Мягкие и твердые согласные

Архив форума

Я программист, и мне поручено написать программу, которая, в числе прочего, выделяет мягкие и твердые согласные. Как ни удивительно, но мне уже несколько дней не удается это сделать, поскольку я не могу отыскать четких правил русского языка, однозначно определяющие, в каких случаях согласные твердые и в каких мягкие. Супруга пыталась мне помочь, но тоже безуспешно, хотя мы провели целый день в читальном зале. Есть много заумных статей, но конкретики, пригодной для программирования, мы так и не нашли.

Буквы ч, щ, й всегда мягкие.

Или: Вы три дня посидите в библиотеках, а я вам скажу спасибо.

>>> Простым и понятным языком

м п б н т д в ф з с г к х р л || Х Х ш Х ч || я ё ю е и

нижний ряд – мягкие (мя, пя… нё, бё… тю, дю. ви…)

1. полька – полка, уголь – угол, мель – мел … учить – учит, говорить – говорит…

2. работаешь, рожь, ночь…, нарежь…, настежь…

К Ирине в гости [кы]. В институт [вы].

Там в нижнем ряду — Щ

Vlad55, торгуйтесь! В учебниках из этого никто секрета не делает.

но все так уверенно приписывают Ж исключительно к твёрдым.

А куда девать хотя бы, к примеру, дожди (жьжь)?

sad, правильно, Ж и Ш мягкими не бывают.

Жьжь — это не парный к твердому Ж, это звонкий вариант Щ. В русском они считаются разными согласными, хотя вообще-то противопоставление по долготе согласных совсем не своейственно русскому (да и вообще славянским).

Один из наиболее характерных примеров — смягчение (палатализация) Т перед мягким С, особенно в фозвратных глаголах. "Говорится" и "говориться", "смотреться" и "смотрется" — и т.д. различаются только на письме, во всех случаях Т мягкое.

Источник:
Архив форума
Я программист, и мне поручено написать программу, которая, в числе прочего, выделяет мягкие и твердые согласные. Как ни удивительно, но мне уже несколько дней не удается это сделать, поскольку я не
http://www.gramota.ru/forum/klass/18736/

Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие

«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие?» — спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.

Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, научился их слышать, а вслед за пониманием придет и знание.

Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?

Начнем с твердых и мягких согласных.

В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.

Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы. Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.

А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.

Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, («Ж», » Ш», » Ц»)т. е. те ,которые никогда не смягчаются.

Железо, Шайба и Цемент — Что будет тверже? В чем секрет?

Есть еще всегда мягкие три звука : » Ч», » Щ», » Й». Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. ( » й» будет играть звук смеха)»

Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «пе с ня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.

Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.

И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие фонематического слуха. И всем известную игру «Первый или последний» можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.

На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: одеяло и одуванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.

Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять твердые и мягкие согласные без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.

Если есть вопросы, пишите в комментариях.

Полезная для Вас статья? Поделитесь с другими.

Источник:
Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие
Как научить ребенка определять звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные.
http://chitalochka-ru.ru/shkolnyie-sekretyi/kakie-raznyie-soglasnyie-zvuki-tverdyie-i-myagkie.html

МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове «рука» слышится твёрдый согласный звук [р], а в слове «река» — мягкий. На мягкость согласных звуков могут оказывать влияние гласные буквы и мягкий знак. В слове «мел» согласный звук [л] звучит твёрдо, а в слове «мель» – мягко.

Мягкость согласного звука обозначается с помощью добавления к его записи символа , например: [р’].

Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове «перерыв» при произношении первого согласного звука [р’] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р].

Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.

Однако в этих правилах имеются исключения:

1) Согласные звуки [з], [с] могут смягчаться перед мягкими [н’], [д’], [т’], например: «кузнечик», «снегирь», «вести», «везде».

2) В некоторых иностранных словах, вошедших в русский язык, согласный звук произносится твердо, но после буквы, его обозначающей, пишется все-таки е, а не э, как слышится. Например, в словах: «компьютер», «тест», «темп».

Источник:
МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми . Например, в слове «рука» слышится твёрдый согласный звук [р], а в слове «река» — мягкий . На мягкость согласных звуков могут оказывать
http://www.logozavr.ru/1553/

Полезные материалы

Речевой материал по дифференциации твёрдых и мягких согласных, посредством парных гласных Ы-И, А-Я, О-Ё, У-Ю.

В своей работе часто сталкиваюсь с проблемой смягчения звуков у младших дошкольников и плохого различения твёрдых и мягких согласных при речевом диагнозе ФФНР (фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи). Например, дети не могут понять и правильно различить слова-паронимы, отличающиеся одной буквой, такие как “мишка-мышка”, “Дина-дыня”, “рад-ряд”, “нос-нёс”, “лук-люк” и т. д. В их восприятии эти слова звучат одинаково. Это грубое нарушение фонематического слуха требует целенаправленной коррекции.

Работа над дифференциацией звуков играет огромную роль в формировании слуховой и произносительной системы языка. Приходится прорабатывать и выделять эту часть коррекционной работы в отдельный блок. Столкнулась с проблемой недостатка речевого материала по данной теме. Разработала материал в виде слоговых и словесных таблиц, который поможет детям справиться с этой речевой проблемой.

Твёрдые и мягкие согласные, посредством Ы – И

Примечание: 1) произношение слогов со звуком Ы; 2) произношение слогов со звуком И; 3) произношение слогов парами Ы-И; 4) произношение слогов парами , начиная с И, затем Ы.

1)БЫ – 2) БИ 5) Произнесение слоговых «троек»:

Источник:
Полезные материалы
Речевой материал по дифференциации твёрдых и мягких согласных, посредством парных гласных Ы-И, А-Я, О-Ё, У-Ю. В своей работе часто сталкиваюсь с проблемой смягчения звуков у младших дошкольников
http://www.logoped.ru/dobreg06.htm

COMMENTS