Икона святое семейство

Икона святое семейство

Судьба иконы Божией Матери «Трех радостей» является едва ли не единственным примером в истории прославленных на Руси богородичных образов, когда икона западного происхождения становится русской чудотворной святыней. Первоначальный образ, по преданию, принадлежал кисти всемирно известного итальянского живописца Рафаэля.

В сказании об иконе повествуется, что в начале XVIII века, как это часто практиковалось в петровское время, некий живописец был послан на учебу в Италию. Возвратившись в Россию, он привез с собой копию иконы «Святое Семейство» и оставил ее в Москве у своего родственника, настоятеля храма Святой Троицы на Грязех. После смерти художника священник пожертвовал образ в свою церковь и поместил его над входом перед папертью.

Сорок лет спустя одна знатная московская дама понесла подряд три тяжкие утраты: оклеветали и отправили в ссылку ее мужа, имение отобрали в казну, а единственный сын, утешение матери, попал в плен во время войны. Несчастная женщина искала отрады в молитве и просила Царицу Небесную быть Заступницей за невинных страдальцев. Как-то раз она услышала во сне голос, повелевавший ей отыскать икону Святого Семейства и помолиться перед ней. Скорбящая дама долго ходила по московским церквам в поисках желанной иконы, пока не набрела, наконец, на Троицкую церковь на Покровке. Здесь, на паперти, она обнаружила долгожданный чудотворный образ. После усердной молитвы перед ним женщина вскоре получила три радостные вести: муж ее был оправдан и возвращен из ссылки, имение возвращено из казны, а сын освобожден из плена. С тех пор святая икона и получила свое утешительное название «Трех Радостей».

Троицкий храм на Грязех, где до революции хранилась чудотворная икона, неоднократно перестраивался. В середине XIX века по проекту архитектора М.Д. Быковского на средства ктитора церкви Е.В. Молчанова в 1861 году был возведен каменный храм, достоявший и до нашего времени. 10 декабря того же года святителем Филаретом, митрополитом Московским, был освящен главный престол в честь иконы Божией Матери «Трех Радостей», или Собора Богородицы, являющийся и поныне единственным престолом в честь этого святого образа.

Известно, что икона «Трех радостей» весьма почиталась в царствующем Доме. Один из списков образа являлся келейной иконой императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Он был подарен императрице по обету, данному перед ракой преподобного Сергия ее фрейлиной Анной Федоровной Аксаковой (урожденной Тютчевой), бывшей первой воспитательницей ее сына великого князя Сергея Александровича. После смерти Марии Федоровны образ был возвращен А.Ф. Аксаковой, но ненадолго. Вскоре фрейлина принесла его в дар Сергею Александровичу для его невесты великой княгини Елизаветы Федоровны. В письме своему бывшему воспитаннику Аксакова написала: «Я хотела бы, чтобы Ваша невеста приняла этот образ как благословение, идущее от Вашей матери и от святого, который является покровителем России, и который, вместе с тем, и Ваш покровитель».

Судьба образа Божией Матери «Трех радостей» после закрытия Троицкой церкви в декабре 1929 года неизвестна. В 1992 году здание храма было возвращено верующим, а при его открытии общине было прислано из Патриархии несколько икон, изъятых на таможне. Чудом Божиим среди переданных икон, между которыми не производилось никакого отбора, оказался аналойный образ «Три Радости», список середины XIX века.

В 1996 году в тот же храм Живоначальной Троицы на Грязех принесли акафист иконе Божией Матери «Три Радости», вызвавший на приходе споры о том, стоит ли продолжать по установившейся традиции читать акафист святителю Николаю Чудотворцу или заменить его акафистом чтимой храмовой иконе. В разгар обсуждений перед новым образом «Трех Радостей», написанном в начале 90-х годов XX века в русской иконописной традиции, сама собой возгорелась лампада. Приняв это чудо как явное указание Божие, священнослужители Троицкой церкви с тех пор по средам совершают еженедельный молебен с акафистом перед старинной чтимой иконой «Трех радостей», которая в это время выносится из алтаря.

Образ Божией Матери «Три радости» издревле полюбился русскому народу. До революции икону особенно почитали на Дону и Кубани, так как считалось, что молитва перед ней помогает возвращению домой лихих казаков. Под особым покровительством образа Божией Матери «Трех радостей» пребывают люди, оставшиеся в одиночестве, оказавшиеся в плену и на чужбине. Известны случаи благодатной помощи от иконы военнослужащим, находившимся в горячих точках России. Икона считается заступницей оклеветанных, разлученных с близкими, потерявших накопленное трудом, а также верной охранительницей семейного благополучия.

Празднование образу Божией Матери, именуемому «Три Радости», совершается 26 декабря / 8 января в день Собора Богородицы, следующий день после Рождества Христова.

Первоначальный образ Пресвятой Богородицы «Трех радостей», написанный Рафаэлем или кем-то из представителей рафаэлевской живописной школы, ближе всего стоит к серии известных полотен прославленного мастера, изображающих Деву Марию в окружении Младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя. Среди них — знаменитая луврская «Прекрасная садовница» (ок. 1507-1508 гг.), «Мадонна в зелени» (ок. 1505 г., Вена, Художественно-исторический музей). На обоих полотнах, так же, как и на образе, названном впоследствии «Три радости», отсутствует изображение Иосифа Обручника, появившееся уже на русских иконах.

После прославления образа Богородицы «Трех Радостей» многие списки с иконы стали писать в древнерусской иконописной традиции. По сравнению с итальянским прототипом, Младенец Христос на этих образах обычно изображался на руках Богоматери в зеркальном отражении — с левой стороны, а Иоанн Креститель и Иосиф Обручник писались по разные стороны от Богородицы с Младенцем.

Помимо двух известных образов Божией Матери «Трех радостей» в церкви во имя Живоначальной Троицы, что на Грязех, в Москве чтимые списки с иконы пребывают в двух храмах: в честь Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (ул. Докукина, 15) и в домовой церкви Софринской бригады оперативного назначения МВД России.

В 1918 году в Ризоположенскую церковь в Леонове перешло значительное число икон и церковной утвари из Свято-Михайловской церкви Гродненской епархии. Среди них туда была отправлена и икона «Трех Радостей». До реставрации она находилась у правого клироса главного алтаря, а в настоящее время пребывает в левом приделе перед клиросом.

В жизненном укладе Софринской бригады оперативного назначения ВВ МВД РФчтимый образ Божией Матери «Три Радости» занял подобающее место. Икона выносится на плац или в актовый зал в особые случаи жизни бригады — День бригады и День памяти погибших софринских воинов, а также при отправке бойцов в командировки и во время молебнов и Крестных ходов — в благословение и помощь военнослужащих.

От святыя иконы Твоея, радости неизреченныя / преисполнила еси сердце благочестивыя жены. / О, Пречистая Владычице мира, / Всемощная Царице радосте, Приснодево, твари, /егда возвратила оной, — и мужа, и сына, и достояние ея, / такожде и всем нам милосердствуеши, / даруй исполнение благих желаний, /источая приснотекущий источник радости, молящимся Тебе / и вседушно вопиющим: / радость всему миру родившая, // радости исполни неоскудевающей чтущих Тя.

Источник:
Икона святое семейство
Судьба иконы Божией Матери «Трех радостей» является едва ли не единственным примером в истории прославленных на Руси богородичных образов, когда икона западного происхождения становится
http://www.portal-slovo.ru/art/42649.php

Икона Святое семейство — одна из самых противоречивых святынь христианства

Икона «Святое семейство» — одна из самых противоречивых святынь христианства

Икона «Святое семейство» не относится к каноническим иконам Православия, то есть это лжеикона. Самое большое неприятие у церковников вызывает то, что Иосиф Обручник обнимает Богородицу, тогда как он при ней существовал скорее как хранитель, а не как муж. Они были только обручены, о чем свидетельствует само имя Обручник. Да и был он во время рождения Христа столетним стариком. Претензии есть и к белому цвету одежд.

Икона «Святое семейство» напоминает, скорее, картину, написанную по библейскому сюжету. Мир знает сотни таких произведений, самые известные из них принадлежат кисти Рембрандта, Рафаэля и Рубенса. Около 100 великих художников писали картины на библейские темы, но ни одна из них (кроме единственной – «Трех радостей») не претендует на звание иконы («икона» в переводе с греческого языка означает «образ», иногда икону, на которой изображен один или одна святая, называют ликом).

Икона в Православии – молитва, разговор с богом. До революции никому бы в голову не пришло держать у себя дома неканонизированную икону, да еще и молиться ей. Это было отступничеством, сектантством, ересью чистой воды.

В наше время ощущается недостаток церковного образования, на этой почве понятия размыты, вокруг очень много ложных святых. Появилась возможность ездить в разные страны, в том числе и в Израиль, в котором существует настоящий культ иконы «Святое семейство». Она находится и в храмах, и во всех лавках и магазинах, расположенных по пути следования туристов, изготовлена на любой вкус и кошелек.

Традиции и правила «Святого семейства» в христианстве

Позиционируют ее как хранительницу домашнего очага, целостности семьи, да и всего того, что только связано со словом «семья». Икона «Святое семейство» может помочь и в поисках второй половинки и отвадить разлучницу. Таким образом, купленная на Святой земле и служащая благородным целям икона становится все более популярной в России. И не многим ее обладателям придет в голову проверить ее на лжецерковность.

Уже вокруг этого образа сложились какие-то традиции, правила и обряды, указаны праздники, к которым надо преподносить только эту икону: молодоженам, чтобы брак был счастливым, к годовщине свадьбы, к рождению ребенка. Так, популярная на Святой земле икона «Святое семейство» (молитва у которой сохранит семью от всех мыслимых и немыслимых бед) прижилась и в России. И это несмотря на то, что в Православии есть своя икона «Трех радостей», имеющая второе название – икона «Святое семейство», намоленная, со своей интересной историей. На ней изображен Иосиф-плотник (на некоторых присутствует Иоанн Креститель), но они расположены на втором плане, как и положено хранителям, а под «святым семейством» подразумевается Богородица с сыном. В этом образе соблюдены все церковные каноны и тонкости русского Православия.

«Три радости» или «Святое семейство» — икона, значение которой трудно переоценить. Во-первых, это единственная чудотворная икона, которая была написана в Италии в манере Рафаэля, а привезенная в Россию стала национальной святыней.

К ней обращаются не только с мольбой о сохранении семьи, она очень помогает вернуть безнадежный долг, честь несправедливо оклеветанному человеку, ей молятся о грешниках и заключенных. Судьба ее, к сожалению, повторила судьбу многих православных святынь, когда в 30-е годы прошлого века громились, разворовывались и уничтожались храмы. Она пропала.

Сейчас ее список находится в церкви святой Троицы на Грязех в Москве. Каждую среду к выносу этой иконы съезжаются сотни почитателей, она известна верующим всей страны. Церковный праздник в честь этого образа выпадает на 8 января (19 декабря по старому стилю). Очень многие люди стремятся посетить храм в этот день и помолиться Святому семейству, попросить заступничества.

Источник:
Икона Святое семейство — одна из самых противоречивых святынь христианства
Святыни христианства редко доходят до наших дней в первозданном виде. Всегда вызывают массу кривотолков и обсуждений. Икона "Святое семейство" — молитва о семье, о семейных ценностях. У иконы путь был тяжелым, но интересным.
http://fb.ru/article/129675/ikona-svyatoe-semeystvo—odna-iz-samyih-protivorechivyih-svyatyin-hristianstva

Икона Святое семейство: описание, споры о каноничности и молитва

Икона «Святое семейство»: описание, споры о каноничности и молитва

В православных изобразительных традициях имеет распространение один из иконописных образов, не всегда встречающий доверие и одобрение со стороны верующих людей. Речь идет об иконе «Святое семейство», изображающей Христа с его родителями. О том, что это за икона и в чем ее неоднозначность, мы поговорим ниже.

Икона «Святое семейство» является одним из самых распространенных подарков, который привозят из Иерусалима в качестве святыни и в память о паломничестве на Святую землю. По своей композиции она представляет собой изображение в детском возрасте Иисуса Христа, позади которого стоят его мать Мария и отец (как считают верующие – мнимый) Иосиф. По характеру своего письма это греческая икона. Святое семейство на ней изображено, хотя и в рамках традиционной православной иконописи, но достаточно живо – так, что она ассоциируется не столько с религиозным изображением, сколько с фотографией из семейного фотоальбома. Эта икона пробуждает чувство тепла, домашней заботы, любви и понимания.

Но часть верующих в России, в том числе и духовенство, встречают этот образ неодобрительно. Основным поводом к претензиям служит тот факт, что Иосиф правой рукой обнимает Марию за плечи, чего, по мнению православных, не могло быть, а если и было, то не должно иметь места на иконе. Приходится слышать доводы о том, что, как и любой образ, икона «Святое семейство» символична, а обнимание Иосифом Марии может выступать только символом их супружеской близости, факт чего православная догматика, как и католическая, категорически отрицает. Еще одним поводом придраться к греческому образу служит взгляд Иосифа, направленный не на Христа, а на Марию. Напомним, что, согласно преданию церкви, Иосиф был обручником Марии, то есть человеком, опекавшим ее, но не имевшим с ней супружеских отношений. А потому подобные намеки иного ревнителя православной веры могут привести в ярость.

Существует, кстати, и другая икона «Святое семейство», где на переднем плане изображена Богоматерь с Младенцем, а на втором плане виднеются другие фигуры, в том числе Иосифа. Но этот вариант не так популярен, вероятно ввиду того, что не располагает к столь сильным эмоциональным переживаниям. И еще он имеет второе название — «Три Радости».

У данного образа, согласно определенным народным толкованиям, есть и своя сфера ответственности. Некоторые даже считают, что данный образ в чем-то кому-то помогает, но нужно сказать, что это из разряда народных суеверий. Главное назначение иконы заключается в том, чтобы побуждать к молитве, а, так сказать, обратная связь — это дело прообраза, который на ней представлен. Такую же роль играет и упомянутый образ, если, конечно, данная конкретная икона «Святое семейство» — православная. Значение ей, однако, придают и в качестве символа домашнего счастья, уюта и семейного благополучия. В этом качестве она и стала модным подарком семейным парам, в том числе во время бракосочетания. В принципе, в этом нет ничего плохого.

Источник:
Икона Святое семейство: описание, споры о каноничности и молитва
В православной традиции имеет распространение один из иконописных образов, не всегда встречающий доверие и одобрение со стороны верующих людей. Речь идет об иконе «Святое семейство», изображающей Христа с его родителями. О том, что это за икона и в чем ее неоднозначность, мы поговорим ниже.
http://www.syl.ru/article/202472/new_ikona-svyatoe-semeystvo-opisanie-sporyi-o-kanonichnosti-i-molitva

Каноничность греческого варианта иконы «Святое семейство»

Каноничность греческого варианта иконы «Святое семейство»

Наша компания занимается импортом православных греческих икон. Но перед тем, как заказывать ту или иную икону, мы проверяем каноничность образа. Многие покупатели спрашивают икону Святое Семейство. Да, греческие мануфактуры выпускают икону под таким названием:

Но по поводу каноничности данной иконы у русских священнослужителей возникают вопросы. В частности, вот что отвечает на вопрос о каноничности данной иконы и.о. настоятеля прихода храма Благовещения Пресвятой Богородицы пос. Нелькан Николаевского викариатства Хабаровской епархии иерей Виктор Дунаев:

«На иконе все символично. Поэтому возникает вопрос — что означает обнимание Иосифом Богоматери? Почему Иосиф смотрит на Марию, а не на Христа? для моего сознания подобное обнимание на иконе означает супружеские отношения, что не соответствует действительности. Иосиф был хранителем девства Богородицы — явно, что икона изображает совсем не это.

Но вот, для сравнения православная икона «Святое семейство» или «Трех радостей», выполненная в русской православной традиции

Обратите внимание на русскую православную иконографию Св. Иосифа. Его роль в Евангелие — служебная, а в центре боговоплощения Сына Божиего — Дева Мария, именно поэтому она пишется на иконе в центре и крупно, а Иосиф-обручник имеет уменьшенный формат.

В XVIII веке в Москву благочестивым художником была привезена из Италии, где он обучался ремеслу живописи, копия иконы «Святое семейство» кисти Рафаэля. На иконе рядом со Святым семейством изображён Иоанн Предтеча. После смерти художника икона была помещена на паперти храма в честь Святой Троицы на Грязех. Через сорок лет икона прославилась чудным знамением.

После усердной молитвы перед этой иконой несчастная женщина получила сразу три радостных известия: оклеветанный злыми людьми муж был оправдан и возвращён из ссылки; сын, попавший в плен во время военных действий, освобождён, а конфискованное по неправому суду имение возвращено семье. С тех пор образ стал называться «Трёх радостей».

Источник:
Каноничность греческого варианта иконы «Святое семейство»
Каноничность греческого варианта иконы «Святое семейство» Наша компания занимается импортом православных греческих икон. Но перед тем, как заказывать ту или иную икону, мы проверяем
http://www.ikonasilver.ru/ikona.php?n=24

COMMENTS