Свинарка и пастух

Свинарка и пастух

«Свина?рка и пасту?х» — чёрно-белый фильм 1941 года, музыкальная комедия Ивана Пырьева, за которую был удостоен Сталинской премии второй степени в 1942 году.

Свинарку Глашу и конюха Кузьму из колхоза в Вологодской области посылают на сельскохозяйственную выставку в Москву. Кузьма пользуется успехом у девушек, ухаживает за Глашей, но недалёк, и думает только о московских магазинах. Глаша по наказу бабушки старательно изучает опыт других свиноводов.

Случайно на выставке она встречает дагестанского пастуха Мусаиба из горного аула, и они полюбили друг друга. Они договариваются снова встретиться на ВСХВ через год.

По возвращении в колхоз Глаша добивается постройки нового свинарника, ухаживает за свиньями, изобретает кормилку для поросят.

Кузьма только ходит по деревне с гармонью и надоедает Глаше.

Мусаиб с собакой вступает в схватку с тремя волками, чтобы защитить лучших овец из отары.

Мусаиб шлёт письма Глаше. Но никто не может их прочитать. Кузьма вызывается помочь и даёт Глаше фальшивку, в которой написал, что Мусаиб женился. Кузьма утешает несчастную Глашу. Их свадьба назначена на Петров день.

На ВСХВ Мусаиб узнаёт о свадьбе Глаши и едет в её село. Он успевает приехать перед началом свадьбы и объясняется с Глашей. Та с позором прогоняет Кузьму.

Источник:
Свинарка и пастух
«Свина?рка и пасту?х» — чёрно-белый фильм 1941 года, музыкальная комедия Ивана Пырьева, за которую был удостоен Сталинской премии второй степени в 1942 году. Свинарку Глашу и конюха
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0_%D0%B8_%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%83%D1%85

Свинарка и пастух

Сценарий — Виктор Гусев.

Режиссер — Иван Пырьев.

Композитор — Тихон Хренников.

В ролях — Марина Ладынина, Владимир Зельдин (первая роль в кино), Николай Крючков, Осип Абдулов, Никита Китаев, Григорий Алексеев.

СССР, «Мосфильм», 1941 г.

В Америке фильм шел под названием «Они повстречались в Москве».

В Москве на сельскохозяйственной выставке встретились русская девушка и дагестанский юноша. Киноистории о любви свинарки Глаши и пастуха Мусаиба исполнилось 65 лет.

Идею фильма «Свинарка и пастух» режиссеру Ивану Пырьеву подсказала палехская шкатулка. Пырьев купил на сельскохозяйственной выставке ларец. На его крышке была изображена идиллическая сценка: ангелоподобный пастух играет на свирели, а босоногая девушка, пасущая поросят, его слушает. Эта картинка и вдохновила режиссера на создание фильма.

Сомнений в том, кто будет играть главную женскую роль, у режиссера не возникало. Конечно же, его супруга — Марина Ладынина. Его муза, его главная актриса. (Позже, правда, у режиссера появилась другая муза — Лионелла Скирда, а Марина Ладынина оказалась практически отлученной от кино.) Но на съемочной площадке Ладыниной приходилось нелегко. Муж-режиссер был с нею так же строг, как и с другими актерами. Хотя сама роль давалась Марине легко. «С первой сцены я почувствовала себя Глашей, а я ею и была в жизни, потому что приехала из сибирского села, — позже вспоминала актриса. — Глаша была моя, из моего детства и юности. Это действительно моя самая любимая роль».

Лишь в одной сцене актриса испытала немалые трудности. Ладынина не любила свиней, а по сценарию ей приходилось делать им даже искусственное дыхание. Для съемок этого эпизода поросятам давали наркоз, они засыпали, а актриса их как бы оживляла. Самое сложное было рассчитать дозу снотворного — на вес маленького поросенка и на время, необходимое для съемок дубля. Как ни старалась актриса быть волшебницей, без поросячьих жертв не обошлось. «Я его беру, а он — уиик! — и подох», — с большой неохотой рассказывала потом Ладынина.

Актера на роль пастуха Мусаиба не могли найти долго. Сыграть пастуха желали десятки кавказцев, живущих и в Москве, и в Тбилиси. Ассистент режиссера пригласил на пробы еще и русского актера — Владимира Зельдина: тот часто играл в театральных постановках героев-любовников, да и похож был на грузина.

Молодой артист сразу понравился Пырьеву. Но окончательное решение режиссер принял не сразу. Владимир Зельдин вспоминает: «Мне безумно захотелось играть Мусаиба. И кстати, все женщины съемочной группы выбрали именно меня».

А дело было так. Чтобы определиться с выбором, Иван Пырьев решил снять заключительную сцену из крупных планов, когда Мусаиб приезжает в деревню, а Глаша стоит под венцом. В просмотровый зал режиссер пригласил всех женщин — участниц массовки, костюмерш, реквизиторов.

«Показав эпизод со мной, Иван Александрович спросил, нравится ли герой, вызывает ли симпатию. Ответ был утвердительный. После этого со мной заключили договор, и началась работа над фильмом», — вспоминает Владимир Зельдин.

Выяснилось, что Владимир Зельдин отлично держится в седле. И на съемках сцены, когда горец скачет на коне по крутой, отвесной, извилистой дороге, Зельдин наотрез отказался от дублера.

«Для меня было принципиально играть эту сцену самому. Я всерьез занимался верховой ездой. Окончил в 1935 году кавалерийское училище, имел диплом ворошиловского всадника», — рассказывает Владимир Зельдин.

Николай Крючков до фильма «Свинарка и пастух» играл людей только «в тельняшке или гимнастерке». Остается загадкой, как Иван Пырьев не побоялся дать роль шалопая Кузьмы актеру с героическим амплуа. Правда, Николай Крючков за эту роль чуть не поплатился карьерой. Василий Сталин грозился сослать актера в Сибирь за то, что он скомпрометировал «прежние образы, любимые народом».

Роль буфетчика-кавказца сыграл Осип Абдулов. Его знали по фильмам «Остров сокровищ» и «Светлый путь». Узнав, что его фамилии даже не будет в титрах, актер огорчился. Но потом решил сыграть буфетчика так, чтобы его роль запомнили надолго. И ему это удалось. Произнесенную им фразу: «Грузинский знаю, армянский знаю. этот язык — не знаю!» — все зрители и впрямь запомнили.

Страшное сообщение о начале войны застало киногруппу в поезде. Актеры как раз возвращались из Кабардино-Балкарии.

«Вечером вошел проводник и сказал, что немцы выступили против нас. Никто сначала не поверил. И только на вокзале узнали, что действительно началась война», — вспоминает Владимир Зельдин.

Вся съемочная группа отправилась в Москву. Иван Пырьев пошел на фронт добровольцем. А Владимира Зельдина направили в танковую школу.

«Но танкистом я не стал. Через месяц съемочную группу отозвали из военных частей и приказали продолжать съемки. У нас, у артистов, была «своя война». В течение nepeвыx четырех военных месяцев во время воздушных налетов на Москву наряду с ночными дежурствами на крышах своих домов доснимался этот светлый, солнечный фильм. Сейчас тяжело вспоминать, но ведь самые первые сцены фильма — радостные встречи на сельхозвыставке: толпы посетителей, веселые знакомства -все это снималось под бомбежками. Приходилось прятаться в укрытия, работа продолжалась в две смены», — вспоминает Владимир Зельдин.

По указанию Сталина всем участникам съемок была предоставлена так называемая бронь — до окончания съемок никого не призывали на фронт. Работа над фильмом спасла жизнь Владимиру Зельдину. Все его товарищи по танковой школе погибли в первые месяцы войны.

Источник:
Свинарка и пастух
Свинарка и пастух
https://www.russkoekino.ru/books/ruskino/ruskino-0127.shtml

Свинарка и пастух

Свинарку из северной русской деревни Глашу Новикову (Марина Ладынина) вместе с другими колхозниками посылают в Москву, на Выставку достижений народного хозяйства. По совету своей мудрой бабушки Глаша внимательно изучает и подробно записывает все, что касается достижений в свиноводстве.

На выставке девушка знакомится с дагестанским чабаном Мусаибом Гатуевым (Владимир Зельдин). Одного взгляда на голубоглазую колхозницу оказывается достаточно, чтобы «орел с далеких гор» потерял покой. Глаша тоже влюбляется в Мусаиба, и они дают друг другу обещание встретиться в Москве ровно через год. Остается лишь выдержать долгую разлуку. Но влюбленный в знатную свинарку конюх Кузьма Петров (Николай Крючков) не собирается уступать девушку какому-то горцу и готов пойти на любые хитрости…

К жанру комедии режиссер Иван Пырьев впервые обратился в 1938 году, сняв фильм «Богатая невеста». Потом были «Трактористы», «Свинарка и пастух», а уж потом «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской»… Они принесли режиссеру всенародную любовь, официальное признание и шесть Сталинских премий. Во всех картинах Пырьев обязательно снимал свою музу и жену Марину Ладынину, хотя любил работать с разными актерами, мало кому отдавая предпочтение. В фильме «Свинарка и пастух» Пырьев открыл новое имя ― Владимир Зельдин. Роль дагестанского пастуха стала для Зельдина ярким и успешным дебютом.

Картина о любви сибирской свинарки и дагестанского овцевода вышла на экраны 17 ноября 1941 года ― в самое трагическое время в истории СССР. Но оптимизм ее героев внушал надежду и веру в светлое будущее, что в тот момент и требовалось. Впрочем, жизнелюбие и оптимизм внушали все фильмы замечательного комедиографа, создавшего на экране свой мир с веселыми свинарками, неунывающими трактористами, благородными пастухами и романтичными кубанскими казаками, наглядно доказывавшими всем, «как хорошо в стране советской жить». И пусть этого мира не было в реальности, но в него так хотелось поверить, хотя бы на короткие полтора часа!

Источник:
Свинарка и пастух
Свинарка и пастух , описание телепередач, фильмов, сериалов с фото, комментариями, телепрограммой
http://tv.akado.ru/programs/svinarka_i_pastyh.html

Свинарка и пастух

  • Жанры : Мелодрамы, Комедии
  • Год создания : 1941
  • Страна : СССР
  • Студия : Мосфильм
  • Продолжительность : 87 мин.

Свинарка Глаша Новикова из вологодской деревни (Марина Ладынина) и дагестанский пастух Муссаиб (Владимир Зельдин) знакомятся на сельскохозяйственной выставке в Москве и влюбляются друг в друга. Но им приходится надолго расстаться. Глафира возвращается домой, где за ней начинает назойливо ухаживать «первый парень на деревне» — конюх Кузьма (Николай Крючков)… Несмотря на все препятствия и недоразумения, в финале Глаша и Муссаиб воссоединяются.

Фильм «Свинарка и пастух» рисует идиллические картины изобилия, процветания и дружного труда советских граждан на благо Родины. Реальность предвоенных лет была совсем не такой. Тем не менее, лирическая комедия о счастливой мирной жизни, съемки которой были закончены уже под бомбежками, полюбилась зрителям.

Герои фильма говорят стихами и легко и естественно переходят на пение. Все песни для киномюзикла написал композитор Тихон Хренников, автором текстов стал Виктор Гусев. Многие песни стилизованы под деревенский фольклор.

После смерти Сталина из фильма были вырезаны эпизоды, содержавшие «атрибуты культа личности» — к примеру, кадры, демонстрировавшие статую вождя на сельскохозяйственной выставке. Кроме того, из начальных титров исчезло имя Ивана Пырьева, поскольку появлялось в них с приставкой «Сталинский орденоносец». Сегодня фильм демонстрируется по ТВ с теми же купюрами, что и 50 лет назад.

После разоблачения культа личности картина подверглась множеству нападок – как лживая, «лубочная», пропагандистская. Однако идеологическое возмущение постепенно стихло, сменившись признанием несомненных достоинств фильма: великолепной актерской и операторской работы (оператор Валентин Павлов), музыкального оформления.

Стихотворение Д. А. Пригова, посвященное фильму «Свинарка и пастух»:

На волнах, волнах эфира, потерявши внешний вид,

Скотоводница Глафира со страною говорит,

Как живет она прекрасно, на работе как горит,

Как ей все легко и ясно — со страною говорит.

А страна все это слышит, не видна, как за рекой,

Лишь молчит и шумно дышит, как огромный зверь какой.

Источник:
Свинарка и пастух
Фильм Свинарка и пастух — Вокруг ТВ.
http://www.vokrug.tv/product/show/svinarka_i_pastuh/

COMMENTS