Лодочные винты

Виды винтов для лодочных моторов

Винт для лодочного мотора является основным узлом, посредством которого сила работающего двигателя передается в воду, приводя моторную лодку в движение.

Эффективность работы лодочного мотора зависит от того, насколько правильно подобран гребной винт. Обычно штатный винт, которым комплектуется двигатель, отвечает всем требованиям. Но стоит только поменять винт на другой, как могут измениться некоторые характеристики движения лодки.

Например, лодка может стать более скоростной, или наоборот она будет в состоянии нести на себе больший груз, естественно при определенном падении скорости. Но не совсем правильно считать штатные винты действительно скоростными. Это, скорее всего, винты, при которых на оптимальных оборотах двигателя лодка будет двигаться с крейсерской скоростью.

Но следует сказать, что при установке так называемого грузового винта двигатель начинает испытывать более серьезные нагрузки. Это связано с тем, что чем большее усилие создает винт, тем большие нагрузки передаются на вал двигателя и соответственно на все остальные узлы и детали двигателя.

Характеристики гребного лодочного винта

Винты для лодочных моторов могут быть трех или четырехлопастными. Одной из характеристик винта является диаметр. Диаметр измеряется по крайним точкам противоположных лопастей у четырехлопастного винта. У трехлопастного винта диаметр измеряется от центра винта к краю одной из лопастей, а затем полученная цифра умножается на два.

Есть еще одна характеристика винта — это шаг. Этот параметр означает, на какое расстояние передвинется винт за один оборот, если он вращается в условно твердой среде.

В определенной степени это теоретическая характеристика, так как лодочный винт вращается не в условно твердой среде, а в жидкости. Поэтому еще существуют определенные погрешности в реальном шаге винта, однако, они несущественные.

В идеальных условиях лодка перемещалась бы за один оборот винта ровно на то расстояние, которое соответствует шагу винта. Но в реальности получается несколько другая цифра. Это связано с трением и сопротивлением воды и еще с определенными факторами.

По какому принципу работает гребной винт лодки?

Процессы, происходящие при вращении винта, определяются простым физическим законом: сила действия равна силе противодействия. Винт в процессе вращения толкает воду в обратном направлении, а лодка соответственно двигается вперед, т. е. в обратную сторону от того направления куда толкается вода.

Форма лопастей винтов

Существуют различные формы лопастей гребных винтов. Каждая из конфигураций винтов обладает определенными возможностями, выраженными в той или иной мере. Наиболее часто используются лопасти с закругленными краями. Такая форма лопастей обеспечивает некий компромисс тяги и скорости. Это некий усредненный вариант.

Существует так называемый скоростной вариант гребных винтов, у которых конец лопастей суженный. Это приводит к тому, что в значительной мере снижается сопротивление при вращении винта. В принципе это понятно, так как чем меньше площадь, тем меньше сопротивление. Но при этом снижается тяга винта.

Существуют формы лопасти серповидного типа. Благодаря такой форме не происходит процесс всасывания воздуха с поверхности воды.

Еще одна форма винтов — косая. При такой геометрии лопасти закручены в сторону вращения. На таком винте проще плавать по заросшим местам на водоеме, так как водоросли не настолько сильно будут наматываться на винт.

Материалы для производства винтов лодочных моторов

Наиболее востребованы алюминиевые винты для лодочных моторов. Причина такой востребованности состоит в нормальном соотношении стоимости и сроке эксплуатации винта.

Дело в том, что винты часто подвергаются ударным нагрузкам. И алюминиевый винт в такой ситуации, как правило, не ломается и не крошится, а просто деформируется, т. е. гнется. Поэтому их иногда можно восстановить. Но то, что алюминий мягкий материал, не имеющий поверхностной прочности, приводит к тому, что на лопасти винта начинают действовать эффекты кавитации. И таким образом начинается разрушение поверхности лопастей. Правда, процессы кавитации начинаются только на больших оборотах. На небольших оборотах кавитационное разрушение происходит гораздо медленнее.

Преимущество алюминиевых лодочных винтов еще заключается в том, что они могут иметь сменные лопасти и в случае проблем лопасти просто меняются.

У алюминия не достаточная прочность, поэтому лопасти винтов производят более толстыми в поперечном сечении. В связи с этим происходит увеличение сопротивления. И соответственно падает КПД винтов. Т. е. часть энергии двигателя уходит на преодоление сопротивления, а не только на движение лодки.

Следующий популярный материал, который используется для гребных винтов — нержавеющая сталь. Прочность нержавеющей стали в разы выше, чем прочность алюминиевого сплава. Поэтому такие винты для лодочных моторов делают с меньшим поперечным сечением лопасти. Таким образом, снижается сопротивление воды и естественно повышается КПД стального винта.

Сталь менее подвержена кавитационным дефектам, по сравнению с алюминием. Однако высокая прочность нержавеющей стали может сыграть злую шутку с владельцем лодки или катера. Дело в том, что если винт попадает на твердый предмет под водой, в случае с винтом из нержавеющей стали, вся ударная нагрузка передается на другие узлы двигателя. А в случае с алюминиевым винтом сминаются лопасти.

Чтобы частично предотвратить передачу ударной нагрузки на узлы двигателя, вместе с винтом из нержавеющей стали используется специальная пластиковая втулка, которая срезается в случае чрезмерной ударной нагрузки. Стоимость винтов из нержавеющей стали весьма высокая.

Реже используются композитные винты для лодочных моторов. По своей стоимости они сравнимы с алюминиевыми винтами. Прочность приблизительно такая же, как у алюминия. Но в случае дефекта, винт не ремонтируется, если не предусмотрена смена лопастей.

Источник:
Виды винтов для лодочных моторов
Винт для лодочного мотора является основным узлом, посредством которого сила работающего двигателя передается в воду, приводя моторную лодку в движение.Винт для лодочного мотора яв
http://blesna.net/lodki-i-motory/412-vidy-vintov-dlya-lodochnyx-motorov.html

Винты лодочные — выбор винта для катера и калькулятор расчета

Винты лодочные — выбор винта для катера и калькулятор расчета

Перед покупкой винта для катера или лодки необходимо определиться с целью — необходимо ли достичь максимально возможной скорости или максимальной грузоподъемности. С одним винтом невозможно решить эти задачи, однако можно подобрать компромисс — винт для наиболее используемых режимов.

Правильнее будет иметь на борту два винта и использовать их в зависимости от загрузки. Тем более второй винт — запасной.

Лодочные винты различаются по диаметру, шагу, числу лопастей и материалу, из которого винт изготовлен. Диаметр и шаг как правило проштампованы или отлиты сбоку или на ступице гребного винта.

Расшифровка маркировки гребного винта:

(1) Диаметр гребного винта (в дюймах)

(2) Шаг гребного винта (в дюймах)

(3) Тип гребного винта (марка)

С одним и тем же винтом можно достичь максимальной скорости и наибольшей грузоподъемности?

Нет. Для достижения высокой скорости используются шаг или диаметр, неподходящие для грузоподъемности – где совершенно другие рабочие условия. Если хотите обойтись одним винтом, то решите, что является самым важным, исходя из этого и выбирайте винт.

Для большинства катеров рекомендуются винты с 3 лопастями. Эти винты обеспечивают хороший разгон и работу на основной скорости.

Tрехлопастной винт имеет меньшее сопротивление и позволяет (теоретически) развить большую скорость. Четырехлопастной имеет больший упор, скорость с данным винтом на режимах от малого хода до 2/3, должна быть выше.

Винты с 4 лопастями имеют бо́льшее дисковое отношение, такие винты рекомендуются для бо́лее тяже́лых лодок и катеров с корпусами высокой эффективности, оснащенными более мощными двигателями.

По сравнению с 3 лопастями, они лучше «работают» при разгоне, наиболее эффективны при буксировке воднолыжников и парашютистов, и обладают меньшим количеством вибраций на высоких скоростях.

При переходе от трехлопастного на четырех или пятилопастной гребной винт, как правило, обороты двигателя снижаются на 50-100 об/мин. Применение четырех и/или пятилопастных винтов в сравнении с трехлопастными обычно приводит к:

  • — ускорению выхода на глиссирование;
  • — выходу на глиссирование лодки на меньшей скорости;
  • — увеличению скорости лодки на средних оборотах двигателя;
  • — обеспечению лучшего ускорения по сравнению с большинством трехлопастных гребных винтов;
  • — снижению вибрации двигателя;
  • — улучшению управляемости в сложных погодных условиях;
  • — снижению эффекта вентиляции при крутых поворотах;
  • — улучшению управляемости на малой скорости;
  • — снижению максимальной скорости в сравнении с соответствующим трехлопастным гребным винтом.

Для моего катера есть винт 13″ и 14″ диаметра. Меньший диаметр с большим шагом — это же самое?

a — диаметр винта; b — шаг винта.

Шагом нельзя заменить диаметр. Диаметр непосредственно связан с мощностью двигателя, количеством оборотов в минуту и скоростью, на которую указывают ваши требования.

Если эксплуатационные режимы предполагают 13″ диаметр, то при установке 12″ будет уменьшена его эффективность.

Необходимо ли использовать высокую температуру, чтобы установить или снять винт?

Нагрев никогда не должен использоваться при установке винта, и поэтому редко требуется для его снятия.

Если невозможно снять винт используя мягкий молоток, может помочь легкий аккуратный нагрев паяльной лампой. Не используйте сварочную горелку, поскольку быстрая, резкая высокая температура изменит структуру бронзы, создав внутренние напряжения, могущие привести к расколу ступицы.

Каково преимущество использования второго винта — левого вращения?

Два винта, работающих в одном направлении на лодках (судах), создают реактивный момент. Другими словами, два правых винта будут наклонять катер влево.

Два винта противоположного вращения на одинаковых двигателях устранят этот реактивный момент, потому что левый винт уравновесит правый. Это приведет к лучшему прямолинейному движению и управлению на высокой скорости.

Поэтомо часто устанавливаются 2 мотора с винтами разного вращения.

Три самых распространенных материала винта — сложная пластмасса, алюминий и нержавеющая сталь

Каждый имеет различия в цене и эксплуатации. (Бронза — обычно используется на более медленных катерах и яхтах.) Материал винта определяет его применение на двигателях различной мощности.

Пластмассовые винты катеров — используются на двигателях меньше чем 50hp (предпочтительнее меньше чем 20hp). Много водномоторников, используют пластмассовый винт как запасной, а не как штатный. Хотя они дешевле, но их эффективность ограничена прогибающимся под нагрузкой лопастями, неспособными сохранить форму, из за относительной слабости тонких пластмассовых лопастей.

Большинство пластмассовых винтов не может быть восстановлено, хотя некоторые лопасти можно купить поштучно для замены. Ни одни винты до настоящего времени не имеют лучших свойств, чем винты, сделанные из металлов — хороший винт должен иметь длительный срок службы и поддаваться ремонту. Пока имеющиеся пластмассы проигрывают по всем этим параметрам.

Алюминиевые винты — большинство катеров, укомплектованы алюминиевыми винтами. Алюминиевые винты относительно недороги, легки при восстанолении, и при нормальных условиях могут прослужить много лет. Алюминиевые винты используются на двигателях до 150hp.

Алюминиевые винты немного более дороги чем пластмасса, но работают более эффективно благодаря уменьшенной толщине лопасти, меньше прогибаются под нагрузкой, лучше держат форму лопасти. Алюминиевые лопасти при небольшом повреждении достаточно ремонтопригодны.

Нержавеющая сталь — более дорога, но намного более прочна и долговечна чем алюминий. Нержавеющая сталь дорога, но оправдывает цену, потому что она лучше всего и с наименьшими потерями передают мощность. Наиболее универсальные и дорогие винты — из нержавеющей стали. Сталь чрезвычайно прочна, позволяя лопасти иметь наименьшую толщину, насколько это возможно, благодаря чему уменьшается сопротивление в воде, а благодаря ее прочности — устраняется прогиб. Несмотря на то, что лопасть имеет малую толщину, она достаточно прочна.

Сталь ремонтопригодна после ударов о затопленное препятствие, но есть другая сторона всех плюсов — больше вероятность погнуть вал.

Популярная тема на водно-моторных форумах: одни приписывают стальным винтам чудодейственные свойства, другие же доказывают, что это не более чем блестящий понт, который со временем губит редуктор лодочного мотора.

Изначально лодочный мотор может продаваться и вовсе без винта – как правило это модели средней и большой мощности. В этом случае владелец подбирает гребной винт исходя из имеющегося катера и его потребностей.

Как правило стальной винт докупается к уже имеющемуся алюминиевому, который переходит в разряд запасного на катере водкомоторника. Приобретая стальной винт водкомоторник сравнивает такие основные показатели:

Цена — cтальной винт стоит в несколько раз дороже алюминиевого.

Вес — стальной винт в несколько раз тяжелее. Это нисколько не влияет на разгонную динамику, хотя такие аргументы часто и выдвигаются «специалистами».

Факт: гонщики, которые борются доли доли секунд быстроты разгона — используют исключительно стальные винты.

Нагрузка на подшипники — более тяжелый стальной винт не создает большую нагрузку на подшипники ступицы гребного вала.

Упор, создаваемый гребным винтом при движении водкомоторки, составляет десятки, и сотни килограммов – на этом фоне вес самого винта практически незаметен.

Причиной износа подшипников гребного вала скорее может быть дисбаланс лопастей, вызывающий вибрацию при вращении винта.

Нагрузка на шестерни — при установленном стальном винте передний ход или реверс включаются более «жестко», нежели с алюминиевым.

Редуктор подвесного лодочного мотора не имеет сцепления или фрикционных синхронизаторов – шестерни переднего и заднего хода включаются жестко, через кулачковую муфту — «храповик». Смягчает «удар» при включении только резиновый амортизатор, запрессованый в ступицу винта.

Выход из положения один – холостые обороты должны быть отрегулированы и находиться в норме (обычно 650–850 об/мин).

Конструкция — сечение лопасти (толщина) у стального винта вдвое тоньше алюминиевого. Это позволяет получить более высокий КПД на высоких скоростях.

Алюминиевые винты изготавливаются простым методом кокильного литья, накладывающим определенные ограничения на конфигурацию и не отличающимся прецизионной точностью.

Стальные винты отливают по специальным формам, что обеспечивает более высокую точность и позволяет создавать практически любые формы. Практически каждый стальной винт доводится вручную. Отсюда высокая себестоимость и цена стальных винтов.

Источник:
Винты лодочные — выбор винта для катера и калькулятор расчета
Выбор гребного винта — винты лодочные — ответы на наиболее распространенные вопросы. Описания винтов, бронза, сталь, алюминий. Онлайн калькулятор для расчета и подбора винта для катера.
http://www.vodkomotornik.ru/poleznoe/boat-motor/25-boat-propellers.html

Как подобрать гребной винт для лодочного мотора

Выбор гребного винта – это актуальный вопрос для всех людей, использующих моторные плавательные средства. Без него невозможна полноценная и максимальная реализация возможностей двигателя, поскольку на лодках он не имеет возможности переключения передач.

Использование правильно подобранного устройства позволяет получить следующие преимущества:

  1. Уменьшение расхода топлива.
  2. Понижение шумового фона.
  3. Улучшение производительности двигателя.
  4. Возможность достижения большей скорости или повышения показателей грузоподъемности.
  5. Уменьшение сопротивления воды во время движения лодки.

Для выбора и приобретения наиболее подходящего гребного винта первоначально следует разобраться в существующих классификациях. Имеется множество различных критериев для их деления, самые значимые из них рассмотрены ниже:

На каждом гребном винте обязательно присутствует специальная маркировка, которая может быть нанесена на его лопасти или непосредственно на ступицы; все размеры указываются в дюймах.

Маркирование устройств на сегодняшний день осуществляется разными способами, наиболее распространенные примеры приведены ниже:

  1. 1?х15–G — в данном примере имеется два числовых значения, они обозначают показатели диаметра лопастей и шага устройства.
  2. 3х10-3/8х11R — является более детализированной маркировкой, которая показывает, что устройство оснащено тремя лопастями и обладает правосторонним вращением.
  3. 3213-101-14 — является каталожной маркировкой, расшифровка артикулов должна присутствовать в прилагаемой инструкции или на упаковке.

Как увеличить улов рыбы?

За 7 лет активного увлечения рыбалкой мною найдены десятки способов улучшить клев. Приведу самые эффективные:

  1. Активатор клева. Эта феромоновая добавка сильнее всех приманивает рыбу в холодной и теплой воде. Обсуждение активатора клева «Голодная рыба».
  2. Повышение чувствительности снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти.
  3. Приманки на основе феромонов.

На сегодняшний день существует большое количество различного программного обеспечения, которое позволяет рассчитывать оптимальные параметры гребного винта с учетом задаваемых показателей.

Считается, что наиболее точным расчеты формируются программами, которые для этих целей задействуют диаграммы Пампеля. Однако даже в таком случае допускаются погрешности, поэтому окончательный подбор показателей осуществляется только путем тестовых заводов.

Для получения наиболее точных расчетов необходимо учитывать следующие значимые факторы:

  1. Размеры и вес плавательного средства.
  2. Особенности формы днища моторной лодки.
  3. Объем воды, который вытесняется лодкой.
  4. Наличие продольных или поперечных реданов, снижающих сопротивление.
  5. Рабочие показатели двигателя.
  6. Показатели редукции.

Основная задача заключается в получении навыка осуществлять максимально точные расчеты при наличии минимального объема информации. Для этого потребуется располагать следующими сведениями:

  1. Передаточное отношение редуктора, которое можно посмотреть в документации, прилагаемой к двигателю.
  2. Обороты максимальной мощности мотора. Эти сведения наносятся непосредственно на двигатель или в моторном отсеке, при их отсутствии данную информацию можно уточнить у производителя или посмотреть на его официальном сайте.
  3. Максимальная скорость, которую предполагается достичь. Необходимо приводить реальные показатели, которые можно получить при сопоставлении мощности двигателя и особенностей лодки.

(750х (желаемая максимальная скорость)) / количество оборотов вала.

Для точного подбора устройства полученный показатель шага необходимо использовать следующим образом:

  1. Диаметр устройства и ее шаг являются взаимосвязанными показателями, но даже при известном шаге будет присутствовать около 2-3 моделей с различными диаметрами. Здесь необходимо учитывать максимально разрешенную мощность двигателя: чем она выше, тем больше должен быть диаметр винта.
  2. При наличии возможности рекомендуется попросить продавца провести тестовые испытания или взять под залог винт с шагом, который соответствует не только рассчитанному показателю, но и близкими к нему значениями. Это позволит на практике проверить правильность расчетов путем замеров скорости и выбрать наиболее подходящий вариант.

Помимо рассчитанных показателей существует еще большое количество особенностей, на которые необходимо обратить внимание при выборе гребного винта:

Понять, подходит ли имеющийся гребной винт, можно сняв замеры оборотов при максимальных и минимальных нагрузках, показатель должен при этом находиться в рамках, определенных производителем.

Ниже приводятся конкретные примеры соответствия и несоответствия выбранных устройств:

Даже самые прочные и надежные гребные винты отличаются повышенной уязвимостью, это наиболее хрупкая часть лодки. Ниже приведен список правил, соблюдение которые повышает безопасность и положительно сказывается на эксплуатационном сроке устройства:

  1. Реверс разрешено включать только при полной уверенности, что гребному винту хватает глубины. Лучше не рисковать лишний раз и несколько раз оттолкнуться от мелководья при помощи весел.
  2. Необходимо следить за состоянием лопастей, поскольку любые деформации, неровности и выбоины мешают полноценному функционированию винта и способны вывести его из строя.
  3. При прохождении судна возле наиболее проблемных участков водоема, которыми являются мелководья и разнообразные подводные препятствия, нужно не забывать пользоваться гидроподъемом.
  4. Постоянно нужно следить, чтобы гребной винт даже кратковременно не соприкасался с поверхностью дна – это является основным условием для обеспечения длительной службы.

Подводя итоги, можно привести следующие советы, касающиеся гребных винтов и их использования:

  1. Не рекомендуется дополнительно покрывать подобные устройства краской, поскольку при отсутствии у нее водоотталкивающих свойств, поверхность в скором времени начнет сильно шелушиться, что ухудшит функционирование винта. В результате скорость будет падать даже при увеличении количества совершаемых оборотов.
  2. Лучше всего приобретать гребные винты у крупных производителей, которые успели зарекомендовать себя с хорошей стороны и имеют достаточное количество положительных отзывов. Такие компании дают продолжительную гарантию на свое оборудование и зачастую дают предварительно протестировать выбранные модели.
  3. Для обеспечения прямолинейности движения судна можно установить два винта с разным направлением вращения. Необходимо помнить, что монтаж нескольких устройств, имеющих одинаковое вращение, будет способствовать наклону плавательного средства в одну из сторон.

Источник:
Как подобрать гребной винт для лодочного мотора
Гребной винт для лодочного мотора — какие есть разновидности, маркировка, необходимые расчеты и правила выбора, правила эксплуатации и блиц-советы.
http://lakeking.ru/lodka/obustrojstvo/grebnoj-vint-dlya-motora.html

Лодочные винты

В этом разделе представлены гребные винты для лодочных моторов Меркури, Маринер, Ямаха, Эвинруд, Джонсон, Хонда, Сузуки, Ниссан, Тохатсу, Селва, Меркруизер и др.

В каталог гребных винтов Turning Point включены 3-х и 4-х лопастные винты (стальные и алюминиевые) для подвесных моторов мощностью от 8 до 300 л.с. и угловых колонок MerCruiser и Volvo Penta. Главной конструктивной особенностью гребных винтов TP является съёмная втулка. Что она даёт владельцу катера или моторной лодки? В первую очередь, при сравнимой с практически любым неразборным винтом цене, повреждённые лопасти или втулку можно заменить прямо на воде, а значит, нет необходимости покупать новый гребной винт. Наряду с этим, комплект (втулка плюс два комплекта лопастей) обеспечит водномоторника сразу и скоростным и тяговым винтом, что, опять же, будет дешевле, чем покупка двух винтов классической конструкции.

Лодочные винты Pro Pulse могут быть установлены на моторы Yamaha, Evinrude, Johnson, Mercury, Mariner, Suzuki, Honda, Nissan, Tohatsu от 20 л.с. Конструктивно они отличаются от известных аналогов полностью разборной 4-х лопастной конструкций. Как следствие, в случае поломки от удара любая из лопастей может быть заменена. Второй особенностью такого лодочного винта является возможность регулировки шага лопастей в широких пределах. В результате, один и тот же винт может быть как скоростным, так и грузовым.

Правильно подобранным гребным винтом считается тот, который позволит мотору развить максимально допустимое количество оборотов при 80%-ной загрузке судна.

Источник:
Лодочные винты
В этом разделе представлены гребные винты для лодочных моторов Меркури, Маринер, Ямаха, Эвинруд, Джонсон, Хонда, Сузуки, Ниссан, Тохатсу, Селва, Меркруизер и др. В каталог гребных винтов Turning
http://www.badger.ru/shop/catalog/boats_and_motors/accessories2/motors_accessories/screws/

COMMENTS