Методика урока

Всё для учителей

Примерная схема анализа урока

Подготовка к уроку

Наличие конспекта урока, соответствие его рабочему плану.

Оценка задач урока (соответствие их программным требованиям, разносторонность задач, их конкретность, посильность и грамотность постановки).

Оценка содержания конспекта (правильный подбор средств в каждой части урока в соответствии с поставленными задачами, учет психологических, физиологических, педагогических закономерностей обучения, учет уровня физического развития и физической подготовленности учащихся, применение методов в соответствии со стадиями обучения и т.д. Содержательность организационно-методических указаний. Все подтвердить примерами.

Соответствие конспекта общеустановленной форме, достаточная грамотность и аккуратность написания.

Подготовленность мест занятий, оборудования, инвентаря. Санитарно-гигиеническое состояние зала, внешний вид учителя и учащихся, примеры.

Рациональность распределения времени в уроке по его частям и по снарядам, оценить.

Целесообразность использования площади спортивного зала, снарядов и инвентаря. Рациональность размещения и передвижений учащихся. Примеры.

Целесообразность применения методов организации работы учащихся, их соответствие возрасту, задачам, содержанию урока (фронтальный, групповой, круговой, индивидуальный).

Целесообразность выбора методов выполнения физических упражнений в каждой части урока, их влияние на нагрузку, плотность, на решение задач урока, соответствие возрасту (поточный, поочередный, одновременный).

Оценка плотности урока (общей и двигательной) ее соответствие виду и типу урока. Приемы повышения двигательной плотности используемые в каждой части урока, их эффективность. Примеры.

Эффективность работы общественного актива (физорг, дежурные, групповоды), степень их подготовленности, соблюдение правил безопасности. Контроль и оценка педагогом работы групповодов. Примеры.

Характеристика средств используемых в уроке.

Соответствие средств 1-ой части урока ее задачам (наличие специально-подготовительных и подводящих упражнений для организации учащихся). Соответствие применяемых средств контингенту, виду урока, условиям проведения.

Соответствие средств 2-ой части урока решаемым задачам (учет возможности занимающихся, соблюдение рациональной последовательности в преподнесении материала, использование педагогом облегченных заданий, учет положительного переноса навыка, достаточность повторности и вариативности заданий).

Подбор средств заключительной части урока (учет характера работы во второй части урока, правильность обеспечения восстановления организма и т.д.).

Домашнее задание, его правильность, соблюдение основных требований к их применению.

Характеристика методов используемых в уроке.

Качество владения методом слова (какие разновидности словесного метода использовались, соответствие их задачам, контингенту, содержательность передаваемой информации).

Использование методических приемов усиливающих словесные методы (сравнение, повторение, интонация и т. д.).

Общая культура речи педагога (грамотность, богатство языка, эмоциональность).

Качество владения методом показа (какие разновидности использовались, соответствие контингенту, задачам и содержанию).

Использование методических приемов усиливающих действие показа (быстро, замедленный показ и т.д.). Качество и выразительность показа.

Использование сочетания слова и показа.

Качество применения в уроке методов практического разучивания (целостного, расчлененного и целостно-расчлененного упражнения), их соответствие особенностям занимающихся, решаемым задачам, соблюдение последовательности.

Качество применения в уроке методов предупреждения и исправления ошибок (метод подводящих упражнений, метод изменения техники (акцентирование, утрирование, замедление), метод ориентиров)).

Методические приемы, используемые в целях освоения техники.

Методика воспитания физических качеств

Какое внимание в уроке уделялось формированию и совершенствованию осанки. Дать свою оценку и рекомендации.

Содержание работы по воспитанию физических качеств, какие задания предлагались, какие методы физического воспитания при этом применялись (повторный, переменный, соревновательный, игровой), их целесообразность и соответствие возрасту, задачам урока, условиям проведения и т.д.

Нагрузка в уроке (оценивается по внешним признакам), ее соответствие возрастным особенностям, задачам урока, стадиям обучения, условиям проведения и т.д. Рациональность используемых приемов регулирования объема и интенсивности нагрузки (за счет длины, скорости, темпа и т.д.). Паузы для отдыха, их продолжительность, частота.

Воспитательная работа педагога.

Какие задания предлагались в уроке для решения 3-ей воспитательной задачи

Как решались в уроке задачи умственного воспитания (сообразительности, находчивости, создание поисковых ситуаций, организация взаимообучения), нравственного воспитания (формирование навыков культурного поведения, воспитание дисциплинированности, организованности, коллективизма, товарищества, взаимопомощи), эстетического воспитания (чувств, вкусов, формирование красивой осанки, походки, красоты движений, красоты поступка и т.д.), трудового воспитания (трудолюбия, простейших трудовых навыков и т.д.).

Какие методы при этом применялись (наказание, убеждение, поощрение и т.д.) дать примеры и рекомендации.

Умение педагогом владеть классом, формировать сознательное отношение к занятиям, обеспечить заинтересованность учащихся.

Выводы и предложения

Образовательная ценность урока (как решена 1-ая задача урока).

Оздоровительная ценность урока (как решена 2-ая задача урока).

Воспитательная ценность урока (как решена 3-я задача урока).

Основные положительные стороны деятельности учителя.

Основные недостатки в работе учителя и конкретные практические рекомендации по их устранению.

Источник:
Всё для учителей
Методика урока задачиорганизациясредстваметодыпринципыобученияобученияобученияобученияобучения Примерная схема анализа урока ДатаКлассВид урокаТип урокаКоли
https://for-teacher.ru/analiz/13-analiz-uroka-fizicheskoj-kultury.html

Методика урока

Начало первого урока, порсвещенного какому-либо празднику. Эта тема имеет четкую воспитательную направленность и должна быть соотнесена с реальными событиями в городе (селе), где проживают учащиеся, и с жизнью учащихся.

Вначале учитель проводит беседу, рассказав им на английском языке об этом празднике и расспросив их о том, как отмечался он в стране, городе (селе) и в школе. После такой устной учебной работы учащиеся читают шепотом или про себя текст упражнений, задают друг другу вопросы по тексту. Последующие упражнения развивают эту тему и позволяют учащимся, отвечая на вопросы и выполняя задания, высказаться о праздновавнии года Великого Октября. Желательно, чтобы учащиеся делали более развернутые высказывания, используя знакомый языковой материал и прибегая в случае необходимости к помощи учителя, который сообщает им необходимую дополнительную подсказку.

Вступительным словом учителя начинается освоение темы «Москва — столица нашей Родины». Оно ориентирует учащихся на содержание той работы, которую они проведут в будущий период обучения.
Вступительное слово может быть построено следующим образом: (см. следующий раздел).

Источник:
Методика урока
Начало первого урока, порсвещенного какому-либо празднику. Эта тема имеет четкую воспитательную направленность и должна быть соотнесена с реальными событиями в городе (селе), где проживают
http://www.englishglobus.ru/content/metodika-uroka

Методика урока

Теоретико-практический курс методики преподавания литературы входит в качестве составной части в программу методической подготовки преподавателя литературы. Овладение основами курса — это первый этап реализации задач данной программы. Следующие этапы — написание курсовой работы, участие в педагогической практике. Названные этапы являются этапами формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателя литературы. Формирование профессионально-педагогической компетентности в области методики преподавания литературы является перспективной целью программы.

Цель теоретико-практического курса: овладение основами методики преподавания литературы как научной дисциплины, имеющей теоретическую и практическую направленность

знать: теоретические основы курса

уметь: соотносить литературоведческую, психолого-педагогическую, дидактическую, коммуникативную составляющие процесса преподавания литературы с методической составляющей на теоретическом и практическом (выполнение конспекта урока литературы) уровнях

приобрести практический навык: разработки конспекта урока литературы

Курс выстраивается на интегративной основе (интеграция с курсами общей и возрастной психологии, педагогики, истории педагогики, дидактики, истории литературоведения, истории литературы, теории литературы), а также на исторической основе. Учебная и методическая концепции курса оформляются с учетом требований, предъявляемых к выпускнику по специальности «Филолог. Преподаватель». В связи с этим рассматриваются основания не только методики средней школы, но частично и высшей. В основу курса положены принципы диалогической методики, а также и в курсе рассматриваются в большей мере диалогические основания преподавания литературы.

Курс предполагает использование таких обязательных форм обучения, как лекции, практические, лабораторные занятия, консультации, контрольная работа, зачет, экзамен, курсовая работа, педагогическая практика. В качестве дополнительных, не обеспеченных часами, используются такие формы обучения, как самостоятельные и тестовые работы, выполненные в рамках разных технологий, коллоквиум, диспут, круглый стол, защита концепции школьного курса литературы, защита курсовых работ, терминологический диктант и др. Кроме того, преподаватель проверяет все выполненные студентами практические задания, что также не обеспечивается часами.

Для того, чтобы преподавание курса было более эффективным, предлагается система работы по актуализации знаний и закреплению практических умений и навыков студентов. Используются такие способы актуализации знаний, как повторение, обобщение, систематизация, активные методы обучения, эмоциональные и логические формы освоения материала, творческие и исследовательские задания, коллективные, групповые, индивидуальные виды деятельности, закрепление теоретического материала выполнением практической работы, рефлексивные задания, задания на обнаружение интегративных связей курса с другими дисциплинами и др .

На вводной лекции вместе со студентами определяются цели и задачи курса, студенты знакомятся с учебной и методической концепциями курса.

Лабораторные занятия отличаются от практических тем, что они в большей мере сориентированы на выполнение практических заданий, овладение практическими навыками. Также в рамках лабораторных занятий студенты посещают и анализируют уроки в школе, просматривают видеоуроки. Не представляется реальным в рамках занятий предоставить возможность каждому студенту попробовать провести урок. Но некоторым студентам предоставляется возможность проведения урока по разработанному конспекту, проведения урока-дебюта. На лабораторных занятиях также широко используются игровые технологии (разыгрывание драматических сценок из жизни учебных заведений и др.). Каждому студенту предоставляется возможность выполнения различных видов практических заданий.

В целом студенты пишут 10 конспектов уроков литературы.

В ходе лекций. практических и лабораторных занятий студенты выполняют следующие задания:

Кроме этого студенты пишут работу на тему «Что мне не нравится в современной школе?» (первая работа в семестре), выполняют самостоятельные работы на материале лекций, домашнюю контрольную работу, принимают участие в коллоквиуме по истории методики преподавания литературы, собеседовании по видам чтения и путям анализа литературного произведения, сдают зачет.

Проверяется 10 заданий (из них 1 конспект и 2 фрагмента урока), выполненных при подготовке к практическим и лабораторным занятиям, самостоятельные работы, контрольная работа.

Начинается семестр с работы по актуализации знаний, умений и навыков, полученных и сформированных в течение первого семестра.

Далее студенты должны: Написать конспект урока анализа эпического текста на уроках литературы в средних классах; составить тематическое планирование изучения эпического произведения в старших классах, написать конспект обучающего урока анализа эпического произведения в старших классах, составить хрию урока; написать конспекты по изучению драматургического произведения в средних (урок с использованием инсценирования и учебной ситуацией анализа речи драматургического персонажа) и старших классах (урок-диспут); конспект урока-подготовки к сочинению, написать сочинение на заявленную тему; разработать фрагмент урока: «Углубление понятия о сюжете»; составить вопросы для дискуссии по статьям о романе И.А.Гончарова «Обломов»; написать конспекты урока-лекции, урока изучения обзорной темы, урока-диалога.

Кроме того, студенты должны составить методический тезаурус (домашняя работа), написать терминологический диктант, выполнить самостоятельные работы на материале лекций, принять участие в работе круглого стола, принять участие в диспуте, выполнить анализ методической статьи, посетить два урока в школе, выполнить анализ урока, принять участие во встрече с учителем, написать тестовую работу по всему курсу, провести занятие (участвуют все) и урок-дебют (индивидуально) самостоятельно, принять участие в собеседованиях по материалу курса в ходе подготовки к экзамену. Все задания проверяются.

Завершается курс защитой методической концепции курса литературы, это способ повторить, систематизировать материал курса, выбрать приоритеты. Также студенты сдают экзамен, который предполагает выполнение практического задания как обязательного. В 8 семестре студенты пишут курсовую работу и принимают участие в педагогической практике. С приказом по педпрактике студенты знакомятся заранее, узнают классы, темы уроков. В кабинете литературы студенты оставляют лучшие конспекты, курсовую работу.

12.04.2018. В раздел «Материалы к курсу» добавлена статья В.З. Осетинского «Читатель» и «теоретик» в диалоге о волшебной сказке (литература в школе диалога культур)»: Часть I, Часть II, Заключение.

Источник:
Методика урока
Теоретико-практический курс методики преподавания литературы входит в качестве составной части в программу методической подготовки преподавателя литературы. Овладение основами курса — это первый
http://www.lit-mp.ru/

COMMENTS