Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ

  1. Основания модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
  2. Характеристика основных направлений оздоровительной деятельности.
  3. Педагогика оздоровления: основные представления и принципы.
  4. Основные принципы семейного воспитания и возможности их внедрения в оздоровительную деятельность дошкольного учреждения.

Основные понятия: физкультурно-оздоровительная деятельность, самооценка здоровья, узкоспециализированный подход к здоровьесбережению, современные здоровьесберегающие технологии, оздоровительная деятельность ДОУ, педагогика оздоровления, принципы семейного воспитания.

Оснований модернизации содержания физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главными считаются следующие:

  1. необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
  2. необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

Рассмотрим их подробнее:

Позиция созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих базируется на потребности индивида в здоровье, здоровом образе жизни, а также самооценке им состояния своего здоровья. Проблема заключается в том, что, как таковой, потребности в здоровье у ребенка нет. Она есть у родителей, школы, общества. Но у каждого малыша огромное желание скорее вырасти, стать сильным, не отличаться от сверстников, а еще лучше хоть в чем-то превосходить их.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:

  • знание правил гигиены и ухода за своим телом;
  • знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  • знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
  • знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

В современных системах воспитания и обучения не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека умению оценивать состояние своего здоровья. Ребенка не учат умению «прислушиваться» к состоянию своего организма, понимать посылаемые им сигналы тревоги, описывать свое физическое и психическое состояние и уж тем более не учат своевременно предпринимать соответствующие меры.

Самооценка физического здоровья выявляет меру благополучия в функционировании организма. Гармония, функциональное равновесие в его жизнедеятельности отражаются в переживании нами хорошего самочувствия. Но хорошее самочувствие человека во многом зависит также от осознания им своей успешности и тех путей, которые могут обеспечить эту успешность. В этой связи дети должны уметь отслеживать «свой путь» в плане физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности. Это помогает им создать образ себя будущего. Полюбив этот образ, дети стремятся к его реализации, а достигнув желаемого, ставят перед собой новые цели.

Навыки самооценки физического здоровья и напрямую связанных с ним показателей физического развития и физической подготовленности являются предпосылками приобретения детьми дошкольного возраста навыков самооценки своего психического состояния в старшем возрасте.

Самооценка здоровья возможна только в том случае, если дети в состоянии осмыслить сущность этого понятия. Четырех-пятилетние дети к критериям здоровья относят не только физические, но также и психические и социальные признаки:

  • эмоциональные;
  • психической уравновешенности;
  • интеллектуальные.

Как и взрослые, дети в определении здоровья отдают приоритеты признакам физического здоровья. Но представление дошкольников о критериях физического здоровья нелогичны и бессистемны. Дети не соотносят занятия физкультурой с укреплением здоровья, несмотря на то что в этих дошкольных учреждениях реализуются оздоровительные программы.

Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов к сохранению и укреплению здоровья детей является одной из важнейших задач на современном этапе модернизации дошкольного образования. Комплексный подход в оздоровлении детей осуществляют многие дошкольные образовательные учреждения.

Физкультурные занятия в подавляющем своем большинстве не имеют оздоровительной направленности. Проводя лечебно-профилактическую работу, детьми попросту манипулируют. Для чего с ними проводят те или иные мероприятия, дети толком сказать не могут или повторяют все как один (часто хором) заученные фразы. Да и сама лечебно-профилактическая деятельность, нередко из-за отсутствия должного медицинского обоснования, носит спонтанный характер.

К другим основаниям модернизации содержания физкультурно-оздоровительной деятельности являются новейшие исследования в области педиатрии, спортивной медицины, валеологии, психологии здоровья. В свете этих исследований многие технологии физического воспитания и лечебно-профилактической работы должны быть пересмотрены.

Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).

3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здо-ровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

К основным направлениям оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении следует отнести:

  • организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
  • организацию питания;
  • обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду;
  • организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;
  • физическое воспитание детей.

Система общеоздоровительных мероприятий включает:

  • обучение детей уходу за своим телом,
  • закаливание,
  • витаминизацию блюд,
  • фитопрофилактику,
  • натуропатию,
  • освоение упражнений психосаморегуляции состояния,
  • оптимизацию двигательной деятельности детей.

Таким образом, любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка.

Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.

При проведении оздоровительных мероприятий должны быть усилены их психолого-педагогические аспекты. Это предполагает воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью и выработку автоматизированных навыков заботы о своем теле.

Организация ухода за детьми должна стать предметом особой заботы и контроля со стороны руководителя дошкольного учреждения. Отличный уход за детьми — это, по существу, главный компонент оздоровительной деятельности.

Модернизация содержания физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения связана с разработкой особого междисциплинарного научно-практического направления, которое доктор психологических наук, директор Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО В.Т. Кудрявцев назвал развивающей педагогикой оздоровления.

Основные характеристики педагогики оздоровления следующие:

  • представления о здоровом ребенке как идеальном эталоне и практически достижимой норме детского развития;
  • здоровый ребенок рассматривается как целостный телесно-духовный организм;
  • оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей;
  • работа по оздоровлению детей не может осуществляться только медицинскими методами;
  • эффективность применения медицинских методов возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами.

Основные идеи педагогики оздоровления реализуются в Программе развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4—7 лет, а ее ключевым принципом является индивидуально-дифференцированный подход. К числу других основных принципов педагогики оздоровления относятся:

Таким образом, формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки, креативности и коммуникативности.

На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.

Возраст с 5 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.

Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.

К основным принципам семейного воспитания относятся:

  • принцип наследования и индивидуализации;
  • принцип активности;
  • принцип органичности и преемственности в освоении знаний;
  • принцип использования комментариев;
  • принцип резонанса.

Базовые принципы семейного воспитания формировались не одно столетие. Семью рассматривают и как «ячейку общества», и как «организованную общность». В первом случае семья предоставляет подрастающему поколению возможность наследования, а во втором — возможность включения в социальные отношения.

Соблюдение принципа наследования позволяет научить ребенка подчиняться авторитету взрослого, а через него — норме, традиции, закону. Но в семье существует еще одна традиция. Она противоположна наследованию и даже разрушает его. Это стремление ребенка к индивидуализации своего сознания, своего отношения к Миру. Оно направлено на преодоление существующего закона, авторитета, на создание своего смысла данного закона. И только при реализации двух важнейших традиций: наследования и индивидуализации — происходит не только сохранение, но и обогащение культуры. Именно соблюдение принципов наследования и индивидуализации предопределяет в семье нормальное физическое развитие ребенка, развитие его личности и индивидуальности.

Принцип активности предполагает создание условий для реализации устремлений ребенка, в том числе и в удовлетворении его естественных потребностей. Семья удовлетворяет потребность ребенка в пище, тепле, отдыхе, ласке. В ней он удовлетворяет потребность в движении, она предоставляет ему возможность на доступном его пониманию уровне изучать окружающий мир.

Одним из значимых принципов семейного воспитания является принцип органичности и преемственности в освоении знаний предыдущему опыту ребенка. Знание всегда вырастает из опыта ребенка, оно тесно связано с его переживаниями и устремлениями. И в этом смысле знание никогда не может быть навязано ребенку. Оно всегда выстраивается на мироощущении и миропонимании ребенка, его личном опыте. В семье чаще интуитивно, нежели сознательно, следуют этому принципу. А вот в практике общественного воспитания чаще бывает иначе. Знание навязывается со стороны и должно быть (а почему «должно», ребенку не объясняют) им усвоено.

Следование принципу органичности и преемственности позволяет ребенку «выращивать» свое знание на основе своего опыта и тех понятий, которые у него к этому времени сформировались. Задача педагога — помочь ребенку выстроить в своем сознании новые понятия, помочь ему организовать свою деятельность и в результате получить свои новые знания как следствие движения по его индивидуальному пути.

Принцип использования комментариев требует от педагога демонстрации ребенку своего хода рассуждений по поводу выхода из проблемной ситуации. Родители и другие члены семьи так поступают довольно часто. По существу, они ничего не рекомендуют ребенку, а только лишь демонстрируют ему свой смысл, свое знание, свой ход мыслей. Благодаря реализации этого принципа семейного воспитания дети овладевают различными видами комментария, как типа речевой деятельности:

а) рефлексивным, помогающим ребенку осознать скрытые мотивы своих поступков;

б) логическим, дающим возможность поразмышлять над различными вариантами своих действий;

в) целевым, позволяющим сопоставить смысл деятельности с ее целями и результатами, и т.д.

Создание бесчисленного множества ситуаций для бесконечной демонстрации ребенком своих возможностей называют принципом резонанса. Это очень важный принцип семейного воспитания. Благодаря его реализации ребенок «видит» свои растущие возможности. Он начинает создавать образ «себя будущего» и стремиться к его воплощению. Так начинается путь саморазвития. Становление сознания ребенка во многом определяется средой обитания ребенка и зависит главным образом от образа жизни и мыслей окружающих его взрослых, а также от того, насколько они могут сделать этот образ жизни и мыслей понятным, «видимым» для ребенка.

Использование принципов семейного воспитания в практике дошкольного образования и особенно в физкультурно-оздоровительной работе требует организации системы специальных проблемных педагогических ситуаций. Суть их не в передаче знаний о здоровом образе жизни или обучении уходу за своим телом или физическим упражнениям, а в характере организуемой деятельности, в характере комментариев взрослого, в возможности продемонстрировать детьми своих растущих возможностей.

Ребенок должен осознать:

  • получил ли он удовлетворение от физкультурной деятельности;
  • ожидал ли он конкретных результатов и добился ли их;
  • удовлетворен ли он этими результатами;
  • в чем он видит смысл своей деятельности;
  • отличается ли ситуация, в которой он сейчас находится, от той, в которой он был в прошлый раз.

Другими словами, следует постоянно работать с собственными смыслами ребенка, помогая ему осознавать себя как человека со своими намерениями, целями, желаниями, симпатиями и антипатиями, человека, наделенного способностями чувствовать, мыслить, понимать, выстраивать свою деятельность.

Разумеется, в три-четыре года такая мыслительная деятельность ребенку еще не под силу. Но это не означает, что начинать ее следует в старшем дошкольном возрасте. Каждый раз после физкультурного занятия, водной процедуры, игры, гимнастики и т.п. следует спрашивать малышей о том, понравилось ли им заниматься, хорошо ли они себя чувствовали, не устали ли они и т.п. Ведь именно так и делают каждый раз их родители. А через некоторое время, например вечером, попросить рассказать о том, чем они занимались днем. Если подобная работа ведется в системе, то постепенно малыши научаются запоминать свои действия, размышлять над ними.

В старшем дошкольном возрасте работу над поиском ребенком своего смысла и целей в общей для всех детей физкультурно-оздоровительной деятельности должна быть предельно целенаправленной. Она предваряет физкультурные мероприятия и завершает их. Следует особо отметить, что ход подобных образовательных ситуаций заранее не планируется, поскольку напрямую зависит от внутренней логики развития физкультурно-оздоровительной деятельности в конкретный временной период времени.

Успех в осознании ребенком своей позиции созидателя в отношении своего здоровья во многом зависит от профессионально-личностных установок воспитателя или физорга, от того, как они понимают основную направленность своего общения, своего совместного проживания различных образовательных ситуаций с ребенком.

Уважаемые слушатели курсов повышения квалификации!

Для получения зачета по пройденной части курса вам необходимо подготовиться к практическому занятию, которое будет проходить во 2 сессию и представлять собой тестовое задание.

Этот тест основан на материалах трех первых лекций по курсу В.Г. Алямовской «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» (Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. — 2004. — №17-24.) или

Тест следует выполнять на приведенном ниже бланке:

1. Выберите правильный ответ (подчеркнуть):

1.1. Чье определение здоровья в настоящее время является общепринятым?

б) В.П. Казначеева;

в) Всемирной организации здравоохранения.

1.2. Какой концептуальной модели соответствует определение здоровья ВОЗ?

1.3. Социальное здоровье определяется как:

а) количество и качество межличностных связей индивидуума и степень его участия в жизни общества;

б) вовлеченность в общение, в социальное взаимодействие;

в) способность к саморегуляции состояния.

1.4. Наиболее важным критерием психического здоровья принято считать:

а) критический подход к обстоятельствам жизни;

б) состояние нервной системы;

в) психическое равновесие.

1.5. Заслуга в привлечении внимания к проблеме здоровой личности принадлежит:

2. Заполните пропуски

2.1. Наличие базовой оздоровительной программы позволяет …. ……. ….. процесс оздоровительной деятельности и обеспечивать ее ……………. …. .

2.2. Здоровье — это многоаспектное . ……………….. понятие, сущностными характеристиками которого являются физическое, ………. ………., ……. ……. ……… и …. ……. …… благополучие человека.

2.3. Сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления, выполняемую деятельность, собственное поведение характеризуется в психологии как способность к ………. ……….. ………. ………….. .

2.4. Значительная часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их ……. ………… о ………. ………….. .

2.5. Перечислите основные условия развития у ребенка потребности в здоровом образе жизни:

2.6. Перечислите основные принципы педагогики оздоровления:

2.7. Перечислите обязательные разделы программы лечебно-профилактической работы:

3. Верно или неверно:

3.1. Научных обоснований необходимости комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности не существует — . .

3.2. При организации оздоровительной деятельности необходимо учитывать ее психолого-педагогические аспекты — . .

3.3. Серьезным стрессовым фактором может стать чрезмерность авторитаризма воспитателя, а также непрофессиональный подход к организации межличностного общения детей — . .

3.4. Наличие стрессоров может не вызывать стрессового состояния — . .

3.5. Степень устойчивости настроения показывает наличие стрессорного воздействия — . .

4. Вычеркните лишнее:

4.1. Раскрывают характеристики психического состояния такие понятия, как:

4.2. Принято характеризовать психические состояния как:

4.3. В структуре стресса различают:

а) стрессорное воздействие;

д) стрессовые изменения.

Подготовила: старший преподаватель

Источник:
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ Основания модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Характеристика основных
http://orenipk.ru/rmo_2009/rmo-dou-2008/dou_zdorovie.html

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость.

К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Статистика бьют тревогу. Многие причины – от нас не зависящие и изменить что-либо не в наших силах. Но есть одна, на наш взгляд, очень важная – это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья. Только физически развитые и практически здоровые дети достигают успехов и вершин познания мира. Для реализации данного направления в педагогической деятельности разработали проект «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» для работы с детьми подготовительной группы

Вид проекта: информационно-творческий, коллективный.

Сроки реализации: три месяца.

Участники проектной деятельности: педагоги, дети подготовительной группы.

Цель: формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе сознания.

  • формировать навыки здорового образа жизни;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
  • дать представление о значении для здоровья человека витаминов и физической культуры;
  • создать условия для накопления материала и оформления полученной детьми информации;
  • привлечь родителей к решению поставленных задач;
  • проведение спортивного праздника совместно с родителями.

ПЕРВЫЙ ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Разработка и проведение диагностики на выявление знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.

Воспитатель и старший воспитатель:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

Сотрудничество с родителями:

Оформление папок–передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы. Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно–образовательному процессу в ДОУ.

Чтение художественной литературы:

  • В. Даль «Война грибов и ягод»,
  • К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»,
  • Ю. Тувим «Овощи», Загадки об овощах и фруктах,
  • А. Барто «Девочка чумазая»,
  • Е. Шкловский «Как вести себя во время болезни»,
  • Маша Трауб «Съдобные сказки»,
  • Вадим Коростылев «Королева Зубная щетка»,
  • А. Барто «Я расту»,
  • пословицы, поговорки, потешки.
  • мультфильмов «Мойдодыр», «Федорино горе»,
  • презентаций «Бактерии», «Удивительные превращения внутри нас», «На стеклянной полочке», «Правила поведения на прогулке», «Витамины», Анатомия», «Микробы».

Беседы и занятия согласно перспективному планированию.

Художественное творчество (занятия в детском саду аппликацией и лепкой):

  • витаминная корзина,
  • натюрморт,
  • микробы,
  • овощи на тарелке,
  • работа в тетради «Здоровье и ребенок» (тетрадь к учебному пособию «Безопасность» — авторы пособия Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б. — СПб.).

Формы и методы работы с детьми:

  • широкое использование игрушек, демонстрационного и раздаточного материала, в соответствии с темой проекта;
  • использование в работе мультимедийные презентации;
  • изготовление пособий для занятий и декораций для развлечения;
  • оформление выставок детских работ.
  • семинар практикум по валеологии;
  • плакат «Мы за здоровый образ жизни»
  • изготовление печатных консультаций по темам: «Здоровье и питание»; « Будьте осторожны ,глисты», «Чтобы зубки не болели», «Будь здоров»; «ОРЗ(ОРВИ)»
  • Подбор пословиц и поговорок о здоровье
  • Плакат «Здоровый выходной в моей семье»
  • Смотр-конкурс нестандартного физкультурного оборудования
  • организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, лепки.

ТРЕТИЙ ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

  • экскурсия в библиотеку;
  • открытое занятие;
  • продуктивная деятельность;
  • физкультурное развлечение «Мы со спортом крепко дружим»
  • Изготовление и пополнение картотеки игр
  • изготовление цифрового фотоальбома «Волшебная страна — здоровья»

— тематический альбом «Витаминная корзина!»

У детей должны сформироваться следующие представления:

  • что такое здоровье и как его сберечь;
  • что такое режим, гигиена ;
  • о самых значимых витаминах, в чём они содержаться и как влияют на здоровье;
  • о том, что есть полезные и неполезные продукты, какие они;
  • что такое микробы и вирусы;
  • какие бывают болезни, что их вызывает;
  • правила оказания первой помощи.
  • Воспитатели: Е.М. Муталиева, М.А. Васильева.
  • Старший воспитатель: М.А. Мамчик.

Источник:
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость. К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и
http://deti-club.ru/doshkolnoe-obrazovanie-zdorovesberegayushhie-texnologii-v-detskom-sadu

Здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС

В современных учреждениях дошкольного типа акцентируется огромное внимание на сохранении, поддержке и обогащении здоровья детей. Воспитатели работают на обеспечение и сохранение наиболее высокого уровня здоровья дошкольников в детских садах, используя интегральный подход к детскому здоровью в целом. На основании этого у ребенка формируется восприятие понятия «здоровье» и необходимость заботится о нем.

Сегодня вопрос здоровья первоочередной во многих детских учреждениях. Так и в детских садах выполнение условий данного вопроса является важнейшей задачей. Как правило, вспомогательными составляющими в обеспечении здоровья детей являются здоровьесберегающие технологии — это главные составляющие модернизированного детского сада. Основная цель здоровьесберегающих технологий состоит в поддержании высокого уровня здоровья дошкольников, формировании у них качественных знаний и навыков построения активного и здорового образа жизни. Стоит отметить, что здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС отличаются от других образовательных технологий своей комплексной диагностикой состояния организма ребенка и возможностью проанализировать динамику, благодаря которой получают полную картину оценки здоровья дошкольника.

Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС

Как правило, здоровьесберегающие технологии в детском саду подразделяются на:

  • физкультурно-оздоровительные,
  • технологии организации социально-психологического равновесия ребенка,
  • работу по просвещению родителей по общей теории здоровья,
  • работу по здоровьесбережению и здоровьеобогащению воспитателей дошкольного образования,
  • здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании.

Основные задачи здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС:

  • сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;
  • создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка;
  • обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду.

Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду

Реализация указанных выше задач возможна благодаря внедрению целого ряда современных здоровьесберегающих технологий в дошкольное образование, направленных на реконструкцию и сохранение здоровья. И это не случайно, так как в разработку методик заложены многофункциональные аспекты развития ребенка. Квалифицированные медики все чаще заостряют свое внимание на повышенном росте заболеваемости среди детей детских учреждений и обращают внимание воспитателей на необходимость активизации работы по сохранению здоровья детей. С точки зрения специалистов в области медицины, лишь совместная плодотворная работа педагога дошкольного образования, родителей и детей способна обеспечить комплексное единство физического и духовного в жизни дошкольника.

Методики здоровьесбережения акцентируют внимание на учете правильного распределения нагрузок физического характера в связи с возрастными параметрами, профилактики перенагрузки детей. Поэтому в современном мире специалисты настаивают на необходимости проведения небольших перерывов между занятиями в виде определенных упражнений для глаз и рук — это так называемые физминутки для дошкольников.

Кроме того, сегодня в детских садах педагоги дошкольного образования больше времени уделяют гимнастическим упражнениям, как общего характера, так и специального назначения. Одним из популярных видов является ортопедическая гимнастика, которая ориентирована на профилактику болезней опорно-двигательной системы. Такой вид гимнастики актуален сегодня в связи с частым развитием у детей младшего возраста плоскостопия.

Массаж – одно из любимых занятий дошкольников. Однако здесь важно помнить воспитателю о вреде самомассажа и важности умения доступно объяснить ребенку, что необходимо делать, чтобы не нанести вред своему организму.

Нельзя не сказать и о пользе главнейшей составляющей физического воспитания – закаливании. Эта процедура воздействует на защитные силы организма, развивает устойчивость к окружающей среде. Однако необходимо помнить, что несоблюдение всех принципов закаливания может привести к негативным последствиям.

Мероприятия игрового плана в дошкольных учреждениях происходят по группам с учетом возрастных категорий и степени подвижности детей. В детских учреждениях современного типа акцентируется внимание не только на физическом, но и на эстетическом воспитании и здоровье. На занятиях нравственной направленности воспитанники детских садов имеют возможность посещать театры, выставки. Но ни для кого не является тайной, что основные азы нравственности ребенок получает при общении с семьей и воспитании дома.

Проанализировав характеристики и последствия от применения каждой методики можно абсолютно точно сказать, что все выше оговоренные технологии выполняют оздоровительную функцию. Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС – это гарант полноценного развития организма ребенка.

Источник:
Здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС
Воспользуйтесь нашими советами, внедряя здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС. Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду — это необходимость. В статье приведены основные виды здоровьесберегающих технологий в детском саду.
http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/6596-zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-detskom-sadu-po-fgos.html

Использование здоровьесберегающих технологий в проведении режимных моментов МБДОУ ЦРР – детский сад 21 Составила: Вяткина Н

Использование здоровьесберегающих технологий в проведении режимных моментов МБДОУ ЦРР – детский сад 21 Составила: Вяткина Н.Г. — воспитатель. — презентация

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемРостислав Чаплин

Презентация на тему: » Использование здоровьесберегающих технологий в проведении режимных моментов МБДОУ ЦРР – детский сад 21 Составила: Вяткина Н.Г. — воспитатель.» — Транскрипт:

1 Использование здоровьесберегающих технологий в проведении режимных моментов МБДОУ ЦРР – детский сад 21 Составила: Вяткина Н.Г. — воспитатель

2 Здоровьесберегающие технологии- система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития

3 Виды здоровьесберегающих педагогических технологий: Динамические паузы; Динамические паузы; Подвижные спортивные игры; Подвижные спортивные игры; Релаксация; Релаксация; Гимнастика пальчиковая; Гимнастика пальчиковая; Гимнастика бодрящая; Гимнастика бодрящая; Гимнастика дыхательная; Гимнастика дыхательная; Организация совместной деятельности детей на занятии. Организация совместной деятельности детей на занятии.

4 Проведение утренней гимнастики Проводится ежедневно до завтрака, в течении мин. Проводится ежедневно до завтрака, в течении мин. Форточки остаются открытыми. Форточки остаются открытыми. Дети занимаются босиком. Дети занимаются босиком.

5 Физкультминутки и динамические паузы Во время занятий 2-5 минут. Во время занятий 2-5 минут. По мере утомляемости детей. По мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления.

6 Пальчиковая гимнастика Ежедневно. Ежедневно. С младшего возраста. С младшего возраста. Индивидуально или по подгруппам. Индивидуально или по подгруппам. Особенно Особенно рекомендуется детям с речевыми проблемами. рекомендуется детям с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени. Проводится в любой удобный отрезок времени.

7 Дыхательная гимнастика В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. В качестве динамической паузы на занятиях В качестве динамической паузы на занятиях Важно обеспечить проветренное помещение. Важно обеспечить проветренное помещение.

8 Двигательная активность на прогулке Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

9 Гимнастика бодрящая Форма проведения различная: Форма проведения различная: упражнения на кроватках; упражнения на кроватках; обширное умывание; обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; ходьба по ребристым дощечкам; Лёгкий бег из спальни Лёгкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях. в группу с разницей температуры в помещениях.

11 Подвижные и спортивные игры как часть физкультурного занятия; как часть физкультурного занятия; на прогулке; на прогулке; в групповой комнате – малой и средней подвижности; в групповой комнате – малой и средней подвижности; Ежедневно, во всех возрастных группах. Ежедневно, во всех возрастных группах.

12 ПРИНЦИПЫ здоровьесберегающей деятельности: УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЁНКА; УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЁНКА; УЧЁТ ИНТЕРЕСОВ И НАПРАВЛЕННОСТИ РЕБЁНКА, ЕГО АКТИВНОСТИ, ИНИЦИАТИВНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ; УЧЁТ ИНТЕРЕСОВ И НАПРАВЛЕННОСТИ РЕБЁНКА, ЕГО АКТИВНОСТИ, ИНИЦИАТИВНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ; СВОБОДА В ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА В РАЗНЫХ ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДПРОЦЕССА, ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА; СВОБОДА В ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА В РАЗНЫХ ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДПРОЦЕССА, ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА; ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА; ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА; ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И СОТВОРЧЕСТВО; ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И СОТВОРЧЕСТВО; СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.

13 «Я НЕ БОЮСЬ ЕЩЁ И ЕЩЁ РАЗ ПОВТОРЯТЬ:ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ – ВАЖНЕЙШИЙ ТРУД ВОСПИТАТЕЛЯ, ОТ ЖИЗНЕРАДОСТНОСТИ, БОДРОСТИ ДЕТЕЙ ЗАВИСИТ ИХ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ, УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ, ПРОЧНОСТЬ ЗНАНИЙ, ВЕРА В СВОИ СИЛЫ». «Я НЕ БОЮСЬ ЕЩЁ И ЕЩЁ РАЗ ПОВТОРЯТЬ:ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ – ВАЖНЕЙШИЙ ТРУД ВОСПИТАТЕЛЯ, ОТ ЖИЗНЕРАДОСТНОСТИ, БОДРОСТИ ДЕТЕЙ ЗАВИСИТ ИХ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ, УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ, ПРОЧНОСТЬ ЗНАНИЙ, ВЕРА В СВОИ СИЛЫ». В.А.Сухомлинский. В.А.Сухомлинский.

Источник:
Использование здоровьесберегающих технологий в проведении режимных моментов МБДОУ ЦРР – детский сад 21 Составила: Вяткина Н
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий: Динамические паузы; Динамические паузы; Подвижные спортивные игры; Подвижные спортивные игры; Релаксация; Релаксация; Гимнастика пальчиковая; Гимнастика пальчиковая; Гимнастика бодрящая; Гимнастика бодрящая; Гимнастика дыхательная; Гимнастика дыхательная; Организация совместной деятельности детей на занятии. Организация совместной деятельности детей на занятии.
http://www.myshared.ru/slide/1094767/

COMMENTS