Современные технологии дошкольного образования

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ РГПУ ИМЕНИ А

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
РГПУ ИМЕНИ А.И. ГЕРЦЕНА: БАКАЛАВРИАТ

Что такое курсовая работа…

Курсовая работа – это студенческое научно-исследовательское исследование по одной (выбранной Вами) проблеме.

Курсовая работа является своеобразным итогом освоения определенного числа дисциплин и прохождения практики (не даром её называют курсовой!). Оценка за курсовую останется с тобой навсегда в виде записи во вкладыше к диплому (там будет проставлена оценка и указана тема курсовой!).

Студенты разрабатывают курсовую работу по дисциплине «Дошкольная педагогика» на 3 курсе (для очной формы обучения).

Как выбрать тему…

Курсовая работа может стать началом твоего студенческого исследования (выпускной квалификационной работы), а также научного пути в аспирантуру!

Шаги при выборе темы курсовой:

  • Подумай, какие проблемы в области дошкольной педагогики интересны тебе (определи область своих научных интересов).
  • Если трудно выбрать тему можно воспользоваться некоторыми студенческими советами:

— спроси у подруги;
— открой учебник по «Дошкольной педагогике» и прочитай, какие проблемы актуальны сейчас;
— посмотри темы выпускных квалификационных работ прошлого года (по картотеке в библиотеке);
— выбери научного руководителя (может он предложит интересную тему).

  • Выбери научного руководителя – преподавателя, который поможет точно сформулировать тему и будет помогать тебе в написании работы! Посоветуйся с ним!
  • Заяви свою тему в списке на курсовые работы.

Требования к курсовой работе по дошкольной педагогике:

  • 20-25 машинописных страниц. (шрифт ТNR, 14 кегли, 1,5 интервал.
  • Поля: слева 3, справа1,5; вверху и внизу – по 2 см.
  • 15-25 проанализированных источников в библиографии (психологических и педагогических работ. В том числе последних лет издания);
  • Наличие всех структурных элементов: введения (в обоснованием актуальности проблемы исследования и сформулированными целью, объектом, предметом, задачами и гипотезой); теоретической главы с выводами; Главы с экспериментальными данными (диагностикой и полученными данными); заключение; библиография. Приложения (если требуется).
  • Проведение диагностики на выборке детей 10 и более.
  • Предоставление курсовой в назначенный срок!

Источник:
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ РГПУ ИМЕНИ А
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ РГПУ ИМЕНИ А.И. ГЕРЦЕНА: БАКАЛАВРИАТ Что такое курсовая работа… Курсовая работа – это студенческое научно-исследовательское исследование по одной (выбранной
http://www.kdp-spb.ru/uchebno-metodika/bakavlariat-5.html

Педагогические технологии в дошкольном образовании Составитель: Фитё Е

Педагогические технологии в дошкольном образовании Составитель: Фитё Е.В. Должность: старший воспитатель. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемТамара Мирошникова

Презентация по предмету «Технология» на тему: «Педагогические технологии в дошкольном образовании Составитель: Фитё Е.В. Должность: старший воспитатель.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Педагогические технологии в дошкольном образовании Составитель: Фитё Е.В. Должность: старший воспитатель

2 «Технология» — от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов.

3 Педагогическая технология — «….универсальное искусство учить всех всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию». Я.А. Каменский

4 ЯДРО ТЕХНОЛОГИИ Результат Средства, правила их использования Цель

5 Результат технологии образования — процесс становления личности, Результат технологии обучения – усвоение опыта, Результат педагогической технологии – гарантированное достижение педагогического результата и в процессе образования, и в являющемся его частью процессе обучения.

6 СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ( научная база технологии, те психолого — педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент ) СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ( цели и содержание обучения и воспитания ) ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ( формы, методы, средства, условия организации образовательного процесса, результаты )

7 ПРИЗНАКИ, ПРИСУЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИЗНАКИ диагностическое целеобразование результативность ( эффективность ) поэтапная проектируемость ( алгоритмичность ) экономичность ( оптимальность ) целостность ( системность ) научность ( концептуальность ) новизна ( современность )

8 Педагогические технологии как: — сочетание определенных методов и приемов (совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а их выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер).

9 Педагогические технологии как: — совокупность способов организации учебно- познавательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью педагога и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка). — упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результатов в изменяющихся условиях образовательно — воспитательного процесса

10 Педагогические технологии как: — инструментарий (система указаний, которые должны обеспечить эффективность и результативность обучения — процесс (научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий; последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесс

11 Педагогические технологии как: — модель (совместная педагогическая деятельность по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для детей и педагога; учебный процесс, гарантирующий получение запланированного результата; — научное направление (часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения).

12 Педагогические технологии как мастерство каждого педагога: — педагогические технологии на уровне проектирования могут быть массовыми и универсальными, на уровне реализации — только авторскими (при обладании педагогом высокой профессиональной культурой) — каждый педагог фактически работает по своим индивидуальным технологиям, хотя технологии следует выводить за пределы индивидуального мастерства и представить их как мало зависящие от личности конкретного педагога; — педагогические технологии связаны с педагогическим мастерством, совершенное владение технологиями и есть мастерство (а педагогическое мастерство в свою очередь ­высший уровень владения педагогическими технологиями); технологии определяются личностными параметрами педагога, мастерство педагога — синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

14 Основные существенные отличия технологий обучения от методики обучения: Технологии обучения:Методики обучения: технология отвечает на вопрос: «Как учить?» методика ­ на вопросы: «Чему учить?», «Зачем учить?» и «Как учить?» в рамках конкретной учебной дисциплины технологии в отличие от методики предполагают разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников в методике сильно влияние личных характеристик и мастерства педагога.

15 Каждую педагогическую технологию характеризуют: — концептуальность (в основе каждой технологии лежит ее научная концепция, включающая философское, психоло­гическое, социально-педагогическое обоснование дости­жения образовательных целен); — системность (логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность); — содержательность (набор определенных действий обязателен в рамках данной технологии); — алгоритмuзированность (определенная организация и само­ организация деятельности педагога, направленная на выпoлнeниe им проективной и конструктивной функции); — процессуальность (развертывается процесс учебной деятельности); — управляемость (возможность диагностического планирования, проектирования образовательного процесса, варьирование средствами и методами для коррекции результатов, опора на структуру деятельности);

17 Показатели технологичности деятельности педагога: Наличие четкого представления о педагогической цели; Осознание последовательности шагов на пути к цели и тех этапов, на которых будут решаться конкретные задачи; Наличие определенности профессиональных действий, выраженной в четком ощущении, осознании, понимании меры необходимого и достаточного приложения педагогических усилий.

19 Классификация педагогических технологий 2 подход: По целям обучения педагогические технологии делятся на технологии: Технологии традиционного обучения (передача ЗУН). Личностно – ориентированные технологии развивающего обучения (развитие личности воспитанника, интереса к познанию, умения нестандартно мыслить). По содержанию: Технологии алгоритмического характера (передача основного минимума). Технологии продуктивного характера (творческий уровень осмысления получаемого содержания, например технология проектов). По методам обучения: Оптимизации ВО процесса (эффективный подбор методов, приёмов, средств обучения). Адаптивного обучения (характер взаимодействия педагога с каждым ребёнком независимо от его возможностей). Интерактивного обучения (интерактивных игр

21 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ Деятельностная активность Индивидуализация Свобода личного выбора Рефлексивность Партнерское взаимодействие

22 Принцип деятельностной активности Заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении. Обучающийся становится субъектом деятельности благодаря тому, что он включается в различные виды деятельности, в решение проблемных ситуаций, в совместный коллективный поиск решения задач.

23 Принцип индивидуализации деятельности Направлен на создание наиболее благоприятных условий реализации каждым ребенком целей образования. В содержание принципа индивидуализации входят доступность, последовательность, целостность обучения, реализация которых возможна путем структурирования содержания.

24 Принципы рефлексивности, партнерского взаимодействия, свободы личного выбора Определены условия для творческого подхода к организации взаимоотношений между педагогом и детьми

25 В основании классификации — системно-деятельностный подход А. И. Иваницкий, А. Лисина, П. И. Самойленко Группы технологий Т. И. Шамова технологии проблемного обучения; технологии развивающего обучения; технологии дифференцированного обучения; технологии концентрированного обучения; технологии модульного обучения; технологии, построенные на основе дидактических игр; технологии активного (контекстного) обучения. личностно ориентированные технологии обучения; технология разноуровневого обучения; адаптивная система обучения; технология модульного обучения; личностно ориентированные технологии воспитания; технологии, построенные на принципах системно- деятельностного подхода в организации обучения.

26 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ новые педтехнологии обеспечивают саморазвитие ребенка и педагога, творческую активность и широкое введение методических инноваций в педагогический процесс; особое внимание при проектировании педтехнологий уделяется интеграции учебной, познавательной, организационной, методической деятельности со стороны педагога в рамках единого педпроцесса; ведущим принципом в проектировании педтехнологии является и должна быть активность самого ребенка, что предъявляет новые требования к мотивации деятельности, готовности будущего ученика; качественно новое понимание и многоаспектная реализация принципа наглядности, предусматривающая методы познавательной деятельности; сочетание индивидуального подхода с различными формами коллективной деятельности. В. М. Монахов

27 ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ необходимость внедрения системно-деятельного подхода; потребность в осуществлении личностно ориентированного взаимодействия, замены малоэффективного вербального способа передачи знаний; возможность проектирования технологической цепочки процедур, методов, организационных форм взаимодействия педагога и ребенка, обеспечивающих гарантированные результаты педагогического процесса и снижающих негативные последствия работы малоквалифицированного педагога. В. А. Сластенин, Н. Г. Руденко

28 ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ НЕОБХОДИМО: первоначальное накопление новых технологий, стихийные эксперименты, появление частей технологий при фрагментарном их использовании в методической работе, на занятиях, в игровой, познавательной, творческой деятельности детей; систематизация и оценка накопленных педагогических данных, реальная оценка возможностей, перспектив коллектива детей, педагогов; формирование нового видения социально-педагогического процесса, преобразовательная деятельность педагогов, при которой каждый педагог осознает потребность в улучшении своей деятельности; профессиональное развитие и саморазвитие педагогов, мотивация, установление необходимых деловых отношений в коллективе; создание научно-методического обеспечения обновления содер­ жания педагогического процесса и педагогических технологий.

Источник:
Педагогические технологии в дошкольном образовании Составитель: Фитё Е
Педагогическая технология — «….универсальное искусство учить всех всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию». Я.А. Каменский
http://www.myshared.ru/slide/801577/

Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников

Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников

Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников

Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение.Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию. Основная задача детского сада — подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

приобщение детей к физической культуре

использование развивающих форм оздоровительной работы.

Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на 4 группы:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)

подвижные и спортивные игры

контрастная дорожка, тренажеры

Технологии обучения здоровому образу жизни.

спортивные развлечения, праздники

СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)

Технологии музыкального воздействия.

4.Технология коррекции поведения.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг – 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика (бодрящая)– ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном зале

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры — со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).

Проведение утренней гимнастики

Технология музыкального воздействия

Технологии музыкального воздействия – используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

4.Технология коррекции поведения.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

1.Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др

3.Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий- учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

4.Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий — обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

5.Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Задача данных технологий — обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ (папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др. формы работы).

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.

Источник:
Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников
Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека.
http://aplik.ru/10-klass/sovremennye-zdorovesberegaiushchie-tekhnologii-u-doshkolnikov/

Современные образовательные технологии в ДОУ

Составитель: Полежаева Юлия Александровна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Китерминский детский сад», Омская область, Крутинский район, село Китерма.

  1. Концептуальность
  2. Системность
  3. Управляемость
  4. Эффективность
  5. Воспроизводимость
  1. Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
  2. Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
  3. Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  1. здоровьесберегающие технологии;
  2. технологии проектной деятельности
  3. технология исследовательской деятельности
  4. информационно-коммуникационные технологии;
  5. личностно-ориентированные технологии;
  6. технология портфолио дошкольника и воспитателя
  7. игровая технология
  8. технология «ТРИЗ» и др.
  1. Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

  1. от типа дошкольного учреждения,
  2. от продолжительности пребывания в нем детей,
  3. от программы, по которой работают педагоги,
  4. конкретных условий ДОУ,
  5. профессиональной компетентности педагога,
  6. показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

2. Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация учебных проектов:

  1. «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
  2. «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
  3. «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
  4. «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
  1. по доминирующему методу:
  1. исследовательские,
  2. информационные,
  3. творческие,
  4. игровые,
  5. приключенческие,
  6. практико-ориентированные.
  1. по характеру содержания:
  1. включают ребенка и его семью,
  2. ребенка и природу,
  3. ребенка и рукотворный мир,
  4. ребенка, общество и его культурные ценности.
  1. по характеру участия ребенка в проекте:
  1. заказчик,
  2. эксперт,
  3. исполнитель,
  4. участник от зарождения идеи до получения результата.
  1. по характеру контактов:
  1. осуществляется внутри одной возрастной группы,
  2. в контакте с другой возрастной группой,
  3. внутри ДОУ,
  4. в контакте с семьей,
  5. учреждениями культуры,
  6. общественными организациями (открытый проект).
  1. по количеству участников:
  1. индивидуальный,
  2. парный,
  3. групповой,
  4. фронтальный.
  1. по продолжительности:
  1. краткосрочный,
  2. средней продолжительности,
  3. долгосрочный.
  1. Опыты (экспериментирование)
  1. Состояние и превращение вещества.
  2. Движение воздуха, воды.
  3. Свойства почвы и минералов.
  4. Условия жизни растений.
  1. Коллекционирование (классификационная работа)
  1. Виды растений.
  2. Виды животных.
  3. Виды строительных сооружений.
  4. Виды транспорта.
  5. Виды профессий.
  1. Путешествие по карте
  1. Стороны света.
  2. Рельефы местности.
  3. Природные ландшафты и их обитатели.
  4. Части света, их природные и культурные «метки» — символы.
  1. Путешествие по «реке времени»
  1. Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
  2. История жилища и благоустройства.

4. Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

  1. идти в ногу со временем,
  2. стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
  3. наставником в выборе компьютерных программ,
  4. сформировать основы информационной культуры его личности,
  5. повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Требования к компьютерным программам ДОУ:

  1. Исследовательский характер
  2. Легкость для самостоятельных занятий детей
  3. Развитие широкого спектра навыков и представлений
  4. Возрастное соответствие
  5. Занимательность.
  1. Развитие воображения, мышления, памяти
  2. Говорящие словари иностранных языков
  3. Простейшие графические редакторы
  4. Игры-путешествия
  5. Обучение чтению, математике
  6. Использование мультимедийных презентаций
  1. предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  2. несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  3. движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  4. обладает стимулом познавательной активности детей;
  5. предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  6. в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  7. позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

  1. Недостаточная методическая подготовленность педагога
  2. Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
  3. Бесплановость, случайность применения ИКТ
  4. Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

  1. Личностно — ориентированная технология
  1. гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях (например: д/с N 2), где имеются комнаты психологической разгрузки — это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.

  1. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый — ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
  1. постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;
  2. подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
  3. оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
  4. заключительная оценка результата — уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
6.Технология портфолио дошкольника
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:

  1. диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
  2. содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
  3. рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
  1. творчески думающим,
  2. владеющим современными технологиями образования,
  3. приемами психолого-педагогической диагностики,
  4. способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,
  5. умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:
Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

  1. Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);
  2. образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
  3. трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;
  4. повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
  5. копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
  6. наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
  7. дипломы различных конкурсов;
  8. другие документы по усмотрению педагога.

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».
Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:

  1. материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;
  2. материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств;
  3. сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;
  4. анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Это могут быть:

  1. материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;
  2. материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;
  3. материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
  4. в неделях педмастерства;
  5. в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
  6. авторские программы, методические разработки;
  7. творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:

  1. планы по организации предметно-развивающей среды;
  2. эскизы, фотографии и т. д.

Раздел 5 «Работа с родителями»
Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).
Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.
8. Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  1. игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  1. группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  2. группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  3. группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
  1. Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.
  2. Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.
  3. Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

Источник:
Современные образовательные технологии в ДОУ
Все для детского сада. Материалы для работников дошкольного воспитания всех уровней, от помошника воспитателя до заведующего ДОУ. Конспекты занятий с детьми, здоровье малышей, материалы по основам безопасности жизнедеятельности
http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2644.html

COMMENTS