Валерий чкалов

Валерий Павлович Чкалов

Родился 2 февраля 1904 г в с. Василево (сейчас Чкаловск) Нижегородской области. Его отец был котельщиком казённых мастерских, мать он потерял рано, в 6 лет. Окончив сельскую школу, Валерий поступил в ремесленное училище, по окончании которого, работал кочегаром и молотобойцем.

Летная биография началась в 1919 году, когда он, работая кочегаром на пароходах плавающих по Волге первый раз в жизни увидел самолёт. Это побудило его вступить в Красную армию, где он был назначен на должность слесаря по сборке и ремонту самолетов.

В 1921 г. Чкалову выдали путевку в Егорьевскую авиационную военно-теоретическую школу. Он успешно ее окончил и для продолжения учебы был переведен в Борисоглебскую авиашколу.

Именно здесь биография Валерия Чкалова пополнилась первым самостоятельным полетом. В дальнейшем он успешно продолжал осваивать приемы управления самолетом, научился чувствовать его, начал понимать многие тонкости работы сложной техники. Став одним из лучших курсантов, Чкалов, в соответствии со сложившейся в те года (1923-24) практикой подготовки военных летчиков, был направлен на обучение в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и далее в Серпуховскую высшую авиашколу для получения навыков ведения воздушного боя.

В 20 лет Валерий Чкалов уже был подготовленным летчиком – истребителем и направлен в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью для прохождения службы. Там он проявил себя как отважный и дерзкий летчик, готовый к новым рекордам и подвигам. Он нередко совершал полеты, связанные с риском для жизни, за что его неоднократно от них отстраняли с соответствующим дисциплинарным взысканием.

Примечательным фактом в его биографии было то, что в 1927 году, он был отправлен в Москву, как один из лучших летчиков своей воинской части, для участия в воздушном авиа-параде, посвященного десятилетию Октябрьской революции.

Проявив высокое летное мастерство во время проведения парада, Валерий Чкалов был удостоен благодарности от Народного комиссара обороны Климента Ворошилова.

В 1928 г. его перевели на службу в авиабригаду г. Брянска. В том же году, случилось досадное происшествие, при перегонке самолетов из Гомеля в Брянск, Валерий Чкалов врезался в телеграфные провода. Его осудили на один год лишения свободы, но уже через 16 суток он был освобожден постановлением ЦИК СССР, с последующим увольнением из Красной армии в запас.

Но его летная биография на этом не закончилась. В 1929 г. он вернулся в Ленинград, где работал летчиком-инструктором в Ленинградском авиационном клубе Общества друзей Воздушного флота, став во главе школы планеристов.

В 1930 г. Валерия Чкалова снова зачислили летчиком-испытателем в штат Московского НИИ ВВС. За 2 последующих года своей биографии, на его счету было более, чем 800 сложных испытательных полетов. Он в совершенстве освоил технику пилотирования тридцати типов самолетов. Также Валерий Чкалов участвовал в испытании уникального авиазвена, состоящего из тяжелого бомбардировщика с пятью самолетами-истребителями на своих крыльях.

Во время своей работы летчиком – испытателем на Московском авиационном заводе им. Менжинского, Валерий Чкалов единолично разработал и применил в летной практике новые фигуры высшего пилотажа: «восходящий штопор» и «замедленную бочку».

Первый подвиг в его биографии, прогремевший на всю страну, произошел 20-22 июля 1936 г, когда возглавляя экипаж самолета АНТ-25 Валерий Павлович совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в район острова Сахалина.

За полет, длившийся двое с половиной суток, в течение которого впервые было преодолено более девяти тысяч километров, всем трем частникам (в экипаж Чкалова входили также летчики Беляков и Байдуков) присвоили звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Второй подвиг, уже в звание героя СССР Валерий Павлович Чкалов совершил 18-20 июня 1937 г, когда совершил аналогичный перелет без посадки по направлению: Москва – Северный полюс – Ванкувер (США). Протяженность маршрута составляла 8 504 км, а длительность полета – 63 ч 16 минут. Героический экипаж радостно встречали жители многих американских городов, также их принял у себя дома генерал Джордж Маршалл. А в Вашингтоне советских летчиков приветствовал президент США Франклин Рузвельт.

За успешное осуществление этого задания весь экипаж был награжден орденами Красного знамени.

15 декабря 1938 г, совершая испытательный полет на истребителе И-180, Валерий Павлович Чкалов трагически погиб. Причиной его гибели стала неустранимая поломка мотора, которая привела к крушению. Совершая, по сути, еще один подвиг, Чкалов старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтную опору. От полученных ран он скончался два часа спустя в Боткинской больнице.

Существует множество версий того, что его гибель была неслучайна, поскольку на тот момент был разгар политических репрессий и острый на язык и несдержанный Чкалов мог быть неугодным для многих. Это в многочисленных интервью утверждали его сын и дочь. Как бы то ни было, известно, что при жизни Чкалов на хорошем счету у советского руководства. Сталин лично встречал экипаж Чкалова на Щелковском аэродроме в августе 1936 года по его возвращению из беспересадочного полета на Дальний Восток. Также, Чкалов неоднократно бывал приглашен Сталиным в Кремль на светский прием, а в личном общении советский вождь позволял фамильярное его отношение к себе.

Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

Источник:
Валерий Павлович Чкалов
Валерий Чкалов. Подвиги Героев России, СССР, РФ
http://ordenrf.ru/geroi-rossii/geroi-sssr/valeriy-chkalov.php

Валерий чкалов

Командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон).

Эта отметка установлена 17 ноября 2016 года.

Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск). Русский. [1] [2] [3] Отец, Павел Григорьевич Чкалов — котельщик Василёвских казённых мастерских. [4] Мать, Ирина Ивановна Чкалова — домохозяйка, умерла в 1910 году, когда Валерию было 6 лет. [5]

В семь лет Валерий пошёл учиться в василёвскую начальную школу. Учился средне, но выделялся отличной памятью и хорошими математическими способностями, имел спокойный, уравновешенный характер, как и многие сверстники, хорошо плавал, переплывал Волгу, нырял под плоты и пароходы. В 1916 году по окончании школы отец направляет его на учёбу в Череповецкое техническое училище (ныне БОУ СПО ВО «Череповецкий лесомеханический техникум имени В. П. Чкалова»). Однако из-за материальных трудностей и нехватки преподавателей в 1918 году училище было закрыто. Валерий вернулся домой и стал работать с отцом подручным молотобойца, а с началом навигации, кочегаром на землечерпалке «Волжская-1» и пароходе «Баян».

В 1919 году Валерий Чкалов впервые увидел самолёт и, загоревшись мечтой об авиации, уехал в Нижний Новгород, [ источник не указан 554 дня ] где встретил односельчанина Владимира Фролищева, который работал бригадиром по сборке самолётов в 4-м Канавинском авиационном парке. По его совету Валерий в возрасте 15 лет вступил добровольцем в ряды Красной Армии и начал работать учеником слесаря-сборщика самолётов.

В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС. После её окончания в 1922 году он был направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, где совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте Avro 504. По окончании училища, в 1923—1924 годах, в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков, он прошёл обучение и в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, где осваивал боевые самолёты (истребители Martinsyde и Junkers). Затем учился в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

Инструктор А. И. Жуков дал следующую характеристику Чкалову:

В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П. Н. Нестерова (Комендантский аэродром). За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. Широко известен случай, когда Чкалов пролетел под мостом Равенства (Троицким) в Ленинграде [ источник не указан 86 дней ] . Для фильма «Валерий Чкалов» этот полёт совершил лётчик Евгений Иванович Борисенко [6] . В то же время имел серьёзные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями — 16 ноября 1925 года был осуждён военным трибуналом на один год лишения свободы за драку в пьяном виде. Затем срок был снижен до 6 месяцев [7] .

В 1926 году 1-я Краснознамённая истребительная авиационная эскадрилья перебазируется с Комендантского аэродрома на аэродром Троцка (сегодня — Гатчина), где Чкалов служит с 1926 по 1928 год.

В 1927 году Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В марте 1928 года он был переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью, а его жена с сыном Игорем остались в Ленинграде.

В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР на один год лишения свободы, а также был уволен из Красной Армии [7] . Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я. И. Алксниса и К. Е. Ворошилова, менее чем через месяц наказание было заменено на условное, и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы.

Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором.

В ноябре 1930 года Чкалов был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА.

За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. 3 декабря 1931 года Чкалов участвовал в испытаниях авиаматки (воздушного авианосца), которая представляла собой тяжёлый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей.

В 1932 году НИИ ВВС был переведён с Ходынского поля в Москве на аэродром в районе города Щёлково Московской области. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью. 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управлявшийся экипажем Валерия Чкалова [8] .

С января 1933 года Валерий Чкалов вновь в запасе и переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39 имени Менжинского. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым он испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова. Принимал участие в испытаниях истребителей танков «ВИТ-1», «ВИТ-2», а также тяжёлых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3», большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки.

5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и лётчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина.

(«Атлас командира РККА», 1938)

Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 г.

Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского (в августе 1935 года полёт С. Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско был прерван из-за неисправности).

Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т. д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в городе Ванкувер, штат Вашингтон, США. Протяжённость перелёта составила 8504 километра.

За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск.

1 декабря 1938 года он был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180.

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.

Полёт готовился в большой спешке, чтобы успеть до конца года. Выпуск самолёта на аэродром назначался на 7 ноября, 15 ноября, 25 ноября… 2 декабря на собранной машине было выявлено 190 дефектов. Н. Н. Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовке И-180 к первому вылету, ввиду чего был отстранён от этих работ. 7 декабря И-180 вывезли на аэродром; 10 декабря В. П. Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле, при которой мотор часто глох; 12 декабря при повторной рулёжке сломалась тяга управления газом мотора.

13 декабря Поликарпов представил программу испытаний И-180: полётное задание предписывало совершить пробный полёт по кругу в течение 10—15 минут без уборки шасси; затем после тщательного осмотра всей машины осуществить ознакомительный полёт и 1—2 полёта по 30—68 минут; наконец полёт с убранным шасси до высоты 7000 метров. Валерий Чкалов должен был совершить только первый, самый дорогой по оплате, полёт, после чего машина переходила в руки другого лётчика — С. П. Супруна.

По воспоминаниям Д. Л. Томашевича, в этот день температура воздуха была «около минус 25 °C… Поликарпов будто бы отговаривал Чкалова вылетать, но тот не согласился».

Источник:
Валерий чкалов
Командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон). Эта отметка
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Валерий чкалов

САЙТ ПОСВЕЩЁН ПРОСЛАВЛЕНОМУ ЛЁТЧИКУ

ВАЛЕРИЮ ПАВЛОВИЧУ ЧКАЛОВУ

Мать Валерия, Ирина Ивановна, была домохозяйкой. Умерла она в 1910 году. Валерию в то время было 6 лет. После смерти Ирины Ивановны ее заменила в семье вторая жена Павла Григорьевича — Наталья Георгиевна.

По ее окончании в 1922 году был переведен в Борисоглебскую авиационную школу. Здесь совершил первый самостоятельный полет, а затем быстро совершенствовался в технике вождения самолета.

В июне 1924 года военный летчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью им. П.Н. Нестерова. Служба в эскадрилье — важный, интересный, хотя и беспокойный период в жизни Чкалова. К тому времени он уже зарекомендовал себя как человек бесстрашный, настойчивый. Один за другим Чкалов совершает рискованные, дерзкие полеты. Эти полеты неуставные. Чкалов получает дисциплинарные взыскания, отстраняется от полетов.

Уже тогда В.П. Чкалов являлся виртуозным мастером высшего пилотажа. В 1927 году он был направлен в Москву как лучший летчик Ленинградской авиаэскадрильи для участия в параде в честь 10-й годовщины Октябрьской революции. За блестящее летное мастерство получил благодарность в приказе наркома обороны К.Е. Ворошилова.

В марте 1928 года он был переведен на службу в Брянскую авиабригаду. Жена с маленьким сыном Игорем оставались в Ленинграде.

В ноябре 1930 года В.П. Чкалов был восстановлен в ВВС как военный летчик. Он был зачислен на работу летчиком-испытателем в Московский научно-испытательный институт ВВС. За два года работы в НИИ Чкалов совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов. Здесь, в институте, Чкалов участвовал в испытаниях так называемого авиазвена. Авиазвено состояло из тяжелого бомбардировщика, несшего на своих крыльях до пяти самолетов истребителей.

В.П. Чкалов принимал участие в испытаниях истребителей танков «ВИТ-1», «ВИТ-2», а также тяжелых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3».

Весной 1936 года экипаж в составе В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова, А.В. Белякова обращается в правительство с просьбой о разрешении на перелет. Однако первоначально экипажу было дано разрешение на перелет по маршруту Москва — Петропавловск-на-Камчатке. Началась подготовка экипажа и самолета к полету.

В этом же, 1936-м году В.П. Чкалов и его соратники принимали участие во Всемирной Парижской авиавыставке. Там были представлены советские самолеты АНТ-25, ЦКБ-15 и ПС-35.

Мысль о перелете через Северный полюс в США не оставляла чкаловский экипаж. И вот, наконец, в мае 1937 года разрешение было получено. 18 июня 1937 года АНТ-25 взял старт для второго героического перелета. Полет через Северный полюс был еще более трудным, чем первый. Но воля и мужество летчиков победили. Полет был завершен 20 июля 1937 года в американском городе Ванкувер. Экипаж пробыл в воздухе без посадки 63 часа 25 минут и покрыл расстояние более 10 тысяч километров.

За осуществление этого перелета В.П. Чкалов и члены его экипажа были награждены орденом Красного Знамени.

1 декабря он был вызван в Москву для испытания самолета-истребителя И-180 конструкции Н.Н. Поликарпова. 15 декабря Чкалов впервые поднял самолет в воздух. У самолета отказал мотор, когда летчик шел уже на посадку. Валерий Павлович старался, прежде всего, спасти самолет. Кроме того, он опасался, что самолет упадет на жилые дома. Трагедия на этот раз оказалась неминуемой.

Источник:
Валерий чкалов
САЙТ ПОСВЕЩЁН ПРОСЛАВЛЕНОМУ ЛЁТЧИКУ ВАЛЕРИЮ ПАВЛОВИЧУ ЧКАЛОВУ Мать Валерия, Ирина Ивановна, была домохозяйкой. Умерла она в 1910 году. Валерию в то время было 6 лет. После смерти Ирины
http://chkalov.moy.su/

Валерий чкалов

Герой Советского Союза

Орден Ленина № 3050

Чкалов Валерий Павлович – лётчик-испытатель авиационного завода №39 (город Москва).

Наш полёт на АНТ-25 (в соавторстве). М., 1936

Три дня в воздухе (в соавторстве). М., 1937;

История нашего полёта. М., 1937;

Два перелёта. М., 1938;

Наш трансполярный рейс Москва – Северный полюс – Северная Америка. М.. 1938;

Наш трансполярный полёт (на немецком языке). М., 1939;

Пионерам и школьникам Советской страны. Орджоникидзе, 1940;

Высоко над землёй (на болгарском языке). София, 1949;

Источник:
Валерий чкалов
Биографические очерки о Героях Советского Союза — Герои страны
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=511

COMMENTS