Мягкий звук

Видеоурок — Твёрдые и — мягкие согласные звуки

На этом уроке ученики встретятся с симпатичным инопланетянином, у которого возникла проблема с русским языком: он не различает твёрдые и мягкие согласные, из-за чего попадает в курьёзные ситуации. Двое мальчиков берутся помочь пришельцу улучшить произношение. Какие звуки называют твёрдыми и мягкими? Что служит сигналом мягкости звука? Какие звуки всегда остаются мягкими, а какие — всегда твёрдыми? Вот вопросы, на которые предстоит ответить друзьям.

Наша история начинается с того, что мальчик Гоша встречает забавного инопланетянина Муффа. Муф жаждет попрактиковаться в русском языке, который он освоил при помощи суперпереводчика.

Гоша совсем не против беседы с инопланетным гостем. Но — вот незадача! — реплики Муффа звучат как-то странно.

«Я сломал свой лук», «Мне нужен угол», «Нам поможет мой друг Кола»… О чём вообще говорит этот странный пришелец? К счастью, тут появляется мальчик Коля, друг Муффа. И объясняет, что инопланетянин просто не различает твёрдые и мягкие звуки. А ведь очень важно помнить, что согласные в русском языке могут быть твёрдыми и мягкими.

Мальчики решают взяться за обучение Муффа и объяснить ему разницу между твёрдыми и мягкими согласными звуками. Они рассказывают своему другу, что твёрдые и мягкие звуки обычно составляют пары. И даже показывают, какие именно звуки могут образовывать пары.

Но и после объяснения Муфф продолжает делать ошибки. Ведь он не знает, что мягкостью нельзя разбрасываться направо-налево. Есть условия мягкости для согласного звука. Мальчики называют эти условия: буквы ь, я, ё, ю, и, е.

Но и с этими объяснениями Муфф не избавлен от ошибок. Поэтому мальчики объясняют ему, что некоторые согласные могут быть только твёрдыми или только мягкими.

Благодаря стараниям друзей речь Муффа претерпела разительные перемены. Он улетает практиковаться на родную планету, оставляя ученикам памятку в виде классификации согласных звуков по твёрдости-мягкости.

Источник:
Видеоурок — Твёрдые и — мягкие согласные звуки
На этом уроке ученики встретятся с симпатичным инопланетянином, у которого возникла проблема с русским языком: он не различает твёрдые и мягкие согласные, из-за чего попадает в курьёзные ситуации.
http://videouroki.net/blog/videourok-tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki.html

Постановка мягкого звука Сь

  1. губы слегка растянуты в улыбку, зубы видны;
  2. зубы раскрыты на 1-2 мм;
  3. широкий кончик языка упирается в нижние резцы;
  4. передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами; средняя часть спинки языка поднята к твердому небу;
  5. боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, вдоль языка по средней линии образуется желобок;
  6. посередине языка идет холодная струя воздуха, которая хорошо ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;
  7. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  8. голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Целью проводимых на данном этапе упражнений является формирование умений одновременно выполнять и контролировать правильность выполнения всех указанных позиций.

После отработки статистики переходим к динамике звука. Предлагаются символы для контроля качества действий: наличие холодной струи, направленной вниз, совпадение полученного и нормированного звука.

Зрительно контролируется положение языка у нижних зубов.

Тактильно – ощущение холодной струи, направленной вниз.

Аудиально – совпадение полученного и нормированного звука.

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука с’ или вызывание его по подражанию. Развитие фонематического слуха.
Цель. Добиваться умения правильно произносить звук с’ и различать на слух звуки с и с’.

Предшествующая работа. Детей учили правильно произносить звук с и различать звуки ф — в, т — д.

Подготовительная работа. Подготовить по количеству детей картинки с изображением тонкой струйки воздуха, выходящей из насоса, и тонкой струйки воды, льющейся из крана (количество тех и других картинок должно на 2 превышать количество детей).

Игра «Угадай, что свистит»

Краткое описание
Воспитатель или логопед показывает картинку, на которой изображен насос, и просит детей сказать, как свистит воздух, когда выходит из насоса. («С-с. ») «Правильно, выходящий из насоса воздух свистит «сердито»: «с-с. » Как он свистит? («Сердито»: с-с».)

А теперь послушайте, как свистит тоненькая струйка воды, когда льется из крана (показывает картинку). Она свистит нежно, мягко: «сьсьсь. » Все вместе посвистим, как тоненькая струйка воды.

А теперь возьмите со стола картинки. Поднимите картинку, на которой нарисован насос. Как свистит воздух, когда выходит из насоса? («С-с».) Опустите. Поднимите картинку, на которой нарисована струйка воды, льющаяся из крана. Как свистит струйка воды? («Сьсьсь».)

Сейчас я проверю, кто из вас внимательный. Если я буду говорить с сердито, вы поднимете картинку с насосом. Если я буду говорить с нежно, мягко — «сьсьсь», вы поднимете картинку со струйкой воды».

(Сначала можно вызвать двух детей, которые хорошо умеют различать на слух эти звуки, потом провести игру со всеми детьми или по подгруппам.) Методические указания. Когда воспитатель произносит звук с’, ему надо больше улыбаться, т. е. оттягивать углы рта, тогда звук будет более мягким.

(проводится как часть занятия)

Тема. Воспитание четкого, правильного произношения звука с’ в словах.

Цель. Добиваться правильного произношения звука с’ в словах.

Предшествующая работа. Уточнено изолированное произношение звука с’.

Подготовительная работа. Выяснить, кто из детей недостаточно четко произносит звук с’, чтобы обратить на них особое внимание. Приготовить красивую коробку и картинки, в названии которых звук с’ присутствует в разных частях слова, например: сирень, письмо, сосиски, велосипед, беседка, васильки, гусь, лось, листья, рысь, такси и т. п. При подборе материала надо помнить, что звук с перед мягкими т’, л’, н’ произносится мягко, например: стена, костюм, слива, ослик, брусника, градусник.

Игра «Чудесная коробочка»

Краткое описание
Воспитатель приносит красивую коробочку. Показывает ее детям и говорит: «В этой чудесной коробочке у нас лежат картинки. А какие, вы сейчас узнаете. Я буду вызывать вас по очереди. Вы достанете картинку, покажете ее детям и громко, четко назовете, что на ней нарисовано».

Методические указания. Обратить внимание детей на то, что, когда накачивали насосом шину, воздух свистел сердито, и на предыдущих занятиях они познакомились с сердитым звуком с. А сегодня они будут произносить звук с по-другому — мягко.

Источник:
Постановка мягкого звука Сь
Целью проводимых на данном этапе упражнений является формирование умений одновременно выполнять и контролировать правильность выполнения всех указанных позиций
http://logoped18.ru/production-sound/postanovka-zvuka-c.php

Согласные звуки русского языка (твердые-мягкие, звонкие-глухие, парные-не парные, шипящие, свистящие)

Согласные звуки русского языка (твердые-мягкие, звонкие-глухие, парные-не парные, шипящие, свистящие)

В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.

Звонкие согласные звуки: [б] [б’] [в] [в’] [г] [г’] [д] [д’] [з] [з’] [ж] [л] [л’] [м] [м’] [н] [н’] [р] [р’] [j]

Глухие согласные звуки: [п] [п’] [ф] [ф’] [к] [к’] [т] [т’] [с] [с’] [ш] [х] [х’] [ч’] [щ’]

Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:

Звонкие [б] [б’] [в] [в’] [г] [г’] [д] [д’] [з] [з’] [ж]

Глухие [п] [п’] [ф] [ф’] [к] [к’] [т] [т’] [с] [с’] [ш]

Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:

Звонкие [л] [л’] [м] [м’] [н] [н’] [р] [р’] [j]

Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.

Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных:

Твёрдые [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]

Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.

Свистящие звуки с-сь, з-зь переднеязычные, щелевые. При артикуляции твердых с-з зубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку создавая трением шум.

При произнесении мягких с, з артикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звуков з-зь связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.

Источник:
Согласные звуки русского языка (твердые-мягкие, звонкие-глухие, парные-не парные, шипящие, свистящие)
Согласные звуки (твердые-мягкие, звонкие-глухие, парные-не парные, шипящие)
http://7gy.ru/shkola/nachalnaya-shkola/905-soglasnye-zvuki-tverdye-myagkie-zvonkie-glukhie-parnye-ne-parnye-shipyashchie.html

Твердые и мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие согласные звуки – это набор из двадцати карточек, являющиеся отличным дидактическим материалом для обучения чтению и формирования у ребенка понимания таких терминов, как «мягкие» и «твердые» звуки. Эти карточки с одинаковым успехом могут быть использованы и для домашних занятий по грамматике, и на обучающих занятиях в детских садах и школах раннего развития. Вашему вниманию предлагается цветной вариант карточек. Зеленым цветом на них окрашены мягкие согласные, синим – твердые. Распечатав их на цветном принтере и предварительно разрезав, вы можете использовать их для демонстрации твердых и мягких звуков.

По твердости и мягкости звука согласные образуют пятнадцать пар: [б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] — [д’], [з] — [з’], [п] — [п’], [ф] — [ф’], [к] — [к’], [т] — [т’], [с] — [с’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’], [л] — [л’] и [х] — [х’]. Например, буква «Р» в разных словах может произноситься твердо – «рыба» и мягко — «река». Для обозначения мягкости используется специальный значок: [‘].

Но существую звуки, у которых нет пары по мягкости. Например: [й’], [ч’], [щ’] всегда мягкие, а [ж] , [ш], [ц] всегда твердые. Все остальные существительные являются мягкими, если за ними стоят гласные я, ю, ё, е, и или ь, и твердыми, если стоят в паре с другими гласными и согласными.

На нашем сайте карточки Твердые и мягкие согласные звуки родители и воспитатели детских садов могут скачать бесплатно. Есть и другие наборы карточек, которые помогут вам самостоятельно подготовить ребенка к школе.

Источник:
Твердые и мягкие согласные звуки
Карточки для изучения звуков
http://razvitierebenka.info/kartochki/tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki.html

COMMENTS