Ладожское озеро

Дорога жизни через Ладожское озеро: исторические факты

«Дорога жизни» через Ладожское озеро: исторические факты

Блокада Ленинграда длилась 872 дня. За это время от голода погибло более одного миллиона человек. После завершения Второй мировой войны проходил Нюрнбергский процесс над нацистскими и фашистскими преступниками.

Представители СССР вынесли обвинение командиру группы немецкой армии «Север», из-за действий которого погибло такое количество мирных жителей блокадного города. По этому обвинению генерал фон Лееб был оправдан. В то время в Женевской конвенции еще не было прописано пункта, по которому запрещалось бы использовать голод в качестве военной стратегии по отношению к мирному населению.

Выжившие в блокадном городе многим обязаны появлению автомагистрали («Дорога жизни») через Ладожское озеро. Именно она позволила разорвать блокадное кольцо, поскольку из-за своего географического положения Ленинград не способен выжить без подвоза продовольствия.

Работала автодорога с осени 1941 по весну 1943 года. Ее назначение состояло в связи блокадного Ленинграда (Санкт-Петербург) со страной. Официально она называлась военно-автомобильной дорогой № 101.

С сентября 1941 года советские войска вместе с гражданским населением были окружены немецкими и финскими войсками. Город не был готов к блокаде и не имел необходимых запасов продовольствия и горючего. Доставлять все необходимое можно было авиацией или через озеро.

«Дорога жизни» через Ладожское озеро позволила эвакуировать часть населения и частично обеспечить выживших людей продовольствием.

С октября 1941 года началось исследование для строительства трассы через Ладожское озеро, зимой оно покрывалось льдом. После предварительных расчетов с ноября началось строительство. Предполагалось, что ширина трассы будет составлять 10 метров, чтобы машины могли двигаться одновременно в оба направления. Каждые 5-7 километров сооружались специальные пункты для обогрева.

Направление дороги выбиралось исходя из наличия прочного ледового покрова. Он должен был выдерживать большие грузы. Основным видом транспорта стал ГАЗ-АА, называемый в народе «полуторкой». С целью предотвращения массовых провалов под лед между машинами должно было быть расстояние не менее 100 метров. В это же время через озеро прокладывалась железнодорожная ветка.

Созданная «Дорога жизни» (Ленинград) проходила недалеко от линии фронта, она требовала охраны, которую обеспечивали воинские подразделения. Ледовый участок дороги имел две оборонительные полосы, созданные с помощью деревянных срубов, мешков с песком, которые промораживались льдом. Каждые один-два километра были установлены зенитные пулеметы, а каждые три километра – орудия малокалиберной артиллерии. С воздуха магистраль защищали шесть истребительных авиаполков.

За первую зиму блокады по «Дороге жизни» было эвакуировано более 500 тысяч жителей и доставлено около 250 тысяч тонн продовольствия. В основном это была мука, зерно, крупы, мясопродукты, жиры, овощи, орехи, сухофрукты, витамин С. Работа ледовой дороги продолжилась зимой 1942-1943 года.

С таянием льда дорога через Ладожское озеро не прекратила свое существование. С весны 1942 года перевозка по льду сменилась навигацией по воде. Однако из-за того, что лед все еще оставался на некоторых участках, перерыв между поставками через озеро составил целый месяц. В апреле по льду провезти груз уже было невозможно, а по воде баржи смогли пойти лишь с конца мая.

Руководству страны необходимо было проводить работы по восстановлению поврежденных судов. В рабочем состоянии было не более 15 барж. Приняли решение строить баржи на месте. Площадкой для работ стал целлюлозно-бумажный комбинат в Сясьстрое. Одновременно с этим в самом Ленинграде началось строительство металлических судов, которые перевозились для окончательной сборки по железной дороге.

Охраной пути занимались зенитно-артиллерийские дивизии, истребительские авиаполки. Им пришлось сражаться с силами немецко-финно-итальянской флотилии.

За 1942 год по воде было эвакуировано около 400 тысяч жителей, доставлено продовольствия на 350 тысяч тонн. При этом в город было доставлено 290 тысяч военнослужащих. Помимо продуктов и нефтепродуктов в город был доставлен крупный рогатый скот и лошади.

С апреля 1943 года продолжились грузоперевозки через озеро. Хотя их количество уменьшилось, поскольку значительную часть грузов уже перевозили по железной дороге, пущенной с 1942 года.

Официальной трассой считается путь от Кокорева до Кобоны по озеру. Эта нить связывала многомиллионный город со страной. Такая информация размещена в учебниках и маршрутных листах для туристов. Однако встречаются данные, по которым «Дорога жизни» через Ладожское озеро проходила по другому пути. О существовании других линий для перевозок свидетельствуют многие факты.

Подтверждением существования нескольких дорог являются несложные вычисления. Так за первую зиму блокады автодорога работала 150 дней. Официально было переправлено около 350 тысячи тонн грузов. Получается, что за сутки в Ленинград доставлялось 2400 тонн.

Перевозили груз «полуторки», в кузов которых можно было загрузить полторы тонны. Еще полтонны можно было прицепить на сани. То есть за рейс одна груженая до отказа машина могла перевести две тонны. Каждые сутки дорогу пересекали 1200 полностью загруженных «полуторок». При этом они должны были двигаться в обе стороны.

Лед мог бы не выдержать такого натиска. Тем более что помимо грузовиков по трассе курсировали и автобусы, которые вывезли за эти 150 дней около полумиллиона мирных жителей. Также по Ладоге перевозились танки, с которых снимали оружейные башни для облегчения веса. Едва ли одна блокадная «Дорога жизни» выдержала бы подобные нагрузки, тем более что в качестве дороги выступал лед.

За время перевозок под лед ушло около тысячи автомобилей. Многие из них и сегодня находятся под водой. Когда вода в озере особенно прозрачная, летчики фиксируют визуально очертания грузовиков. Находятся они не всегда на маршруте официальной трассы. Некоторые из них расположены за сотни километров от известной всем «Дороги жизни».

Существуют документы, из которых становится ясно, что некоторые водители отходили от маршрута, чтобы нажиться на перевозке и отсыпать часть груза. Однако таких случаев было не так много, а грузовиков, затонувших вдали от трассы, было много сотен. Так что вопрос о том, обеспечивало ли Ленинград Ладожское озеро только за счет одной дороги, довольно спорный.

Официальная автодорога («Дорога жизни» через Ладожское озеро) № 101 Кокорево -Кобона, безусловно, существовала и действовала. Однако вычисления и местоположение многих затонувших грузовиков говорят о том, что она не могла быть единственной.

Все карты и документы по этому делу долгое время были засекречены и хранятся в специальных архивах. Возможно, такая секретность обусловлена стремлением не раскрывать всех путей в случае очередной войны.

Причины, по которым могло существовать несколько трасс:

  • Опасность со стороны немецкой авиации. Подавляющее превосходство немецкой авиации зимой 1941 года было неоспоримым. Обозначив дорогу через озеро, фашисты регулярно ее бомбили. Чтобы минимизировать потери от авианалетов, необходимо было менять маршрут. Первые линии прокладывались ближе к берегам озера, но по мере того как укреплялся лед, маршрут проводили ближе к его центру.
  • Лед не выдерживал постоянной нагрузки. Очевидцы тех лет свидетельствуют, что по дороге могло пройти только 60-70 автомобилей. Далее лед начинал трескаться, для его восстановления требовалось время. Значит, движение должно было переходить на новый путь. Иначе Ленинград не смог бы получать такое количество грузов.

С большими грузоперевозками в состоянии могла справиться только железная дорога. К 1942 году на восточном берегу озера была подведена линия. Это позволило увеличить грузоперевозки. Благодаря всем перечисленным способам блокада Ленинграда была частично снята.

Для поддержания работоспособности ледового покрытия были задействованы сотни тысяч людей. Они жили на льду, заливая возникающие трещины, строя деревянные настилы. Подвиг этих людей, как и самих водителей, сложно оценить по-настоящему. Ценой жизней многих из них была снята блокада. Ладожское озеро стало тем выходом, который позволил разорвать кольцо смерти для многих мирных жителей.

Вдоль сухопутного участка от Ленинграда до Ладоги расположены памятники, которые посвящены «Дороге жизни». Все они входят в мемориал «Зеленый пояс Славы», который простирается на многие километры. Мемориал состоит из семи монументов, 46 памятных столбов по шоссе, 56 столбов по железной дороге.

Наиболее запоминающимися являются памятники на 40 и 103 километрах шоссе. Первым является мемориал «Разорванное кольцо» (архитектор Филиппов В. Г.), который символизирует разрыв блокадного кольца, сформированного немецко-финскими войсками над Ленинградом с осени 1941 года. На 103 километре стоит памятник «Легендарная полуторка» (архитектор Левенков А. Д.). Он изображает машину, которая едет, вырываясь изо льда.

Источник:
Дорога жизни через Ладожское озеро: исторические факты
Блокада Ленинграда длилась 872 дня. За это время от голода погибло более одного миллиона человек. Выжившие в блокадном городе, во многом обязаны появлению автомагистрали («Дорога жизни») через Ладожское озеро. Именно она позволила разорвать блокадное кольцо. Поскольку из-за своего географического положения Ленинград не способен выжить без подвоза продовольствия.
http://fb.ru/article/187735/doroga-jizni-cherez-ladojskoe-ozero-istoricheskie-faktyi

Ладожское озеро, Карелия Республика

Ладожское озеро (в летописях — озеро Нево, также Альдога) расположено в пределах Ленинградской области и Республики Карелия. Ладога — второе по величине озеро Европы (После Каспийского моря) и 3-е по величине в России (после Каспийского моря и озера Байкал). Происхождение названия Ладога связано с языками северных народов: в сагах скандинавских народов упоминается озеро Альдога (сравните с финским и карельским «aalto» — волна); перекликается название и с русским словом местного диалекта «алодь», означающее открытое, обширное озеро — и все варианты имеют право на жизнь: и просторы большие, и волны могучие, шторма Ладоги известны многим мореходам и рыбакам.

Ладожское озеро ледникового происхождения: в палеозойский период (300 — 400 миллионов лет назад) здесь плескалось огромное Балтийское море, и за миллионы лет фундамент — кристаллическая плита континента — покрылась 200 — 300-метровым слоем донных отложений (песок, песчаник, известняк, глина), рельеф дна и контуры неоднократно изменялись под воздействием ледников, и нынешняя картина неизменна в течение 12 тысяч лет, со времен наступления последнего ледникового периода. Ледники накопали много ям, кое-где обнажили плиту, а сверху «припорошило» илистыми отложениями новейшего времени.

Северные берега озера сильно изрезаны, они высокие и скалистые, соответственно в узких заливах (шхерах и фьордах) северного берега наиболее волнистое дно с максимальными перепадами глубин от 65 до 220 метров. К центру дно выравнивается, и становится плоским, примерно южнее линии остров Коневец — Видлица преобладающий диапазон глубин 30 — 60 метров, а южная часть озера еще более мелководна, имеет множество отмелей, банок, валунов, поэтому опасна для судовождения.

Преобладающие ветры над акваторией Ладоги — западные и юго-западные, среднемесячная скорость ветра летом 4 — 7 метров в секунду, зимой до 9 метров в секунду. Штиль — редкость, самый штормовой месяц — октябрь, когда продолжительность ветров силой 14 — 17 м/с достигает 4 суток с повторяемостью 4 — 5 в месяц. Северные устойчивые штормовые ветры силой до 24 м/с могут развить волну в южной части Ладоги до 6 метров высотой.

На поверхности Ладожского озера действуют течения, обусловленные в основном действующей розой ветров: течения имеют замкнутую циркуляцию, направленную против часовой стрелки, с наибольшей скоростью у восточного и западного берегов — 0,6 — 1,1 км/час. На остальной акватории скорость течения лежит в пределах 0,2 — 0,4 км/час.

Солнечных дней в году над озером в среднем 65, наиболее часты туманы весной и осенью. Наибольшее число дней с туманами (5 — 7 дней в месяц) приходится на весну и начало лета. Как правило, эти туманы перемещаются по акватории вместе с ледовыми полями, занимают небольшую площадь — но бывают довольно густыми. Осень. таманы также нередки, они не столь тустые, но сильно развиты по площади и по высоте. Наполнение озера обеспечивают атмосферные осадки и 40 впадающих рек, купнейшие из который Свирь, Волхов и Вуокса, а сток происходит через единственную реку — Неву, уносящую воды Ладоги в Финский залив. На берегах озера расположены города Шлиссельбург, Новая Ладога, Приозерск, Лахденпохья, Сортавала, Питкяранта.

Размеры Ладожского озера 219 х 138 километров, длина береговой черты более 1500 километров. В озере огромное количество островов и выступающих скал, в большинстве источников учтены только 660 островов с площадью поверхности более 1 гектара. Может, это и правильно: сезонные и климатические колебания уровня воды в Ладоге достигают обычно 40 — 70 сантиметров, но есть следы от 3-х метровых колебаний уровня воды, так что сколько из них затапливается в полную воду. Самые крупные острова Ладоги — Кильпола, Риеккалансари, Тулолансари, Мантсинсаари и Валаам.

Восточное побережье имеет более богатую кормовую базу, там же в Ладогу впадает река Свирь, по которой между Ладожским и Онежским озерами идут мощные миграционные рыбные пути, поэтому основные рыбные ресурсы и рыболовный промысел сосредоточены именно на юге и вдоль восточного берега озера, от южных заливов и примерно до Питкяранты. Здесь добывают всех хищников, в том числе лосося, судака, щуку и т.д. Добывают даже осетра — либо заходящего в Ладогу из Финского залива, либо беглецов из рыбохозяйства, где разводят сибирского осетра.

Зимняя рыбалка на Ладоге.

Ладога полностью почти никогда не замерзает. Безопасный плотный лед в хорошую морозную зиму — не далее 10 — 15 километров от берега. Для успешной рыбалки достаточно дойти (доехать) до изобаты 6 — 10 метров — и при умении, а также соответствующей погоде все, что клюет зимой, будет Вашей добычей. Самые популярные места у питерских рыбаков — Леднево, Черное, Лаврово, Назия, Кобона, Нижняя Шальдиха, Коккорево. Самая ходовая добыча зимой — плотва, окунь, елец, ерш, реже — щука, налим, и совсем редко, но бывают на зимнем крючке судак, сиг и лещ. Середина января — февраль на озере сравнительное затишье, клев слабый.

КОБОНА. Здесь зимой и летом бойко идут плотва и окунь, у берега и в Новоладожском канале помельче, с лодки на глубине — покрупнее. На лодке интересно выйти к островам Зеленцы, где хороший окунь идет на любую снасть, плотва покрупнее, а на троллинге можно щуку и судака зацепить. Зимой есть щука на жерлицы, а также собираются большие стаи окуня.

КОШКИНО. Деревня расположена в устье речки Черная чуть восточнее поселка им. Морозова. Кроме дежурных окуня, щуки и плотвы здесь есть налим. Окуни до 800 грамм и плотвичка по 400 — 500 грамм — неплохое развлечение!

КРЕНИЦЫ. Окунь и плотва здесь отборные, на зимней рыбалке издалека весь лед черный от тьмы рыбаков, сидящих вплотную — и на всех хватает!) Ну а летом на троллинге бывает и по 2 десятка хороших судаков за пол-дня.

ЛЕДНЕВО. Это место славится своей зимней рыбалкой: здесь помимо дежурных плотвы, окуня, ерша и щуки можно поймать сига, ряпушку и крупного леща. Одна беда — идти далеко. Залив Черная Сатама мелкий, 2 — 4 метра, до изобаты

6 метров надо топать 5,8 километра, это примерно линия остров Кареджи — мыс Песоцкий нос; а до глубин 10 и более метров еще 3 километра. Многие рыбаки уходят направо, за мыс Песоцкий Нос.

ЛИГОВО. Добраться трудно, а вот рыбалочка-то отменная: здесь окуни все за 500 грамм, и крупные щуки.

НАЗИЯ. Рыболовное место — «перекресток» реки Назии и Новоладожского канала. Окунь, плотва, щука, налим, сырть, язь, елец. Но не всегда, капризное место. Людей тоже много, и похоже там рыбачат только те орлы, которые тонны

мусора за собой бросают на берегах. Эх, Вася.

НОВАЯ ЛАДОГА. Рыбалка в устье Волхова весьма насыщена, здесь есть щука, сом, корюшка, угорь, лосось, сазан, плотва, судак, окунь, лещ.

ЧЕРНОЕ. Это село между Ново- и Староладожским каналами, на берегу залива Черная Сатама. Эта часть залива очень мелкая, 1 — 2 метра, но плотвы, окуня и щуки много.

Железной дорогой: на западное побережье и до Сортавалы идут электрички с Финбана и поезд СПб — Костомукша с Ладожского вокзала; на восточное побережье добираемся поездами Мурманского направления и на скоростной электричке «Ласточка» с Ладожского вокзала до Лодейного Поля, там пересадка на местный поезд Лодейное Поле — Янисъярви (3 поезда в сутки, надо стыковать время). Местные ребята и дежурные по базам охотно покажут где ловить, до места и обратно доставят зимой и летом.

Телефоны: МЧС — 112, МВД — 02, 102

МВД Шлиссельбурга 8 (813-62) 75-002

МВД Лодейного Поля 8 (813-64) 21-902

МВД Приозерска 8 (813-79) 36-002

МВД Питкяранты 8 (814) 334-01-61, 8 (81433) 4-01-64

МВД Лахденпохья 8 (81450) 2-21-50, (81450) 2-23-91

МВД Сортавала 8 (81430) 4-74-68

— сохраненный в первоначальном виде каменный храм Святого Георгия, на стене которого сохранилась фреска XII века — первое известное на Руси изображение Св. Георгия Победоносца — «Чудо Георгия о змие» с изображением всадника, пронзающего копьем змея, а также иконописная фреска Св. Николая Чудотворца, сопровождающего тебя внимательным спокойным взглядом, в каком бы месте храма ты не находился;

— Успенский Собор действующего ныне Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря, в котором пробыла в заточении Евгения Лопухина, опальная жена Петра Первого, а с 1754 года до самой кончины провела дни свои Евдокия Андреевна Ганнибал.

Кроме названных, в маленьком селе Старая Ладога уместилось на удивление много православных святынь:

— храм Святого Иоанна Предтечи, впервые храм упоминается в летописях 1276 года;

— деревянная церковь Дмитрия Солунского (1731 год), находится на территории крепости и занята музейными экспонатами;

— Свято-Никольский мужской монастырь, который предположительно основал Александр Невский. В часовне монастыря хранится частичка мощей Святого Николая Мирликийского.

— Церковь Иоанна Златоуста (1860-1862 г), находится в Свято-Никольском монастыре.

Кстати: на том же высоком берегу Волхова на окраине Старой Ладоги красуются несколько явно искусственного происхождения курганов. По легендам, в одном из них верхом на коне захоронен Вещий Олег.

И ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ВВОДНЫХ ЗАРИСОВОК ПО ИСТОРИИ ЛАДОГИ:

Валаамский мужской монастырь, более точно — Валаа?мский Спа?со-Преображе?нский монастырь. По одному из преданий, не кто иной, как апостол Андрей Первозванный, проповедуя Евангелие, прошел Днепр и Волхов, вошел в бурные и вращающиеся воды озера Нево, как тогда называли Ладогу, и водрузил крест каменный на «горах Валаамских». 900 лет спустя пришли на те места двое иноков- Сергий и Герман (предположительно — из Греции) — и основали монашеское братство.

Шлиссельбург был основан новгородским князем Юрием Даниловичем в 1323 году как новгородская крепость Орешек .

Корела (карел.), Кексгёльм (швед.), Кякисалми (фин.) с XIV века был шведским, финским — а теперь это наш российский город Приозерск.

Дорога Жизни шла по льду Ладожского озера. В 40-градусный мороз и жуткий ветер грузовички -полуторки, кабины которых и так согреть было невозможно, шли с открытыми нараспашку дверями: когда машина проваливалась под лед от тяжести или от взрыва фашистского снаряда рядом, у водителя при открытой двери был шанс успеть выпрыгнуть на лед. Сколько жизней спасла эта дорога — трудно оценить. Но за 882 дня блокады погибло около 1,5 миллиона ленинградцев, причем только 3 % из них от бомбежек, остальные 97 % — умерли от голода и холода. В операции по военной блокаде Ленинграда принимали «доблестное» участие войска немцев, финнов, испанцев (Голубая дивизия), а также добровольцы из Европы, северной Африки, и моряки ВМС Италии.

Источник:
Ладожское озеро, Карелия Республика
Ладожское озеро (в летописях — озеро Нево, также Альдога) расположено в пределах Ленинградской области и Республики Карелия. Ладога — второе по величине озеро Европы (После Каспийского моря) и 3-е
http://fishtouring.com/10/lakes/260/

ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО

Ладожское озеро замерзает в феврале и вскрывается в конце апреля. Вода холодная, прогревается только в тонком верхнем слое и в прибрежной полосе. Озеро богато рыбой (58 видов и разновидностей), в нем водятся тюлени. Большинство видов рыб обитает в нем постоянно, и только некоторые из них, например, балтийский осётр, балтийский лосось, невская минога, морской угорь, временами заходят в него из Балтийского моря. На Ладожском озере ведется рыбный промысел.

На берегах расположены города Приозерск, Шлиссельбург, Новая Ладога, Сортавала. В мае открывается судоходство: буксиры, баржи и туристские теплоходы идут по озеру из Петербурга к Петрозаводску и острову Кижи, на Белое море, к Соловецким островам и на Волгу.

В разговорной речи озеро называют Ладога.

В IХ–ХII вв. через Ладожское озеро проходил водный торговый путь «из варяг в греки», связывавший Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией (см. Великий Новгород).

В годы Великой Отечественной войны по льду озера была проложена зимняя трасса длиной 29 км, по которой перевозились грузы для города, оказавшегося в кольце блокады (см. Блокада Ленинграда), и вывозились жители осажденного города. Эту дорогу называли «Дорога жизни». Она сыграла огромную роль в снабжении и обороне города, спасла жизнь многих тысяч ленинградцев.

После войны на берегу Ладожского озера был создан музей «Дорога жизни» и сооружен мемориальный комплекс «Разорванное кольцо», символизирующий разрыв кольца блокады Ленинграда. Собранные здесь многочисленные документы и реликвии блокадных дней рассказывают о мужестве и подвигах тех, кто обслуживал и защищал водные и ледовые трассы «Дороги жизни».

Вид на Ладожское озеро:

«Дорога жизни». Фотография военных лет:

Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо»:

Россия. Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Источник:
ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО
Ладожское озеро замерзает в феврале и вскрывается в конце апреля. Вода холодная, прогревается только в тонком верхнем слое и в прибрежной полосе. Озеро богато рыбой (58 видов и разновидностей), в
http://lingvostranovedcheskiy.academic.ru/283/%D0%9B%D0%90%D0%94%D0%9E%D0%96%D0%A1%D0%9A%D0%9E%D0%95_%D0%9E%D0%97%D0%95%D0%A0%D0%9E

Ладожское озеро

Озеро Ладожское — самое крупное пресноводное озеро Европы, расположенное на территориях Ленинградской области и Карелии. Протяженность с севера на юг — 219 км, максимальная ширина — 138 км, глубина — от 70 до 260 м в северной части и от 20 до 70 м в южной части озера. В северной части озера преобладают глубины более 100 м. Наибольшая глубина — 260 м. Через реку Свирь Ладожское озеро соединяется с Онежским, а через реку Волхов — с озером Ильмень. Река Нева — единственная, которая вытекает из Ладожского озера. Впадает же туда 32 реки. Чем выше и круче берега озера, тем большие глубины вблизи них. Наиболее глубоким считается северный берег, где большие глубины находятся непосредственно у шхер. На берегах Ладожского озера расположены карельские города Сортавала, Питкяранта и Лахденпохья.

В древнерусских летописях нынешнее Ладожское озеро упоминается как «озеро великое Нево» — от финского слова nevo, что значит «море». В древних скандинавский сагах озеро именовали Альдога — от финского aalto, что значит «волна». Название Ладожское озеро вошло в обиход с начала XVIII века.

Запас воды в Ладоге — 908 кубических километров. Эта величина периодически меняется. В старину низкий уровень воды в Ладоге нередко объясняли влиянием сверхъестественных сил. По поверью, уровень воды на Ладоге 7 лет растёт и 7 лет падает.

Нрав Ладоги довольно суров, и волны, возникающие на глубинах и на поверхности, при всей своей кажущейся безобидности, очень опасны. Так что судоходство по Ладоге — дело весьма непростое. Сравнительно спокойным районом Ладоги являются южные губы, где волна в 2,5 метра бывает только при очень сильных ветрах. Самый тихий месяц на Ладоге — июль. В это время над озером большей частью стоит штиль.

В Ладожском озере обитают форель, лосось, палия, сиг, ряпушка, судак, щука, окунь, налим, лещ, плотва, корюшка, синец, густера. Встречаются минога речная, минога ручьевая, стерлядь, осетр балтийский. Всех видов и разновидностей рыб в Ладоге насчитывается 53. Ладожский лосось достигает веса в 10 кг. Обитает в основном в северной, более глубоководной части Ладоги, нерестится в реках Свирь, Бурная, Видлица. Также в северной части есть палия. Промысловое значение имеют сиги, корюшка, окунь, плотва, судак, ряпушка, лещ, щука, лосось, форель, ерш. Самая промысловая рыба на Ладоге — судак. Он обитает, в основном, в южной, более мелководной части озера. Достигает 8 кг веса.

На Ладоге водится единственный представитель морских млекопитающих, который живёт в условиях пресноводного озера — ладожская нерпа. Она занесена в Красную книгу России. Средняя продолжительность жизни ладожской нерпы 30–35 лет. В феврале-марте у нерп рождаются 4-килограммовые детеныши — по одному на каждую самку. «Роддом» они выкапывают в снежных торосах на льду. Когда Ладога свободна от льда, животные выходят для отдыха на сушу и нежатся под солнцем на побережье островов Валаамского архипелага (острова Голый, Святой, Черный, Большой Байонной, Сосновый, Восточный Сосновый, Лембос, Крайний, Крестовый, Лисий). Надо сказать, что эти острова относятся к особо охраняемой территории — природному парку «Валаамский архипелаг». Так что для их посещения нужно получить разрешение.

Через Ладожское озеро с IX века проходил водный путь «из варяг в греки».

Во время Великой Отечественной войны в 1941—1944 годах большая часть побережья Ладожского озера была оккупирована немецко-финскими войсками. С сентября 1941 года по март 1943 года по юго-западной части озера проходила Дорога жизни, связывавшая блокадный Ленинград с «большой землей». По Дороге жизни в город доставляли необходимые продукты и вещи и эвакуировали людей.

На острове Хейнясенмаа после окончания Второй мировой войны проводились эксперименты с боевыми радиоактивными веществами, хранилищем которых служил трофейный эсминец. По 1996 год подобные эксперименты проводились и на острове Коневец. Как результат, некоторые острова были подвержены радиоактивному загрязнению, в воде превышен допустимый уровень концентрации тяжелых металлов. Не улучшают ситуацию и крупные промышленные предприятия, находящиеся на берегу Ладоги и зачастую не имеющие очистительных сооружений.

С 2002 года участники проекта «Тайны затонувших кораблей» составляют регистр затонувших судов и самолетов в Ладожском озере и Финском заливе. Много затонувших объектов довольно хорошо сохранились на дне озера благодаря холодной пресной воде.

На Ладоге очень много островов — 500, больших и маленьких. И почти все они находятся на севере озера. Самые большие — Валаамские острова или Валаамский архипелаг, с отвесно спускающимися в воду береговыми склонами. Там находится Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. В свое время именно его монахов Русская православная церковь направила распространять христианскую веру среди народов Аляски. Другие крупные острова — Коневец, Воссинансаари, Хейнясенсаари, Мантинсаари, Лункулансаари. Природа островов невероятно красива. Маленькие острова отделены друг от друга знаменитыми ладожскими шхерами — небольшими проливами.

На острове Коневец расположен Коневский Рождество-Богородичный монастырь. Название острова происходит от находящегося здесь валуна весом более 750 тонн — так называемого Конь-камня, который до конца XIV века был местом языческих жертвоприношений. Монастырь же основан в 1393 году преподобным Арсением. Здесь стоит храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы первой половины XIX века. В нём покоятся мощи преподобного Арсения Коневского.

На карельском берегу Ладоги стоит город Приозeрск. Карельское поселение на этом месте было ещё в XII веке. В 1310 году новгородцы построили в устье реки Вуоксы крепость Корелу. В 1580 году её взяли шведы и переименовали в Кексгольм. Однако, в 1710 году крепость перешла во владение России. В городе находятся крепость Корела с Круглой башней 1364 года постройки, невысокой оборонительной стеной и земляными валами, старым и новым арсеналами, крепостными воротами. Также здесь есть церковь Рождества Пресвятой Богородицы, церковь Всех Святых, лютеранская кирха 1930 года.

Город Новая Ладога основан в 1704 году императором Петром I и расположен на левом берегу реки Волхов, в месте впадения её в Ладожское озеро. В городе находятся Николо-Медведский монастырь, здание Гостиного Двора 1841 года, казармы бывшего Суздальского полка (XVIII век), памятник А.В.Суворову, Староладожский канал (первая половина XVIII века).

Знаменитый Шлиссельбург, известный с петровских времен как Орешек, расположен на левом берегу у истоков реки Невы у Ладожского озера. Город был основан новгородским князем Юрием Даниловичем в 1323 году, заложившем на острове Орешек деревянную крепость. В 1613 захваченная шведами крепость была переименована в Нотебург. В 1702 году отвоёван у шведов Петром I, который дал городу его нынешнее название. Среди достопримечательностей города — крепость Орешек, памятник Петру I архитектора М.М.Антокольского, Староладожский канал, Благовещенский собор, Никольская церковь.

У маяка Осиновец находится музей «Дорога жизни», посвященный пути, по которому во время блокады Ленинграда в город завозили продукты, а оттуда вывозили людей.

Комплекс мемориальных сооружений в «Зелёном поясе Славы Ленинграда» на рубежах Ленинградской битвы 1941—1944 годов на маршруте Дороги жизни, связывавшей Ленинград со страной. В комплекс входят 7 монументов, 46 памятных столбов вдоль шоссе и 56 столбов вдоль железной дороги. Среди них: мемориальный комплекс «Цветок Жизни» на 3 км Дороги жизни, памятник-паровоз на железнодорожной станции Ладожское Озеро, мемориальный комплекс «Разорванное кольцо» на 40 км шоссе Дороги жизни и др.

Скалистый ландшафт и глубокая вода предполагают повышенное внимание и осторожность, а также навыки плавания. При путешествии по Ладоге лучше надеть спасательные жилеты. Здесь, как и во всей Карелии (кроме большой воды), водятся кровососущие. Поэтому открытая одежда может доставить много неприятностей. Обязательно нужно осмотреть себя после экскурсии на предмет клещей. Могут помочь противокомариные и противоклещевые средства. Здесь водятся гадюки, так что нужно внимательно смотреть под ноги. Пригодится непродуваемая одежда. Обувь надо подобрать непромокаемую.

Кроме того, любая самостоятельная туристическая группа, прибывшая в Карелию в целях активного отдыха, должна обязательно зарегистрироваться и получить инструктаж по технике безопасности в Карельской республиканской службе спасения на водах, которая находится в Петрозаводске на улице Онежской флотилии, дом 43-А. Телефон этой службы: (814-2) 73-35-16.

Регистрацию также можно осуществить в администрациях районов Карелии, а также в поисково-спасательных отрядах службы спасения, которые находятся в Кондопоге — (814-51) 5-10-85, Медвежьегорске — (814-34) 2-13-01, Кеми — (814-58) 5-68-90 и Сортавале — (814-30) 2-29-13. В ходе движения по выбранному маршруту руководитель группы хотя бы раз в сутки должен связываться по телефону со спасателями и докладывать о своем местонахождении. С Единой службой спасения можно связаться по телефону 01 или сотовому 112-1.

На острове Хейнясенмаа после окончания Второй мировой войны проводились эксперименты с боевыми радиоактивными веществами, хранилищем которых служил трофейный эсминец. По 1996 год подобные эксперименты проводились и на острове Коневец. Как результат, некоторые острова были подвержены радиоактивному загрязнению, в воде превышен допустимый уровень концентрации тяжелых металлов. Не улучшают ситуацию и крупные промышленные предприятия, находящиеся на берегу Ладоги и зачастую не имеющие очистительных сооружений.

Экскурсии по Ладоге или на Ладогу можно заказать в любом более-менее крупном городе, стоящем на озере. Хороший отдых, рыбалку и охоту предлагает база отдыха «13-й кордон», названная так в честь популярного фильма «Особенности национальной охоты». Здесь проложены и водные, и пешие, и велосипедные маршруты.

Климат здесь мягкий, довольно влажный, ближе к морскому. Зима прохладная, но без сильных морозов. Лето совсем нежаркое. Средняя температура января -12°, июля +15°. Лёд сковывает Ладогу обычно с конца октября по начало мая, при этом центральная часть озера покрывается льдом только в суровые зимы. Из-за долгого и сильного зимнего охлаждения вода в озере и летом остается очень холодной, прогреваясь только в верхнем слое и у берегов. Самый тихий месяц на Ладоге – июль. В это время над озером большей частью стоит штиль. На Ладогу можно приехать в любое время года — в зависимости от цели путешествия.

Уже больше 10 лет ежегодно вокруг Ладожского озера проходит гонка внедорожников трофи-рейд «Ладога». Это международное спортивно-туристическое мероприятие стартует и финиширует в Санкт-Петербурге. Протяжённость рейда около 1200 километров

Источник:
Ладожское озеро
Самое крупное пресноводное озеро Европы, расположенное на территориях Ленинградской области и Карелии. Именно по нему во время Великой Отечественной войны проходила знаменитая Дорога жизни в блокадный Ленинград.
http://strana.ru/places/191980/info

COMMENTS