Развитие речи

Книги для развития речи

Книги для развития грамотной речи нужны и детям, и взрослым. Ведь для того, чтобы ваша речь была яркой, красивой и грамотной, нужно постоянно пополнять словарный запас, рассматривать новые термины и совершенствовать свою манеру говорить. Мы рассмотрим список книг для развития речи и для детей, и для взрослых.

Книги по развитию связной речи и не только

В этой категории мы приведем несколько книг, которые имеют массу лестных отзывов. Их советуют друг другу друзья, по ним осваивают речь люди, чья работа связана с общением.

  1. «Хочу говорить красиво! Техники речи» Наталья Ром. Эта книга расскажет об основных принципах построения грамотной, интересной и эмоциональной речи, которая будет удерживать внимание слушателей долгое время.
  2. «1000 русских скороговорок для развития речи: учебное пособие» Елена Лаптева. Эта книга предназначена для тех, кому важно уметь быстро выговаривать любое сочетание звуков, и при этом сохранять речь выразительной и правильной.

Эти книги предназначены для взрослых и подростков. Чем раньше вы освоите правильную технику речи, тем легче вам будет пользоваться ею.

Книги по методике развития речи для детей

Логопеды уверяют, что развитием речи ребенка необходимо заниматься с самого раннего возраста, чтобы в дальнейшем не возникало проблем. Отлично зарекомендовали себя следующие пособия:

  1. «Альбом по развитию речи» Виктория Володина. По этому пособию очень удобно работать с детьми 3-6 лет, оно позволяет при помощи несложных упражнений медленно, но верно продвигаться к правильной и чистой речи.
  2. «Развитие лексикона ребенка: учебное пособие» Плотникова С.В. В данном издании рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются дети при формировании произношения, а также описаны методики работы над развитием речи.

Эти книги можно использовать как совместно, так и по отдельности. Даже если у ребенка наблюдаются проблемы с развитием речи, не следует перегружать его тренировками, важен постепенный подход.

Не секрет, что и для взрослых, и для уже читающих детей, лучший способ развить речь – это читать и обсуждать художественную литературу.

  1. «Портрет Дориана Грея» Оскар Уальд. Именно этот писатель признан одним из лучших мастеров слова. Кроме знаменитого романа, который подойдет только взрослым, можно читать и любые другие его произведения.
  2. «Капитанская дочка» А.С. Пушкин. Эта книга, как и произведения Тургенева, Достоевского, Толстого и вся русская классика, отлично способствует развитию речи.

Именно через классику человек естественным образом знакомится с красивыми речевыми оборотами и учится применять их на практике.

Источник:
Книги для развития речи
Книги для развития грамотной речи нужны и детям, и взрослым. Ведь для того, чтобы ваша речь была яркой, красивой и грамотной, нужно постоянно пополнять словарный запас, рассматривать новые
http://womanadvice.ru/knigi-dlya-razvitiya-rechi

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

 Все для раннего Развития Детей

Представляем Вашему вниманию — Многофункциональное пособие по Развитию Речи дошкольников.

Красочные картинки, которые можно использовать для занятий с ребенком по развитию речи.

Карточки помогут пополнить словарный запас ребенка.

Всего: 11 развивающих картинок.

Пособие по Развитию Речи

1. Какое время года изображено на картинке? Объясни как определил(а)? 2. Что и кто изображен на картинке? 3. Какая комната изображена на картинке? 4. Какое время суток изображено на картинке? 5. Придумай имя для медведицы. 6. Что делает медведица «имя» на картинке? 7. Какие предметы изображены сверху, снизу, слева, справа, над, под, около, сзади, спереди от медведицы? 8. Придумай предложение к картинке. 9. Составь сказку или рассказ по серии картинок.

Источник:
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Сайт Развитие Ребенка для детей и родителей.
http://www.razvitierebenka.com/2012/10/posobie-po-razvitiu-rechi.html

Развитие речи

Детство каждого из нас неповторимо и уникально, но общие воспоминания есть у многих – игры, утренники, и, конечно же, скороговорки.

На нашем сайте мы собрали ценную коллекцию скороговорок (около 1000) от «хорошо забытых» до новых, разработанных лингвистами.

  • Все скороговорки (чистоговорки) упорядочены по отрабатываемым звукам;
  • Простая и удобная система поиска:

– Либо искать скороговорки по словам;

  • Дополнительно скороговорки (чистоговорки) структурированы по сложности на две категории – Простые скороговорки и Сложные скороговорки;
  • Для поднятия настроения введён раздел – смешные Скороговорки для Взрослых, в котором найдёте сложновыговариваемые фразы и слова для развития дикции;
  • Для людей, изучающих иностранные языки, введён первый из разделов не на русском языке – Французские скороговорки с переводом;
  • Новая категория иностранных скороговорок – Английские скороговорки с переводом на русский;
  • Чтобы узнать эталонное исполнение скороговорок – Видео скороговорки;
  • Вы можете самостоятельно дополнять сайт своими творческими скороговорками.
  • Скороговорки (в просторечии чистоговорки) были известны задолго до появления колеса. С их помощью дети учились постигать родную речь в увлекательной шутливой форме. Сегодня логопеды специально составляют скороговорки для детей из трудно произносимых последовательностей букв и слов, быстрое произношение которых вслух устраняет большинство дефектов речи.

    Не менее актуальны скороговорки для взрослых, которым по долгу службы необходимо четкое произношение: ораторов, дикторов, руководителей, артистов и певцов. Любой человек, желающий красиво говорить и быть услышанным, может обратиться к древней «скороговорной» науке.

    p.s. Перед переходом к другим разделам ознакомьтесь с простой «инструкцией» о том как развивать речь с помощью скороговорок.

    p.p.s. Вам есть чем поделиться, чтобы сделать развитие речи более интересным и весёлым? Присылайте скороговорки, которых нет на сайте, или их расширенный вариант, посредством формы добавления скороговорок или на почту Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

    А также будем вам очень признательны, если напишете отзыв о том, как сделать этот сайт ещё лучше и как продвигаются ваши дела в развитии речи. Форма добавления отзывов тут: Отзывы.

    Источник:
    Развитие речи
    Скороговорки на любую букву, простые и сложные, скороговорки для развития речи и дикции, детские и взрослые.
    http://www.skorogovor.ru/

    Развитие речи в первой младшей группе

    Развитие речи в первой младшей группе. Занятия по развитию речи в ДОУ

    Речь – важнейшая психическая функция человека. При помощи речи мы общаемся с людьми, обозначаем свои состояния, называем предметы и явления, побуждаем к действиям себя и других. Речь задействована и в решении интеллектуальных задач.

    Владение связной речью помогает ребёнку строить отношения со сверстниками и взрослыми, свободно высказывать свои мысли, дружно играть и заниматься другими совместными делами. Ученик начальных классов, речевому развитию которого уделялось должное внимание, хорошо читает и пересказывает произведения, грамотно пишет, легко решает арифметические задачи, даёт развёрнутые ответы на вопросы учителя.

    Развитие речи рекомендуется начинать с рождения ребёнка. Уже в младенческом возрасте малыш вычленяет человеческую речь из потока других звуков, прислушивается к словам взрослых, пытается подражать услышанному. До года ребёнок «гукает» (издаёт звуки, похожие на [г], [к], [х]), «гулит», лепечет, а после первой в своей жизни круглой даты пытается произносить слова.

    В дошкольном учреждении речи воспитанников уделяется пристальное внимание. Целенаправленная работа по формированию речевых умений начинается уже в группах раннего возраста. Развитие речи в первой младшей группе – одна из важнейших образовательных задач, от решения которой зависит обучение ребёнка на следующих возрастных этапах.

    Коммуникативная деятельность развивается в процессе общения. Чтобы понять, как работает воспитатель над развитием речи детей, необходимо рассмотреть формы общения, характерные для дошкольников.

    Применительно к младенчеству, раннему детству и дошкольному возрасту учёные выделяют ситуативно-личностную, ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную формы общения. Первая возникает на первом году жизни, когда у ребёнка появляется комплекс оживления. Малыш узнаёт близких взрослых, улыбается, машет ручками. В этот период мамам, папам и другим родственникам важно разговаривать со своим чадом, петь ему песенки, рассказывать потешки.

    О ситуативно-деловом общении уместно говорить, когда малыш умеет сидеть и учится взаимодействовать с предметами: трясёт погремушку, ставит кубик на кубик, вкладывает одну деталь игрушки в другую. Взрослый показывает способы действий, подбадривает малыша.

    Внеситуативно-познавательное общение начинается с 2-3-х лет, когда кроха задаёт вопросы об окружающем мире. Ответы взрослого помогают узнавать много нового и развиваться. Смещение интересов ребёнка в сторону отношений между людьми, места и роли человека в обществе свидетельствует о появлении внеситуативно-личностного общения. Готовность беседовать на подобные темы появляется к 6-7 годам.

    Первую младшую группу посещают малыши от двух до трёх лет. Поскольку в этом возрасте происходит переход от ситуативно-делового к внеситуативно-познавательному общению, развитие речи у детей осуществляется в процессе диалога. Педагог беседует с воспитанниками о том, что находится в поле их зрения. Крохи учатся понимать и выполнять поручения воспитателя, просьбы сверстников, формулировать собственные высказывания.

    Педагог учит воспитанников правильно артикулировать звуки [а], [о], [у], [и], [ы], [м], [б], [п], [н], [т], [д], [к], [г], [в], [ф], воспроизводить интонации, темп, ритмический рисунок речи, следить за речевым дыханием.

    Воспитатель расширяет словарный запас детей. Помимо существительных – названий игрушек, одежды, предметов посуды, интерьера, вводятся прилагательные («белая чашка»), глаголы, наречия («чашка стоит на столе»), предлоги («Оля подошла к столу»).

    Обращается внимание малышей и на словообразовательные возможности языка («половичок лежит на полу», «погремушка гремит»), обобщения («игрушки», «одежда», «посуда»). Звукоподражательные и облегчённые слова («ав-ав», «би-би») заменяются общеупотребительными («собака», «машина»).

    Грамматический строй речи детей – тоже предмет заботы воспитателя. Под руководством педагога малыши:

    • изменяют существительные по числам и падежам («одна ложка – много ложек»), глаголы по лицам и числам («я иду и ты идёшь – мы идём»), временам («мишка идёт, мишка пришёл»);
    • учатся использовать повелительное наклонение глагола («зайчик, попляши»);
    • образуют уменьшительно-ласкательные наименования («куколка», «машинка»);
    • строят простые и сложные предложения («кукла захотела спать, и я положила её в кроватку»).

    Развитие речи в саду происходит на специально организованных занятиях и в повседневной жизни. С малышами 2-3 лет педагог играет в разные игры, предлагает крохам выполнять речевые упражнения, рассказывает сказки, читает наизусть потешки и короткие стихи. Занятия проводятся по подгруппам.

    Воспитатель беседует с детьми утром, на прогулке, во время игр, после дневного сна или в другое свободное время. Разговор возникает спонтанно или планируется (педагог ставит задачи повторить выученное стихотворение, автоматизировать неподдающийся звук и т. д.). Если воспитатель разговаривает с одним ребёнком, то это индивидуальная работа. Так происходит развитие речи у детей.

    К средствам развития речи в первой младшей группе относятся игрушки, картинки, книжки, дидактические игры и упражнения, пальчиковая гимнастика. Для развития речи подойдёт любая интересная и безопасная игрушка, но гораздо удобнее и эффективнее иметь заранее подготовленные наборы. Например, дидактическая кукла. Это обычная кукла, но к ней прилагаются комплекты одежды для разных сезонов, игрушечной посуды, принадлежностей для ванной комнаты, предметов обихода и т. д. К игрушкам относятся и персонажи кукольного театра.

    Картинки подразделяются на предметные и сюжетные. На первых изображены предметы или объекты природы, на вторых – какие-либо события (дети играют в песочнице, водитель ведёт грузовик и т. д.). Также бывают картинки с изображением людей, животных.

    В этом возрасте для развития речи используются произведения А. Барто, Е. Благининой, З. Александровой, других детских прозаиков и поэтов, малые формы детского фольклора.

    Дидактической называют игру, которую организует педагог с целью обучения детей. Речевые упражнения также направлены на обучение, но в них нет всех компонентов игры (игровая задача, сюжет, правила). Во время пальчиковой гимнастики воспитанники произносят текст небольшого стихотворения или потешки и выполняют движения руками. Эффект заключается в том, что в головном мозге речевые и двигательные зоны расположены рядом, поэтому воздействие на одну из них активизирует другую.

    Приведём примеры пальчиковой гимнастики, дидактических игр и упражнений на развитие речи в первой младшей группе.

    1. Пальцы складываются в щепотку, как будто это кисточка. Ребёнок двигает кистью руки вверх-вниз, приговаривая: «Мягкой кисточкой покрашу стул и стол, и кошку Машу».

    2. «Слижем варенье с губ». Педагог предлагает воспитанникам представить, что у них на губах варенье, и его надо слизать. Дети совершают характерные движения языком. Упражнение способствует увеличению подвижности языка, следовательно, более чёткой артикуляции.

    3. «Кто за ёлкой». Воспитатель демонстрирует картинку, на которой звери спрятались за ёлкой, видны только хвосты животных. Дети определяют, кто спрятался.

    4. «Лисичка, пляши». Малыши просят игрушечную лисичку поплясать. Если форма глагола употреблена неправильно, то персонаж отказывается выполнять действия, и просьбу формулирует другой ребёнок. Лисичка пляшет, а дети голосом изображают звучание музыкальных инструментов.

    Основной метод речевого развития в этом возрасте – беседа. Побуждая детей к разговору, педагог задаёт репродуктивные («кто это?», «что это?») и поисковые вопросы («почему на улице лужи?», «зачем надевать шапку?»), стимулирует обращение к сверстникам, взрослым («спроси у Маши, будет ли она с нами играть»).

    Следующий метод – рассказ. Рассказы педагога должны быть небольшими по объёму, интересными и содержательными. Например: «Ребята, посмотрите, какая у меня красивая кукла. Её зовут Катя. У Кати мягкие, пушистые волосы, карие глаза, белая кофточка с пуговицами и цветастый сарафан».

    Речевому развитию малышей способствует и художественная литература. Воспитатель читает стихи и потешки наизусть, пересказывает короткие сказки. Если произведение знакомо детям, то можно использовать приём договаривания. Педагог начинает фразу, а воспитанники заканчивают:

    Наша Таня громко…(плачет),

    Уронила в речку…(мячик).

    Поскольку крохи ещё не умеют мыслить абстрактно, дошкольное развитие речи представляет собой сочетание словесных методов с наглядными: демонстрация игрушек, небольших картинок, книжных иллюстраций, сценок кукольного и теневого театров.

    Практические методы – это организация дидактических игр и упражнений, о которых говорилось выше.

    Развитие речи в ДОУ осуществляется на основе перспективного плана, который составляет педагог в соответствии с программой воспитания в детском саду или иным программным документом. Перспективный план оформляют в виде списка или таблицы. Указываются название месяца, тема и программное содержание занятия. Пример перспективного плана показан в таблице 1.

    Таблица 1. Перспективный план работы на октябрь

    Источник:
    Развитие речи в первой младшей группе
    Владение связной речью помогает ребёнку строить отношения со сверстниками и взрослыми, свободно высказывать свои мысли, дружно играть и заниматься другими совместными делами. Ученик начальных классов, речевому развитию которого уделялось должное внимание, хорошо читает и пересказывает произведения, грамотно пишет, легко решает арифметические задачи, даёт развёрнутые ответы на вопросы учителя.
    http://fb.ru/article/186749/razvitie-rechi-v-pervoy-mladshey-gruppe-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-dou

    COMMENTS