диаметра и с большим шагом. Подключив к мотору такой источник питания, какой будет стоять на модели, работающий винт опускают в банку или ведро с водой и по слуху следят за возрастанием нагрузки мотора. Если мотор при полном погружении винта в воду резко сбавляет обороты, то нужно уменьшить шаг и повторить испытания. Если же заметного увеличения оборотов мотора не происходит, следует уменьшить диаметр винта или площадь лопастей. Так делают до тех пор, пока электромотор не сможет развить хотя бы половины своих холостых оборотов.

Теперь можно изготовить винт для модели: сначала вытачивают ступицу винта и пропиливают в ней ножовкой в местах установки лопастей канавки. Затем из латуни толщиной 1—2 мм вырезают лопасти, опиливают их по контуру и изгибают по профилю. Концы основания лопастей залуживают и вставляют в канавки ступицы. Для того чтобы лопасти не вываливались из прорезей, их обвязывают проволокой. Проверив правильность расположения лопастей, места соединений смазывают паяльной кислотой и винт прогревают на огне до тех пор, пока олово не расплавится и не зальет места пайки. Убедившись в том, что лопасти винта хорошо спаяны, их зачищают шкуркой и полируют.

Источник:
Гребные винты изменяемого шага
Винт состоит из ступицы и трех лопастей (рис. 43). Ступица винта состоит из двух деталей. Первая деталь представляет собой трубку с тремя плоскими гранями на внешней поверхности, расположенными под
http://www.bibliotekar.ru/teh-tvorchestvo/114.htm

Запчасти Suzuki

У нас Вы можете заказать запчасти к любым моделям лодочных моторов Сузуки, в том числе и к моторам, которые уже давно не выпускаются. Наличие запасных частей для таких моторов ограничивается только наличием их на складе у самого производителя.

По этой ссылке внизу можно скачать каталог аксессуаров к лодочным моторам Сузуки. В этом каталоге информация по гребным винтам, приборам, пультам управления, различным наборам, расширяющим функции лодочных моторов, аксессуарам общего порядка и т.п.

Для того чтобы сделать заказ, подготовьте, пожалуйста, по мере возможности, всю информацию о Вашем моторе: год выпуска, наименование модели, серийный номер. В случае отсутствия данных — примерный год выпуска, тип двигателя и количество цилиндров.

Вы можете самостоятельно просмотреть деталировку Вашего лодочного мотора и отобрать интересующие запчасти Сузуки перейдя по этой ссылке на электронный каталог запчастей американской компании Browns Point Marine:

Несколько замечаний по работе с каталогом. Каталог на английском языке. Некое подобие перевода можно сделать воспользовавшись переводчиком Гугла: http://translate.google.ru/. Цены указанные в каталоге — не наши — это цены для американского рынка. Здесь Вы только отбираете запчасти.

Либо Вы можете описать своими словами интересующие Вас детали. В любом случае — мы постараемся помочь Вам и вместе с Вами определить требующиеся для замены запчасти.

Для оформления заказа и/или получения информации о наличии и стоимости запчастей к лодочным моторам Сузуки свяжитесь с нами по телефону (495) 922-55-32 или электронному адресу outboards@water-club.ru, либо через форму обратной связи в разделе «Контакты» («Контакты» -> «Отправить сообщение на E-mail») указав перечень необходимых запасных частей.

Если интересующих Вас позиций нет в наличии на нашем складе, мы постараемся выполнить заказ в кратчайшие сроки. Отправляем многими курьерскими службами и транспортными компаниями. При наличии запчасти на складе нашего дистрибьютора — поставка 7-10 дней, если нет — поставка из Японии в течении 30-45 дней.

Мы поставляем только оригинальные запасные части!

Источник:
Запчасти Suzuki
У нас Вы можете заказать запчасти к любым моделям лодочных моторов Сузуки, в том числе и к моторам, которые уже давно не выпускаются. Наличие запасных частей для таких моторов
http://www.water-club.ru/zapchasti.php

COMMENTS